Новости / Общество

Военный эксперт: Чем грозит признание ЛНР и ДНР и включение их в Союзное государство для Беларуси

22.02.2022, 8:15  chat_bubble0

По мнению военного эксперта Егора Лебедка, Беларусь все больше затягивается в воронку эскалации, все больше подвергает себя риску войны.

Военный эксперт: Чем грозит признание ЛНР и ДНР и включение их в Союзное государство для Беларуси

Фото: http://www.informnovosti.ru/

В контексте признания Путиным так называемых ЛНР и ДНР, уместно рассмотреть последствия и для Беларуси. 17 февраля на вопрос как поступит Беларусь в случае признания Л/ДНР, Лукашенко заявил: «Мы договоримся с Путиным, как нам поступить, чтобы было лучше для России и для Беларуси. Но это будет совместное решение». Вероятно, решение было принято на встрече 19-20 февраля. Выгоды эти конечно же отличаются во многом даже конкурируют.

 Путину сейчас для снижения эффекта давления мирового сообщества необходимо усиление эскалации. Отчасти поэтому и речь по признанию Л/ДНР была больше похожа на речь об объявлении войны Украине, чем на признание международной правосубъетности Л/ДНР. Будут введены российские войска в эти образования. Для частичного переключения внимания от признания Л/ДНР можно ожидать и инициирование конфликтов (вооруженные, финансово-экономические и информационно-политические) в зонах интересов западных стран далеко от Украины.

Несмотря на заявления про расширение НАТО и угрозу, очевидно, что сейчас российские войска в Беларуси оставлены во многом для целей поддержки уровня эскалации (во время ожидаемой переброски к нашим границам более 30 тыс американских войск на учения Defender Europe 2020, в качестве белорусских мер реагирования не планировалось размещать российские войска у нас, а тут несколько тысяч десантников США перекинули в Польшу и вдруг стали нужны росвойска с ракетными комплексами и авиацией; сам же Хренин сказал, что в НАТО есть проблема «военного шенгена»; и ряд других факторов, свидетельствующих, что активность НАТО — скорее просто формальный предлог для наличия в Беларуси российских войск).

Для Лукашенко сейчас вопрос признания Л/ДНР — это вопрос финансов. Возможно выпадение 2-4 млрд $ экспорта в Украину на фоне начала заметного действия ранее введенных санкций на Беларусь (хотя Украина скорее всего продолжит все основное закупать, особенно по прошествии обострения: у Л/ДНР же закупали). Признание может повлечь за собой новые санкции, которые пока не совсем ясны. Как раз чтобы понять их и оценить ущерб от признания, и имеет смысл для Лукашенко несколько подождать с признанием, для «выставления счета» Путину. Хотя пока видна политика Путина по отношению к Лукашенко выделять средства не более чем на поддержание штанов (до текущих событий из желаемых 3,6 млрд $ только 1 млрд $ обещан) и это при том, что в военно-политическом смысле в Беларуси реализуется все необходимое Путину. Быстрое признание со стороны Лукашенко Л/ДНР свидетельствовало бы о том, что либо цена уже оговорена и приемлема, либо что запаса политической и экономической прочности перечить воле Путина у Лукашенко нет.

Много речей о санкциях в отношении России было и еще будет. Но хорошо сформулировал российский подход к этому Медведев на примере признания Южной Осетии и Абхазии в 2008 году. По его словам ситуация сейчас проще, чем в 2008 году, поскольку Россия знает какие трудности будут после признания и как им противостоять. Тот опыт показал, что через некоторое время при умелом управлении ситуацией напряжение вокруг России в связи с признанием будет спадать. «Не быстро, но история показывает, что от этой ситуации рано или поздно устанут и сами западные страны будут просить Россию вернуться к дискуссиям и переговорам по обеспечению стратегической безопасности» — сказал Медведев. И действительно, в России давно прорабатываются способы компенсации последствий санкций, например, стресс-тесты бюджета с падением ВВП на 14%. Страны запада такой российский метод не поняли в 2008 году в Грузии, не поняли и в 2014 в Украине с Крымом. Интересно — будут ли на третий раз длительные стратегические ответные действа, или страны запада и другие снова проглотят до следующего конфликта.

Медведев сказал, что признание Абхазии и Ю. Осетии было уроком для НАТО и Европейских стран, что так поступать с Россией нельзя. На фоне текущих требований России к НАТО, признание Л/ДНР выглядит конечно также как урок, но больше напоминает: замах на рубль, удар на копейку. То есть, пока Россия не получила желаемого совсем. И это признание маловато для российских аппетитов. Минские соглашения, к которым апеллировал все время Путин, по сути были его рычагом влияния на руководство Украины с дальнейшим расчетом на федерализацию оной, а также неким способом обеспечения давления европейских стран на Украину. Консолидация, а не раскол Украины все эти годы, выступления украинских должностных лиц с донесением позиции, что федерализация допущена не будет, улучшение отношений Украины со странами ЕС сделали этот рычаг Путина недееспособным. В итоге он сам нарушил комплекс мер по урегулированию конфликта в части признания суверенитета Украины.

Один из вариантов использования этой ситуации для внутрироссийского потребителя и «собирателя земель русских» — это включение Л/ДНР не в состав России, чтобы это пока не слишком обнажило для мира российский национальный шовинизм (хотя речь Путина этому способствует), а в состав так называемого Союзного государства Беларуси и России. Для масштабности в текущих условиях сделать это может совместно с принятием Ю.Осетии и Абхазии в СГ. Вопрос о включении последних в СГ поднимался еще в 2008 году.

 Лукашенко так и не признал Ю.Осетию и Абхазию, вероятно, опасаясь санкций в то время. Сейчас времена другие. В случае признания Александром Лукашенко Л/ДНР, вряд ли стоит ожидать со стороны западных стран дополнительные санкции еще и за Ю.Осетию и Абхазию, все пойдет в совокупности. В ноябре прошлого года был инфовброс, что в Беларуси обсуждается признание Ю.Осетии и Абхазии. В феврале 2022 в интервью Соловьеву Лукашенко сказал, что признает те республики «как только я пойму и президент [РФ] мне скажет, что в этом есть необходимость. В этом есть какая-то необходимость жизненная?».

В таком виде для России признание Л/ДНР станет не просто способом воздействия на Украину или Грузию, как ранее, а собиранием земель «русских», пусть пока и под вывеской СГ. То есть, будет иметь более весомое значение в глазах внутрироссийского обывателя на фоне непринятия странами НАТО ультиматума Путина (чтобы не выглядело так, словно Путину утерли нос).

Если для малопризнанных республик вхождение в СГ станет неким большим признанием и поспособствует улучшению экономики, то для Беларуси это будет как раз наоборот — скатывание до их уровня на международной арене с повышением риска войны в перспективе.

Даже сейчас, согласно военной доктрине Союзного государства наличие Крыма в составе России является одной из военных опасностей для СГ, то есть и Беларуси (по пункту: «закрепление в политических и правовых актах государств положений о неурегулированности территориальных споров с государствами-участниками», что есть в документах Украины). Одной из основных военных угроз СГ признается возникновение на территориях государств, сопредельных с Союзным государством, вооруженных конфликтов, направленных против жизненно важных интересов Союзного государства. То есть вооруженный конфликт на Донбассе и без признания Л/ДНР относился к военной угрозе для Беларуси по новой военной доктрине СГ, поскольку в Украине шел вооруженный конфликт, где потенциально могли гибнуть российские граждане, жизнь которых может быть отнесена к жизненно-важным интересам. В общем Лукашенко об этом и говорил, отвечая на вопрос готова ли будет Беларусь оказать военную поддержку России, если она решит прийти на помощь самопровозглашенным республикам: «Мы России окажем любую поддержку. И военную». В случае вступления Л/ДНР в Союзное государство война Украины с этими псевдореспубликами будет означать войну и с Беларусью. Кстати, говоря о новой военной доктрине стоит отметить такой пункт, как одним из основных направлений военной политики является совместное информационное сопровождение принимаемых решений в сфере обеспечения военной безопасности Союзного государства. Многие обратили внимание, что и в белорусских ТГ-каналах, позиционирующих себя как каналы белорусских воинских частей и про оборону, и в политических каналах за Лукашенко, повестка во многом стала российской. Как и выступления Лукашенко лежат в фарватере информационных операций, связанных с региональной безопасностью, необходимых Путину. Вот так пока работает на практике пункт военной доктрины. Сейчас пропаганда Лукашенко будет вещать радостно о признании Л/ДНР — иначе они уже не могут — и явно не акцентируют внимание на речи Путина, что «Украину создал Ленин» и в целом коммунисты развалили Россию, т.е. что в таком мышлении Путина и Беларусь — это не самостоятельное государство с длительной историей формирования, а также просто ошибка коммунистических вождей. Правда, которая в отличие от Украины выбрала не «чужую» модель (под которой Путин, видимо, понимает демократическую модель), а «свою» так сказать, близкую исторической России — авторитарную.

Вхождение непризванных республик в ОДКБ пока сомнительно ввиду аналогичных проблем у стран в блок входящих (в частности, Армении, хотя участие ее контингента в Казахстане было так же мало ожидаемым). Но недавно Генеральный секретарь ОДКБ Зась заявил: «гипотетически вы можете представить это [развертывание миротворческих сил ОДКБ на Донбассе], если бы была добрая воля Украины — это ведь их территория — если бы был мандат Совета Безопасности ООН, и если бы это было необходимо, и такое решение было поддержано всеми нашими правительствами». Воля Украины теперь заменяется волей Л/ДНР. Как отреагируют другие члены ОДКБ — интересный вопрос. С мандатом Совбеза ООН в общем все понятно, но и без решения Совбеза ООН могут послать по приглашению Л/ДНР.

Признанию Беларусью Л/ДНР в некотором виде препятствует договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Украиной, согласно которому стороны руководствуются принципами уважения государственного суверенитета. Что касается территорий, то договор регламентирует лишь признание нерушимости государственных границ, существующих между Беларусью и Украиной. Но это могут обойти, заявив, что Украина вмешивалась во внутренние дела Беларуси в 2020 году, использовала меры экономического давления и т.п., поэтому, мол, договор уже нарушен украинской стороной, а значит развязаны руки для признания Л/ДНР.

Размещение российских войск в Беларуси уже для продолжения проверки сил реагирования СГ, а не учений, обусловлено не только давлением на западные страны и Украину в описанных выше целях, но и в принципе нарастающим с 2020 года расширением российского военного присутствия  в Беларуси — от пролетов российских стратегических бомбардировщиков на учениях Славянское братство-2020 до размещения т.н. совместных белорусско-российских учебно-боевых центров в Беларуси (в определении Путина — это и есть российские военные базы; в отношении аналогичных в Украине он заявил: «на Украине развернуты учебно-тренировочные миссии стран НАТО. Это, по сути, уже и есть иностранные военные базы. Просто назвали базу «миссией» и дело в шляпе». Стоит добавить, что у нас российские войска в центрах стоят на боевом дежурстве, а миссии НАТО в Украине — нет). Сложно прогнозировать развитие событий в таких условиях как сейчас, но полагаю, что российские войска из Беларуси все же будут плавно выводиться в течение месяца-трех, если не начнется война. Но часть останется в любом случае в форме учебно-боевых центров, прежде всего авиация, ПВО и, весьма вероятно, российские ОТРК «Искандер-М», и в виде размещения российских боеприпасов (о чем говорил Лукашенко 17 февраля) на белорусских складах и, вероятно, российской техники без штата (с солдатами обеспечения или в урезанном формате). Касательно их численности даже после проведения учений это закрытый вопрос для белорусского общества. Министерство обороны Беларуси указывало, что численность войск в учениях Союзная решимость 2022 помимо Венского документа 2011 года (менее 9 тысяч военнослужащих без уведомления и 13 тысяч при уведомлении) также на южном направлении меньше установленной Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о дополнительных мерах доверия и безопасности от 16 октября 2001 г., то есть менее 5000 военнослужащих южнее широты 52”10. Но севернее этой параллели, например, и Лунинец, где во время учений Союзная решимость 2022 активна российская авиация и ПВО, и Речица, где отрабатывалась подготовка ведения наступления российской мотострелковой бригадой и форсирование Припяти.

Неизвестна также точная численность российских войск в уже существующих учебно-боевых центрах. Не будет известно и количество российских войск, которые останутся в дальнейшем. Судя по всему, Лукашенко и чиновники полагают, что белорусам знать это не положено.

Пребывание российских войск, скорее всего, послужит поводом и для принятия мер усиления стран НАТО вблизи наших границ и Украины. Таким образом, мы все больше затягиваемся в воронку эскалации, все больше подвергаем себя риску войны.

Читайте также: «Решение будет принято. Сегодня». Совбез России обсудил признание ДНР и ЛНР

Эксперт: Главными проигравшими в этой эскалации станут Беларусь и Украина

Минобороны Украины озвучило возможные сценарии агрессии и оценило перспективу нападения из Беларуси

Лукашенко заявил о необходимости быть начеку из-за ситуации вокруг Беларуси

Минобороны РФ: На границе уничтожены 5 украинских диверсантов и два БМП

Если статья не открывается, включите пожалуйста VPN. Присоединяйтесь к нам в Viber Instagram,  ВКонтакте  или Telegram, подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или обсудить тему, которая вас взволновала.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии