«Инопланетяне захватили землю». Можно ли обмануть cудебного эксперта-психиатра?
Как проводят судебно-психиатрическую экспертизу с теми, кто преступил закон.
От историй, которые приходится выслушивать герою статьи, у обычных людей холодеет кровь и сжимается сердце: насилие отцов над собственными детьми, убийство друга и изготовление чаши из его отрезанной головы, бензопила как орудие убийства в торговом центре.
Почему люди совершают чудовищные преступления? Раскаиваются ли они в содеянном? Как удается выяснить истинные мотивы преступлений, о которых виновные не признаются во время следствия и порой даже себе? Об этом и многом другом корреспондент БЕЛТА поговорил с начальником управления судебно-психиатрических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минску Андреем Риманом.
«Я фанат своей работы»
Выбор профессии в жизни Андрея Римана был довольно случайным. То есть он, конечно, знал, что хочет стать доктором, но каким именно — не представлял. Чтобы не рисковать при поступлении на лечебный факультет, где был большой конкурс, молодой человек пошел на педиатрический — и не разочаровался: там схожая программа плюс еще курс о том, как устроены дети. На последних курсах он заинтересовался психиатрией.
Будучи интерном, однажды пришел в Республиканскую клиническую психиатрическую больницу (сейчас РНПЦ психического здоровья), где обратил внимание на отделение, огороженное колючей проволокой и охраняемое собаками. Там под стражей содержались люди, обвиняемые в преступлениях и направленные на судебно-психиатрическую экспертизу. Андрей задавал много вопросов главврачу по поводу увиденного, и тот его запомнил. По окончании интернатуры молодой врач хотел пойти в общепсихиатрическое отделение, но вмешался тот самый главврач. Он сказал: «Будешь судебным психиатром, у тебя все задатки есть».
— И он не ошибся. Я фанат своей работы, — признается Андрей Риман. — У меня стаж экспертной работы уже более 20 лет. Самое для меня приятное и увлекательное — это исследовать человека в экспертном плане и написать заключение.
Он азартен в том, чтобы докопаться до истины, разобраться, что побудило человека совершить преступление и были ли его мотивы осознанными.
— Экспертиза — это тоже своего рода расследование. Мне нужно собрать в единую картину всю жизнь человека, все пазлы. И когда все сойдется, тогда я понимаю, почему так произошло, — объясняет судмедэксперт. — Самое главное — мотивация, особенно когда совершается преступление. Мне важно понять, совершено ли оно по болезненным мотивам или нет. И тогда я спокойно пишу, например, что человек мог в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, не нуждается в лечении и его поведение не было обусловлено болезненными мотивами.
Что такое «экспертный кайф»
По собственному выражению Андрея Римана, от распутывания сложных цепочек можно испытать «экспертный кайф».
А сложных экспертиз в практике врача было немало. Например, по изучению личности парня с бензопилой, который в октябре 2016 года совершил нападение на посетителей торгового центра «Новая Европа» в Минске. Тогда от рук преступника погибла одна женщина, другая была ранена. Решением суда он был приговорен к 15 годам лишения свободы, но за совершенное в тюрьме покушение на убийство охранников срок заключения ему увеличили до 22 лет.
Чаша из головы бывшего друга
Еще один пациент, которого приходилось обследовать психиатру, убил свою девушку, потом совершил с ней половой акт, убил и расчленил своего друга — отрезал голову и вываривал ее.
— У него на все имелись определенные объяснения. Было непросто все это писать, анализировать, — отметил судмедэксперт. — Непросто, потому что было немало симптомов, их надо было дифференцировать, куда их отнести, к какому психическому расстройству. Надо было тщательно подходить к вопросу, была ли его мотивация болезненная. Там экспертиза писалась около месяца. В течение этого месяца я жил этим всем. Я утром просыпался — и сразу мой мозг выдавал фразы, которые я буду использовать в заключении эксперта.
Как выяснил специалист, человек, совершивший это жуткое преступление, в свое время учился на историческом факультете, увлекался историей и знал, что в древности люди отрубали головы своим врагам, вываривали их и делали чаши для вина. Когда молодой человек узнал, что его бывший друг стал любовником его жены, соответственно он стал для него врагом.
— Он вспомнил про это (обычай из древности. — прим. ред.) и решил так сделать, это не обусловлено болезненным мотивом, — пояснил судмедэксперт.
Впрочем, психическое расстройство у обвиняемого все же было выявлено.
— При этом психическом расстройстве образ своего внутреннего «я» несколько расплывчатый, поэтому такие люди склонны к тесным и напряженным взаимоотношениям со своим половым партнером. «Я» такого человека очень прилипает к «я» партнера, и, когда они расстаются, он очень болезненно воспринимает, может нанести самоповреждения, а может направить вектор агрессии вовне, на других людей, — рассказал Андрей Риман.
Тяжело ли ему самому вникать в подобные леденящие кровь истории и так или иначе пропускать их через себя?
— Ко всему человек привыкает, — отвечает на вопрос специалист. — Первое время я очень волновался, когда был молодым экспертом. Тревожно спал, задавал тысячи вопросов и заведующему отделением, и коллегам. Потом адаптировался.
Сейчас суть его работы заключается в проведении судебных клинико-психиатрических экспертиз в условиях амбулатории. По сути, это интервью с человеком, которое может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Иногда требуется не одна такая встреча, чтобы разобраться, что происходит и страдает ли человек каким-то психическим заболеванием.
— Высший пилотаж в условиях такого интервью — не проводить какие-либо тесты, а в процессе построить беседу так, чтобы выяснить состояние всех сфер психической деятельности без тестов, — поясняет Андрей Риман. — А человек даже не почувствует, что его тестировали. Он просто поговорил с врачом, пожаловался на недомогания, рассказал, что произошло в период инкриминируемого ему деяния.
Немножко «психом» бывает каждый
Кстати, состояние психического расстройства по крайне мере раз в жизни испытывает каждый человек. Например, если употребить стакан крепкого спиртного, появится состояние острой неосложненной алкогольной интоксикации, говоря медицинским языком. Наблюдаются симптомы психического расстройства: излишняя веселость, притупляется критическое восприятие действительности, желание спорить, выяснять, кто кого уважает, у некоторых — агрессия. По мере выведения спирта из организма психика нормализуется.
Или другой пример. Психическое расстройство может появиться на фоне резкой перемены в жизни. Измена любимого человека может спровоцировать расстройство адаптации: человек начинает плохо спать, тревожиться, не может сосредоточиться. Некоторые обращаются за помощью к психологам. Хотя в белорусском обществе так делать все еще не очень принято, люди предпочитают не афишировать свои проблемы.
Косить под больного? Психиатра не обманешь
Разобраться в мотивах, по которым человек совершает преступление, — главная задача для эксперта. На основании этого он выносит заключение, вменяем подсудимый или нет. Процент тех, кого признают невменяемым, относительно невелик — до 10% из тех, кто попадает на экспертизу в стационар.
В своей практике Андрей Риман общался с многими людьми, совершившими убийства. Например, когда работал в стационаре для лиц под строгим наблюдением, там могли единовременно содержаться до 40 обвиняемых в убийствах.
— Есть профессиональные убийцы, наемники. Они совершенно спокойны, не переживают, — рассказал врач. — А есть человек… Так сложилась ситуация (что он кого-то убил. — прим. ред.), он так отреагировал, а потом корит себя, переживает, не спит ночами, пытается свою жизнь окончить самоубийством.
Одна из самых интересных категорий для профессиональных исследований судмедэксперта — это те, кто пытается симулировать невменяемость. Случается такое нечасто. По наблюдениям Андрея Римана, как правило, к этому склонны мошенники.
— Очень интересно и сложно работать с мошенниками, потому что это люди изначально артистичные, они легко вживаются в различные роли, пытаются манипулировать, входят в разные образы и настолько убедительны… Потому им и верят потерпевшие, — сказал специалист. — Они пользуются своим талантом, пытаются манипулировать, обмануть, чтобы избавиться от уголовной ответственности.
Довольно часто пытаются симулировать лица, которые совершили действия сексуального характера с детьми.
— Обычно в местах лишения свободы крайне негативно относятся к таким лицам другие заключенные. Находясь еще в следственном изоляторе, они понимают, какое к ним отношение сейчас и какое будет. Они пытаются как-то «попасть на больницу», — пояснил судмедэксперт.
Он вспомнил один из таких случаев: отец насиловал своего сына, начиная с 4-5-летнего возраста. Сын вырос, ему было 15 лет, и родилась сестра у этого парня, дочка обвиняемого. Когда дочери исполнилось 4-5 лет, отец стал насиловать и ее, привлекая к сексуальным действиям в отношении дочери своего сына.
— Мать не подозревала, все делалось очень скрытно, в те моменты, когда мать была на работе. Все хранилось в тайне. Он так все обставил и угрозами, и шантажом, и подарками, что дети молчали, это было их тайной, — рассказал Андрей Риман.
По его словам, в человеческой популяции около 5% страдают педофилией, обычно это мужчины. Для сравнения, больных шизофренией, по данным медицинской науки, в популяции около 1%. Большая опасность для окружающих состоит в том, что люди, страдающие шизофренией, могут на фоне своих болезненных фантазий причинить серьезный вред другим. В практике судмедэксперта был случай, когда больной шизофренией был уверен, что инопланетяне намерены захватить Землю, чтобы использовать внутренние органы ее жителей в каких-то своих коварных целях.
— Ему говорили голоса. И он очень опасался за свою семью, что с ней произойдет то, о чем ему говорили. И дабы их спасти от этого ужасного, он пытался убить детей, жену и себя, — пояснил специалист.
Читайте также: На станции скорой медицинской помощи в Барановичах поменялся руководитель
Лучших медработников наградили в Брестской области. Среди них есть и барановичские
Если статья не открывается, включите, пожалуйста, VPN. Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или обсудить тему, которая вас взволновала.