Новости / Общество

Шесть мифов о динозаврах, которые до сих пор вводят нас в заблуждение

5.12.2021, 12:15  / remove_red_eye 631   / chat_bubble0

Палеонтологи десятилетиями пытаются развеять мифы о древнейших обитателях Земли, спустя время, на многие факты из жизни этих существ стоит взглянуть по-новому.

Шесть мифов о динозаврах, которые до сих пор вводят нас в заблуждение

Фото: pixabay.com

Динозавры полностью вымерли сразу после падение на Землю астероида.

Действительно, приблизительно 66 миллионов лет назад для динозавров наступил черный день: астероид диаметром примерно 10-15 км врезался в Землю, оставив огромный кратер на месте современного Мексиканского залива и породив эффект «ядерной зимы».

По оценкам ученых, из-за изменения климата и сокращения кормовой базы в последующие тысячелетия постепенно вымерли до 75% обитавших на планете животных, не сумевшие адаптироваться к новым реалиям, в частности почти все четвероногие весом больше 25 кг. Но некоторые динозавры все же уцелели.

Как рассказал палеонтолог из Лондонского музея естествознания Пол Баррет, это были сравнительно мелкие существа, покрытые перьями, чьих потомков можно увидеть и сегодня.

«Учитывая количество имеющихся видов птиц, динозавров на Земле сегодня больше, чем 66 миллионов лет назад», — добавил он.

Фото: pixabay.com

От тираннозавра можно было спастись, замерев на месте

Двуногий Tyrannosaurus Rex или «ящер-тиран», достигавший 10-13 метров в длину и весивший 8-9 тонн — крупнейший в истории сухопутный хищник.

Он стал необыкновенно популярен после выхода на экран в 1993 году первой серии франшизы о «Юрском парке», в которой терроризирует оказавшихся там людей.

В фильме тираннозавр показан слабовидящим чудовищем, способным распознавать добычу только по движению.

Это характерно для некоторых видов земноводных, но к тираннозаврам не имеет отношения, указывает профессор Баррет.

«Динозавры обладали острым зрением, — рассказал он. — По данным исследования, опубликованного 15 лет назад, тираннозавр вообще был самым зорким из живших на Земле существ. Не могло быть ничего глупее, чем замереть при встрече с ним».

Тираннозавр мог обогнать автомобиль

Согласно прежним расчетам ученых, тираннозавры в броске за добычей действительно могли разгоняться до 50 км/ч. Однако более современные и продвинутые эксперименты на компьютерных моделях показали, что эти многотонные чудовища бегали в более умеренном темпе — примерно 20-30 км/ч, то есть тягаться в скорости с автомобилем были, скорее всего, неспособны.

Динозавров можно клонировать

Динозавры исчезли за миллионы лет до появления первых людей, и вряд ли мы сможем увидеть их живьем в сколь-нибудь обозримом будущем, хотя именно эта идея лежит в основе знаменитой кинокартины и одноименной книги Майкла Крайтона, которая легла в ее основе.

Главная причина в том, что ДНК не сохраняется так долго.

«Древнейшие образцы ДНК, обнаруженные в ископаемых останках, насчитывают около двух миллионов лет, да и те представляют собой лишь фрагменты, принадлежавшие бактериям, грибкам и тому подобное», — объясняет профессор Баррет. Самым древним образцам ДНК животных не больше 50 тысяч лет.

Доктор ди Джакомо согласна с этим мнением, указывая, что даже крупный прорыв в изучении генетики динозавров еще не гарантирует успешного практического применения.

«Клонирование видов, чье существование отделено от нас геологическими эпохами, — невероятно сложная задача. Слишком много неизвестных», — говорит она.

Фото: pixabay.com

Динозавры были бестолковыми созданиями с недоразвитым мозгом

Современные технологии принесли много новых данных о том, как динозавры жили и вели себя, говорит доктор ди Джакомо.

«Не все динозавры были чрезвычайно смышлеными, и не все — недоумками. Они были сообразительны ровно настолько, насколько требовали жизненные условия», — отмечает она.

Профессор Баррет считает, что многие динозавры были довольно умны, особенно некрупные хищники.

«Некоторые из них охотились по ночам во избежание конкуренции с более мощными соперниками, — говорит он. — Чтобы приспособиться, требовался достаточный объем мозга для обработки информации, плюс хороший слух, зрение и обоняние».

Динозавры были скверными родителями

Недавнее исследование, опубликованное в октябре прошлого года в журнале Scientific Reports, идет еще дальше. В нем говорится, что 193 миллиона лет назад динозавры образовывали стада и заботились о детенышах.

«Больше узнав о динозаврах, мы теперь понимаем, что в ряде случаев они были хорошими родителями, — говорит профессор Баррет. — Хотя, конечно, не все».

Доктор ди Джакомо также сообщает, что динозавры были способны присматривать за своим потомством.

«Некоторым из них, в частности, хищным аллозаврам, было знакомо родительское чувство, — говорит она. — А самка динозавра вида Citipati osmolskae получила прозвище «Большая мама», потому что, судя по расположению ископаемых костей, сидела на яйцах».