Новости / Экономика

Эксперт: дефицит комплектующих продолжает разогревать цены в белорусском автопроме

28.10.2021, 7:34  / remove_red_eye 394   / chat_bubble0

Ценник на автомобили продолжит расти с темпом 1-2% в месяц.

Эксперт: дефицит комплектующих продолжает разогревать цены в белорусском автопроме

Фото использовано в качестве иллюстрации, Алексей ТОМАШЕВСКИЙ, intex-press

Проблема, казавшаяся проблемкой еще весной, сотрясает основы автомобильного рынка, пишет Сергей Варивода в комментарии на «Ежедневнике». Казалось бы, постковидная Беларусь гарантирует быстрое восстановление автомобильного рынка после падения в прошедшем году, но этого не произошло.

Статистика продаж Белорусской автомобильной ассоциации за девять месяцев текущего года позволяет судить об этом совершенно определенно. Движение рынка автодилеров к отметке 40 тысяч «легковушек» за год, что на треть хуже результата 2019 года и ниже уровня продаж «пандемийного» 2020-го, практически предопределено.

И хотя белорусский рынок новых легковых автомобилей на 80% зависит от поставок из Российской Федерации, у него своя судьба и своя траектория.

С одной стороны, доминирующая доля в поставках российского автопрома задает ценовой тренд на рынке. Соответственно, оцениваемый только в текущем году уже в 20% рост цен рынка российского, гарантирует соответствующий рост цен в Беларуси.

Еще 2% к динамике цен добавляет ослабление белорусского рубля по отношению к российскому. По данным Национального банка именно так снизился средний курс белорусского рубля к российскому за девять месяцев текущего года относительно среднего значения за год прошлый.

И если со стороны спроса влияние на рынок слабо выраженной динамики реальных доходов населения, высоких процентных ставок и неопределенных потребительских настроений явно не обещает хорошей положительной динамики, то со стороны предложения дефицит автомобилей и, во многом как следствие, рост цен не позволяют авторынку использовать даже имеющий слабый потенциал возобновления роста.

О дефиците автомобилей и его причинах сказано-пересказано. Очевидно, что проблема ЧИПов, которая у всех на слуху, во-первых, не единственная, во-вторых, не имеет быстрого решения. Анонсированные в ведущих экономиках мира меры по созданию новых производств микросхем и заявленные гигантские объемы инвестиций в отрасль «выстрелят» не завтра.

Если исходить из достоверности главной причины дефицита – порожденного пандемией неожиданного всплеска спроса на бытовую и офисную электронику со стороны «удаленщиков», то есть большие сомнения, что после пандемии сотрудники массово вернуться в офисы. «Удаленка» — это новая эпоха на рынке труда.

Проблема дефицита микросхем – главная, но не единственная, влияющая на выпуск в мировом автопроме. Ограничительные меры китайского правительства в связи с невиданным скачком цен на энергоносители создают потенциальную угрозу поставок всего и вся из Поднебесной. Продукция химической промышленности, автомобильный пластик, резинотехнические изделия и даже магний, используемый в производстве автомобильного алюминия: вот далеко не полный перечень дефицита, который будет сказываться на объемах выпуска автомобилей по всему миру.

Падающий спрос и одновременно падающее предложение на автомобильном рынке Беларуси позволило предотвратить более глубокий обвал рынка. Конкуренция факторов со стороны спроса и предложения в ближайшие полгода-год и определят дальнейшую траекторию рынка легковых автомобилей. Безусловно, не только новых, но и бывших в употреблении.

Дефицит автомобилей у отдельных автодилеров меняет потребительские предпочтения на рынке. В условиях высокой неопределенности и постоянного роста цен никто не хочет ждать и делает выбор в пользу тех автодилеров, которые в данный момент располагают автомобилями на складе.

Очевидно, таких автомобилей все меньше, а сроки поставок «под заказ» все дольше. Да и глобальная инфляционная спираль будет и дальше вовлекать в свою орбиту авторынок страны. Ценник на автомобили продолжит расти с темпом 1-2% в месяц. В среднесрочной перспективе это еще более остудит и без того холодный рынок, а в краткосрочной может подогреть спрос высокими инфляционными ожиданиями потребителей.

Если в текущий момент открыть краник банковской ликвидности и позволить этой самой ликвидности пролиться на автомобильный рынок, то скачок продаж неизбежен. Покупка дорожающих автомобилей за чужие белорусские рубли – любимая инвестиционная стратегия белорусов.

Удивительно, но факт: сентябрьская статистика продаж от БАА показала рост около 23% к соответствующему периоду прошлого года. Правда и осень 2020-го не была «золотой» для игроков авторынка, но все же.

Начало октября оказалось скомканным очередной волной пандемии, но наиболее отважные достигают берегов дилерских салонов. Это – не май 2020 –го.

Авторынок готовится к финишному рывку на гребне осеннего роста цен. Нынче автомобиль не роскошь, а средство повышения.

Читайте также: В Министерстве финансов назвали еще две цели введения налога с квартир

Массовое повышение не только для ИП. Минфин опубликовал проект изменений в Налоговый кодекс. Когда вступит в силу?

 Белстат: 85% белорусов живут на сумму менее 1 тысячи рублей в месяц

Присоединяйтесь к нам в ViberInstagramВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Поделиться:
Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии