Новости / Дети

Как правильно хвалить ребенка и какие ошибки часто допускают родители, рассказала психолог

24.07.2022, 11:35  chat_bubble0

Как влияет на детей отсутствие похвалы и ее чрезмерное количество, почему не стоит говорить ребенку «Ты молодец!» и зачем нужны я-послания, Intex-press объяснила детский и семейный психолог Марьяна Лабинцева.

Как правильно хвалить ребенка и какие ошибки часто допускают родители, рассказала психолог

Марьяна Лабинцева. Фото: личный архив

Похвала – это один из способов выражения родительской любви и принятия, одобрение и положительная оценка совершенных действий или поступков ребенка. Именно ориентируясь на похвалу от родителей и других значимых взрослых, дети получают представления о нормах, ценностях, самих себе и о пресловутом «что такое хорошо и что такое плохо».

Тогда и сейчас

Раньше, в советское время, было не принято хвалить детей и отмечать их успехи, потому что считалось, что они будут слишком гордиться собой, задирать нос, перестанут стараться, сядут на шею и свесят ножки. В результате оказалось, что отсутствие похвалы – это прямой путь к низкой самооценке, неуверенности в себе и к недовольству собой даже в том случае, если успехи действительно есть, отмечает Марьяна Лабинцева.

В современном мире, наоборот, появилось мнение, что детей надо хвалить за все и всегда, чтобы они были успешными, счастливыми, уверенными и свободными. Но и это не совсем верная позиция, так как хвалить ребенка, чтобы это было с пользой, все-таки нужно уметь.

Зачем хвалить

В целом, похвала нужна для того, чтобы ребенок верил в свои силы, чтобы он знал, что родители, педагоги, воспитатели видят и ценят его, чтобы у него появлялось стремление учиться чему-то новому, формировалась адекватная самооценка, и чтобы ребенок сам к себе относился хорошо.

Кроме того, когда мы, взрослые, хвалим детей за хорошие поступки и указываем на те, что совершать не стоит, у них формируется стремление делать что-то хорошо, а не плохо.

Перехваливать тоже плохо

Хвалить действительно нужно уметь для того, чтобы не навредить самому же ребенку.

В моей практике был случай, когда родные и близкие захваливали девочку чуть ли не с самого рождения, говоря ей, что она самая лучшая и замечательная, а в итоге это привело к тому, что в школе девочка столкнулась с тем, что есть и другие – более одаренные – дети.

Учителя не стали ее выделять среди остальных, в результате чего ребенок, привыкший к постоянной похвале и собственной «гениальности», отказался ходить на занятия.

Первое правило похвалы – не делать ее чрезмерной. Иначе, когда дети сталкиваются с несоответствием, это очень больно ударяет по их психике.

Отмечать конкретные успехи

Многие родители хвалят детей словами «Ты молодец!», «Умница!», «Гений!», «Замечательно!» и совершают большую ошибку, ведь это похвала-оценка, которая не дает конкретики. Она опасна тем, что ребенок похвалу слышит, но не понимает, за что его хвалят. В таком случае у детей (а позже и у взрослых) может возникать зависимость от оценок.

Поэтому второе правило похвалы – отмечать конкретные успехи ребенка и по возможности в сравнении с предыдущим опытом. То есть, к примеру, не «Ты молодец!» или «Умница! Какой у тебя рисунок красивый!», а «Смотри, как здорово у тебя в этот раз получилось нарисовать домик! Вчера крыша и стены были не очень ровными, а сегодня ты постарался и нарисовал красивый прочный дом!».

Похвалили один раз, а поругали пять

В похвале важна золотая середина. Когда мы хвалим ребенка один раз, а ругам пять, он запоминает только негатив. Тогда у него формируется представление, что его не хвалят, а если не хвалят, значит и не любят. Очень важно, похвалить ребенка столько же раз, сколько раз его поругали, чтобы не было перекоса в одну сторону.

Кроме того, многие родители используют так называемую молчаливую похвалу, когда хороший поступок ребенка считается самим собой разумеющимся и никак не вознаграждается похвалой, а в ответ на плохой поступок следует бурная реакция. Этого стоит избегать: если ребенок сделал что-то хорошее, обязательно акцентируйте на этом свое внимание.

Важно говорить о личностных качествах

Зачастую взрослые хвалят ребенка за поступки и совершенно забывают говорить о его личностных качествах: умный, добрый, красивый, замечательный. А ребенку это необходимо, ведь когда его как личность замечают, тогда он формирует представление о себе.

Если же детям не говорить, какие они, а хвалить только за то, что они делают, то представление о себе сформировать очень сложно. Такие дети подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других, более тревожны, не уверены в себе, у них большой страх потерять родительскую любовь или любовь друзей.

Я-послания

Поощряя ребенка за его хорошие поступки, не забывайте и о я-посланиях: «Я рада, когда ты делаешь…», «Я благодарен тебе за…», «Мне очень приятно, когда ты…».

Когда мы хвалим детей через я-послания, они понимают, что их видят, слышат и ценят, что они важны и нужны, у них появляется мотивация на дальнейшие действия.

Читайте также: Почему в моче ребенка появляется ацетон и что делать, рассказал врач

Кто скрывается внутри большого белого медведя, развлекающего людей на праздниках в Барановичах?

Советы косметолога. Из-за чего у подростков появляются прыщи и какие продукты следует ограничить

Если статья не открывается, включите, пожалуйста, VPN. Присоединяйтесь к нам в Viber Instagram,  ВКонтакте  или Telegram, подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или обсудить тему, которая вас взволновала.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии