Новости / Общество

«Метали гранаты в школьный подвал». Как проходили уроки допризывной военной подготовки в 1980-х – начале 2000-х

4.08.2021, 14:30  / remove_red_eye 857   / chat_bubble6

В школах Беларуси с нового учебного года появятся военруки, точнее –руководители по военно-патриотическому воспитанию. Intex-рress предложила своим читателям вспомнить, как у них проходили занятия по допризывной подготовке, чему их учили и какими были военруки.

«Метали гранаты в школьный подвал». Как проходили уроки допризывной военной подготовки в 1980-х – начале 2000-х

Фото: regnum.r

Соответствующее постановление Министерства образования появилось на Национальном правовом интернет-портале 3 августа. Согласно этому документу, должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию введут во всех школах, где учится 50 и более детей. В школах, где до 350 учеников, эти сотрудники будут работать на полставки, там, где 351 и более учащихся, – на полную ставку.

Игорь Даревский, 40 лет:

– Я учился в гимназии № 1, и так называемая военная подготовка у нас проходила в средних классах. Занятия были как теоретические, так и практические.

В теории мы изучали воздействие радиации, различных боевых отравляющих веществ на организм человека, какие последствия оружия массового поражения, способы оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях, а также учились разбираться в воинских знаках отличия.

На практических занятиях учили строение противогаза, как его правильно надевать, меряли костюмы индивидуальной химической защиты. А еще метали гранаты из спуска в школьный подвал – необходимо было попасть в амбразуру условного дота. А в подвале гимназии когда-то был тир, но там мы не стреляли. Пострелять удалось лишь в СШ № 9, куда нас отвез военрук. Один раз получилось выехать на сборы, но ничего примечательного не было: обычный турпоход с военным антуражем. Пока я учился, у нас сменилось два военрука: первый был ветераном ВОВ, а второй был молодым, служил ли он вообще, я не знаю.

Предмет не был сложным. К счастью, применить знания, полученные на занятиях по начальной военной подготовке, пока не доводилось, в армии я не служил. Но полезность этих занятий недооценивать тоже нельзя: те вещи, которые мы изучали, на мой взгляд, должен знать каждый. А что до жизненной практики, то ничего не пригодилось, и слава Богу. Знания-то специфические.

Но и столько времени, на мой взгляд, уделять этому предмету, сколько отводилось в мои школьные годы, тоже не стоит. По сути, этот объем материала реально изучить за один учебный год. И желательно, чтобы это было классе в девятом, не раньше.

Анна Герман, 30 лет:

– Допризывная подготовка у нас проходила в отдельном, специально оборудованном здании. Девчонки и ребята занимались отдельно. Чему учили наших будущих защитников, я точно не знаю. Вроде их стрелять куда-то водили, учили пользоваться противогазом, заставляли изучать состав и назначение индивидуальных аптечек, но отчетливо помню, что гранаты они тогда не бросали из-за очень снежной зимы, а военруком у них был офицер в отставке.

Мы же занимались в классе, где было много разных стендов по оказанию первой помощи при травмах, кровотечениях и т.д. Мы не только записывали информацию, которую очень интересно преподносила учитель, но и учились друг на дружке, как оказывать помощь: накладывать жгут, бинтовать, прижимать артерии в нужном месте, правильно транспортировать. Нас также учили пользоваться противогазом, отличать яды и знать антидоты к ним. Еще мы учили лекарственные растения и их применение в домашних условиях.

Все это было очень интересно и занимательно. Мы, десятиклассники, этот предмет тогда воспринимали как что-то очень важное. Помню, что никто эти уроки не прогуливал.

То, что с 1 сентября в школах появятся военруки и подобные занятия, на мой взгляд, правильное решение. Мы с супругом отреагировали на это положительно, возможно, потому, что мой муж – офицер, а я – врач. 

Вячеслав Леон, 58 лет:

– В годы моей учебы в школе – а я окончил школу № 9 – профессия военного была очень уважаемой. А военруками в то время обычно работали отставные офицеры: от капитана и выше, а также бывшие фронтовики. Поэтому и к самим военрукам, и к предмету, который они преподавали, все относились с уважением.

Мы были молодыми – дури хватало, но что касалось оружия и истории, то к этому относились серьезно. И эта дисциплина казалась нам очень интересной и важной.

На занятиях по допризывной подготовке нас учили разбирать и собирать автомат, мы стреляли в тире, занимались строевой подготовкой, учились пользоваться противогазом и химзащитой в случае ядерной или химической атаки.

Тем, кто выполнял нормативы (сборка-разборка автомата, одевание химзащиты), отлично стрелял и имел положительные оценки по строевой подготовке, знанию истории армии, выдавали направления в военные училища, что фактически гарантировало поступление (при условии, что пройдешь по здоровью).

Я думаю, такие занятия и знания нужны и сейчас, так как учат основам безопасности, развивают физическую подготовку и воспитывают патриотизм.

Читайте также: Испытано на себе. Легко ли найти косца и сколько берут за покос травы в Барановичах

Что построят на улице Профессиональной в Барановичах

Появится ли новый белорусскоязычный класс в Барановичах?

Присоединяйтесь к нам в ViberInstagramВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
6 Комментарий
большинство голосов
новее старее
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
wik

помню ..как старшеклассники за за школьный тир, курить ходили на уроках НВП 🙂

Последнее изменение около 1 месяц назад