Романчук: «После окончания войны Беларусь и Россия поймут, что украинский рынок для них потерян»
Экономист об украинских санкциях против белорусских предприятий и перспективах восстановления товарооборота между двумя странами.
Недавно президент Украины Владимир Зеленский одобрил решение Совета нацбезопасности и обороны о введении санкций против 185 физических и юридических лиц, «которые использует государство-агрессор, чтобы перевозить по железной дороге военную технику и солдат». В санкционный список попали 23 белорусских предприятия — среди них «Беларуськалий», Гомельский химический завод, Белорусская железная дорога и другие, пишет «Салiдарнасць».
Активы предприятий, в отношении которых введены санкции, будут блокироваться в Украине, а имеющееся имущество будет использовано для обороны. Кроме того, Украина будет работать над тем, чтобы аналогичное блокирование было применено и другими странами.
— Полный список активов понять невозможно, потому что эта информация, доступная органам госуправления Украины, — отмечает экономист Ярослав Романчук в экспресс-комментарии. — Если говорить о таких крупных компаниях как «Беларуськалий», то даже удивительно, что это было сделано только сейчас, спустя почти год после начала полномасштабной войны. В таком статусе арест активов является естественной мерой по противодействию влияния страны-агрессора.
Экономист отмечает, что сегодня торговли между Беларусью и Украиной не может быть. В результате этого Беларусь потеряла третий по величине рынок сбыта.
— Тогда зачем украинские власти вводят санкции против белорусских предприятий, если и так с ними не торгуют?
— Это формальная процедура, чтобы потом, когда будут суды и будет стоять вопрос о репарациях или компенсациях за нанесенный ущерб со стороны Беларуси, конфисковать эти активы, выплачивать репарации с них.
— Где теперь Украина берет нефтепродукты, которые раньше покупала у Беларуси?
— Беларусь очень долго работала в привилегированном режиме на рынке энергетических товаров. Украинские чиновники и коммерсанты не развивали свой ТЭК, слабо работали с ЕС, но сегодня ситуация кардинально поменялась.
Да, в результате разрушения инфраструктуры, в том числе энергетической, Украина страдает, но благо ЕС помогает, и Украина стала полноценным членом энергетического рынка ЕС. Поэтому после окончания войны Беларусь и Россия поймут, что рынок Украины для них потерян.
— Украина не разорвала с Беларусью дипломатические отношения. А что будет с торговлей между странами после окончания войны? Сможет ли восстановиться прежний товарооборот?
— Все зависит от того, когда и как закончится война, как будут вестись переговоры по репарациям, будет ли Беларусь демократической страной и как она будет выстраивать отношения с «Российской империей» или ее остатками.
Здесь огромное количество вопросов, ответы на которые в том числе будут формировать политику взаимоотношений экономики между Беларусью и Украиной.
— Остаются ли знаковые белорусские предприятия, которые не находятся сейчас под санкциями со стороны Украины и (или) Запада?
— Я таких не знаю. Знаковые — это ТЭК, удобрения, металлы, химия, финансовые организации, все они под санкциями и все они уже в клещах российского бизнеса и схематозников, и это одна из самых больших угроз для Беларуси. Сегодня никакие белорусские предприятия ни в каком режиме не могут сотрудничать с Украиной.
Читайте также: Посольство Индии заявило о сокращении поставок калийных удобрений из Беларуси
Бюджет прожиточного минимума повысят в Беларуси. Вот когда и на сколько
Еще один банк начал выдавать кредиты на недвижимость
Если статья не открывается, включите, пожалуйста, VPN. Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или обсудить тему, которая вас взволновала.