Новости / Образование

«Козырять советским наследием — глупо». Аналитик о том, почему образованию грозит откат в 1940-е и есть ли альтернатива

27.08.2021, 10:36  / remove_red_eye 341   / chat_bubble6

24 августа на Республиканском педагогическом совете Александр Лукашенко и министр образования Игорь Карпенко выступили с очередными инициативами по изменениям в сфере образования. Но эксперты полагают, что от таких изменений лучше точно не станет.

«Козырять советским наследием — глупо». Аналитик о том, почему образованию грозит откат в 1940-е и есть ли альтернатива

Фото: mirovich.media

На совещании 24 августа рассмотрели предложения Минобразования об изменении формата вступительной кампании, введении национального экзамена для выпускников средней школы, внутреннего вступительного испытания по профильному учебному предмету в вузах, совершенствовании отбора абитуриентов. Но не только, пишет telegraf.by.

«Трудноперевоспитуемые» «враги государства»

Так, Александр Лукашенко заявил, что тем, кто уезжает заграницу, «промывают мозги», и они возвращаются как «агентура». Он поручил министру образования «посмотреть на такое обучение, потому что все 100% они во вред».

«Езжайте, учитесь. Но вы, пожалуйста, там и оставайтесь. Потому что там не столько обучают — им далеко до нашего образования, поверьте, далеко — они им промывают мозги и забрасывают к нам уже как агентуру, с промытыми мозгами. Это уже идейные, ну если не враги, то противники нашего государства. И нам приходится с ними бороться. Они уже трудноперевоспитуемые», — сказал Лукашенко.

Сам же министр образования Игорь Карпенко отметил, что «полулегальные частные детские сады и школы под вывеской индивидуальных предпринимателей, общественных или религиозных объединений в большинстве использовались в политических целях, становились опорными точками для цветной революции. А их сотрудники и руководители оказались в деструктивных организациях разного уровня».

По его словам, для того, чтобы «не допустить вовлечения ребенка в преступную, экстремистскую и иную противоправную деятельность, упредить необдуманные шаги детей и молодежи», хорошо зарекомендовали себя формы взаимодействия УО с воинскими частями, структурами МВД, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, общественными организациями.

«Будет усилена профилактика различного рода зависимостей и деструктивного поведения учащихся. Уже пересмотрены должностные обязанности психологов, внесены изменения в содержание их работы, оптимизированы типовые штаты и нормативы численности», — заявил он.

Для усиления воспитательной работы с нового учебного года в 5-6-х классах организуют факультативы «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», а для «качественной организации военно-патриотического воспитания, допризывной подготовки, экскурсионно-туристической деятельности, обеспечения безопасности детей» в школах вводится новая должность «руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

«В проекте кодекса мы установили запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся учреждениями образования, слов «детский сад», «школа», «гимназия», «академия», «университет». Но этого недостаточно. Решение вопроса видим в закреплении в проекте закона «О лицензировании» соответствующей нормы. Данное предложение поддержано, в ближайшее время правительство внесет проект в Палату представителей», — заявил министр.

Эксперты и профсоюз против

Почти одновременно с педагогическим советом со своими идеями по реформированию образования выступили независимые эксперты при поддержке Свободного профсоюза Белорусского (СПБ). Они отметили, что на осенней сессии Палаты представителей планируется принять изменения в Кодекс об образовании. По их мнению, «эти новации не отвечают современным вызовам, перед которыми стоит белорусское общество».

Эксперты предлагают программу реформ всех уровней образования – от дошкольного до научно ориентированного. Они определили ряд ключевых направлений этих преобразований. В течение ближайших месяцев планируется детально обсуждать каждую тему, принимать предложения от работников образования, граждан страны, чтобы «сформулировать общественную программу реформирования системы образования». Их направят правительству и парламенту.

«Симптомов деградации много»

О том, почему необходимы реформы белорусского образования, в интервью Telegraf.by рассказал старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS), эксперт Общественного болонского комитета (ОБК) Андрей Лаврухин. По его словам, симптомов деградации белорусского образования «достаточно много и они разные в зависимости от уровня образования». А «официальные предложения не решают проблемы, но усугубляют их», считает аналитик.

«Например, на уровне дошкольного образования – это износ материально-технической базы дошкольных учреждений, необеспеченность дошкольных учреждений квалифицированными кадрами (мизерная оплата воспитателей – один из ключевых факторов). На уровне школьного образования – это снижающееся качество знаний у выпускников: нынешние низкие баллы при поступлении красноречиво об этом свидетельствуют. Ранее мы видели, как беспомощно и нелепо отреагировала школа на ситуацию с covid – это полное отсутствие технической, программной и компетентностной готовности к дистанционному образованию», — сказал Андрей Лаврухин.

Он считает, что «система общеобразовательных государственных учреждений ресурсоёмка, экономически неэффекивна и низко адаптивна к изменяющимся демографическим и социальным условиям».

Эксперт также отметил падение престижа и низкий удельный вес обучающихся в учреждениях профессионально-технического образования (менее 18%) в сравнении с развитыми странами (30% и выше). В качестве же основных проблем высшего образования он видит «хроническое недофинансирование, вырождение исследовательской составляющей, рассогласованность рынка образования и рынка труда, бегство студентов за рубеж».

«Козырять советским наследием глупо»

Андрей Лаврухин также раскритиковал тезис о том, что белорусское образование лучше западного, поскольку сохранило в себе лучшее, что было в советском. По его словам, советское образование стало неудовлетворительным для вызовов постиндустриального общества и наукоёмкой экономики еще в 1970-е и 1980-е годы.

«Поэтому козырять в 2021 году тем наследием, которое стало недееспособным ещё в конце 20-го века – это нелепо и глупо. По параметру «социальное измерение» в целом нельзя назвать советское высшее образование лучшим, прежде всего, по причине его дискриминации студентов и преподавателей по идеологическим и политически основаниям, которая сохранялась на протяжении всего существования СССР. В то же время, мы вынуждены признать, что в 1960-е и особенно 1970–80-е годы советское образование в целом отвечало двум очень важным параметрам: оно было доступно и бесплатно для всех социальных групп советского общества. В современной Беларуси, увы, этого нет и в помине: 90% от всех «платников» учатся в государственных вузах – государство главный продавец (монополист) образовательных услуг. И это закрывает доступ к высшему образованию, прежде всего, для социально уязвимых слоёв населения», — заявил он.

Кроме того, по его мнению, «в советский сверхцентрализованный государственный принцип управления Беларусь вносит свою особенную специфику: сверхцентрализация венчается волюнтаризмом главы государства, который лично принимает решения практически по всем ключевым вопросам (от назначения ректоров до «оргнабора» иностранных студентов)».

«Это сближает белорусскую модель управления с советской моделью 1930–40-х гг., но существенно отличает от советской модели 1960–70гг. и тем более 1980-х гг. с её демократизацией, децентрализацией и развитием институтов академического самоуправления», — считает Андрей Лаврухин.

Что предлагается?

Эксперты Общественного болонского процесса выделяют ряд ключевых направлений по реформированию всех уровней образования. В частности, это:

  • Дебюрократизация и оптимизация численности учреждений и сотрудников, работающих в сфере образования.
  • Расширение институциональной автономии и развитие полноценного самоуправления в образовательных учреждениях, в том числе: организационная, финансовая, кадровая и академическая автономия.
  • Повышение уровня финансирования системы образования из публичных фондов, создание более дифференцированной и гибкой системы финансирования учреждений образования.
  • Формирование продуктивной конкурентной среды, способствующей развитию лучших образовательных моделей и практик.
    Гармонизация ценностного, правового и иституционального регулирования учреждений образования с европейскими и международными стандартами.
  • Создание независимой (от Министерства образования) системы мониторинга и контроля качества образования.
  • Создание эффективных инструментов согласования рынка образования и рынка труда.
  • Развитие социального партнёрства и формирование институтов общественного контроля за работой системы образования.
  • Совершенствование социального измерения образования.
  • Формирование правовых и институциональных условий, способствующих синергии формального, неформального и информального образования.
  • Создание благоприятных юридических, финансовых и инфраструктурных условий для развития дистанционного образования.
  • Создание благоприятных финансовых и инфраструктурных условий для развития образования на белорусском языке.

При этом, как отметил Андрей Лаврухин, даже несмотря на позицию властей «процесс обсуждения, понимания и согласования со всеми участниками образовательного процесса ценен сам по себе – так формируется общественное мнение и создаётся гражданское согласие (консенсус) по ключевым вопросам и проблемам».

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: «Используйте любые методы». Лукашенко потребовал добиться порядка в школе

 В Беларуси планируют ввести национальный госэкзамен. Читайте, с какого года

Частные детские сады и школы использовались в политических целях, заявил министр образования

 «Детям говорят, что протестующие — это фашисты». Родители жалуются на идеологическую работу в школах

Присоединяйтесь к нам в ViberInstagramВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
6 Комментарий
большинство голосов
новее старее
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
haveheart

козырять мы умеем) теперь уже образованием) о стране нужно судить по ее достижениям. Что создал союз? ну кроме военки, тут бесспорно одни из лидеров были. Ответ — практически ничего. Почти все «изобретения» это выкупленные или просто украденные технологии и/или патенты запада/востока. 90проц созданного это обычные реплики. Мы как гнобили интеллигенцию и ученых 80 лет назад, заставляя их бежать к «капиталистам» так ничего и не изменилось на сегодня. Лишь идейные мозговитые ребята остаются, а таких 1 на 10. На фоне этого страна априори не может развиваться, потому что элементарно не хватает человеческого ресурса, мозгов. Образование может и было одним из лучших(не… Подробнее »