Новости / Общество

«Пошить новое платье могла не каждая». Швея рассказала, как менялась свадебная мода в Барановичах

20.07.2021, 9:15  / remove_red_eye 2448   / chat_bubble0

Лето – время свадеб. А главное на свадьбе для каждой невесты – это ее платье. О том, как менялась мода на свадебные наряды в Барановичах, сколько стоило пошить платье в начале 80-х и кто его мог себе позволить, Intex-press рассказала барановичская закройщица, которая всю свою жизнь шьет подвенечные наряды.

«Пошить новое платье могла не каждая». Швея рассказала, как менялась свадебная мода в Барановичах

Людмила Карпович со своим мужем в день свадьбы в мае 1987 года. Фото из личного архива героини

Жительнице Барановичей Людмиле Карпович 57 лет. И примерно 40 из них она профессионально шьет женские платья, в том числе свадебные. Свой первый сшитый подвенечный наряд Людмила запомнила на всю жизнь.

– Больше всего я боялась шить свадебные платья на девушек в теле, потому что думала, что могу не угадать с кроем или платье сядет некрасиво. И по закону подлости первой моей клиенткой оказалась именно такая девушка. Я переживала, что невесте не понравится, как я сделала платье, но в итоге она была так довольна работой, что принесла каравай в знак благодарности, – вспоминает Людмила Карпович.

С тех пор женщина пошла не один десяток свадебных платьев.

«В сезон шили два платья в месяц»

Когда Людмила Карпович только начинала работать закройщицей в ателье (это было в начале 80-х годов прошлого века), замуж выходили не в прокатных платьях, как многие невесты сейчас, а в сшитых на заказ или перешедших по наследству от родных и подруг.

– Невесты боялись брать чужие платья из-за суеверий: считалось, что с нарядом они перенимают чужую судьбу. Но и пошить себе новое платье могла далеко не каждая, потому что это было недешевое удовольствие, – говорит Людмила Карпович. – Поэтому наряды передавали от сестры к сестре, от подруги к подруге.

В начале 80-х, по словам Людмилы Карпович, в ателье, где она работала, в летний сезон могли шить всего одно-два, иногда пять платьев в месяц. На одно платье могло уйти от семи до 25 метров ткани, а стоило оно в среднем около 70 рублей, при том, что средняя заработная в те времена была 80-120 рублей.

В 80-е была мода на различные шляпы, в том числе с лебяжьим пухом, длинную фату в несколько ярусов, прозрачные и натуральные ткани, гипюровые вставки, воланы, легкие рюши и вышитые цветы. А при подаче заявления в ЗАГС жениху и невесте выдавали талоны, по которым можно было купить свадебные принадлежности: ткани для пошива нарядов, нижнее белье, заколки, фату, цветы и другую свадебную атрибутику. Отоваривали эти талоны всего в нескольких магазинах города, и выбор, по словам Людмилы, был большой.

Людмила Карпович с мужем в день свадьбы. Фото из личного архива героини

«Условие было одно – чтоб не как у всех»

Прежде сам самой стать невестой, Людмила четыре года шила платья для других. Зато когда пришло время готовить собственный наряд, она уже четко представляла, каким он будет. Во-первых, она знала, что буде шить платье на заказ. Во-вторых, и она, и ее будущий муж хотели, чтобы платье не было таким, как у других невест.

– Мой муж работал музыкантом, видел много невест и хотел, чтобы платье было «не как у всех», – рассказывает Людмила.

В разработке модели платья, выборе ткани и аксессуаров принимали участие не только сама Людмила и ее бригада, но даже ее будущий муж.

– Он, кстати, оплатил мне ткань для платья и все время спрашивал, точно ли оно будет не как у всех, – рассказывает Людмила.

На пошив платья ушло три дня, но сама Людмила конкретно в этом процессе не участвовала. Считалось, что это дурная примета.

–Говорили, что ни невеста, ни мама невесты участвовать в пошиве не должны. Я лишь помогала разрабатывать и примеряла его. Единственное, что я делала своими руками на платье, – это вырезала зубчики, чтобы закрыть окончания низов юбок и рукавов, – говорит женщина.

Наряд, по словам Людмилы, получился шикарным: платье было белоснежное, из гипюра, расшито хризантемами, с буфами (пышные складки на ткани, – Ред.) вверху на рукавах.

Оно вызвало настоящий ажиотаж. Во время росписи, фотосессии и торжества все просили у Людмилы номер телефона, чтобы купить ее платье.

– После свадьбы у меня стояла очередь за платьем. Нам предложили большие деньги по тем временам, я не помню точную цену, но помню, что это было очень много, – вспоминает Людмила.

Людмила Карпович со своим мужем в день свадьбы. Фото из личного архива героини

«Когда подруга сказала, что хочет платье цвета шампанского, это было так странно»

За время работы Людмилы мода на свадебные платья менялась не единожды. Модными были то короткие, то длинные платья, то белоснежные однотонные, то разноцветные, то пышные, то нет, из натуральных тканей и из синтетических.

Но была одна общая тенденция, которая с модой не менялась: с каждым годом платья становились все более откровенными и смелыми настолько, что иногда больше напоминали вечерние, а не свадебные наряды.

– Молодежь становилась более раскрепощенной, вырезы платьев становились глубже, все больше участков тела старались открыть за счет вырезов и вставок из прозрачной ткани, – говорит Людмила. – Раньше же все свадебные платья были белыми и закрытыми, олицетворяя собой чистоту и непорочность невесты. Помню, когда в 1995 году моя подруга сказала, что хочет платье цвета шампанского, это было так странно, ведь мало кто тогда решался отойти от классического свадебного платья.

Людмила Карпович с мужем. Фото из личного архива героини

Сегодня, по словам Людмилы, модельный ряд свадебных платьев просто огромный и не сравнимый с тем, каким он был, когда она начинала работать. Но, в отличии от тех нарядов, что она шила раньше, почти все современные сделаны из синтетических тканей, а цена далеко не всегда соответствует качеству.

– Платье должно подчеркивать достоинства и скрывать недостатки. Однако, есть девушки, которые слепо следуют моде, не обращая внимания на то, подходит это модное платье конкретно им или нет. А большинству продавцов лишь бы продать, – резюмирует она.

Читайте также: Chevrolet 1929 года и уникальные мотоциклы. Как прошла выставка-ралли «Залатая Міля». Фоторепортаж

Кто загорает, кто пиво пьет, кто мужа ищет. Несколько часов из жизни отдыхающих на водохранилище Мышанка

«Представить не могла, что в квартире будет жить змея». Владельцы рептилий – о своих необычных питомцах

Присоединяйтесь к нам в ViberInstagramВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
Scroll Up