Новости / Общество

Выехать за границу станет невозможно? Что делать белорусам после решения ЕС о прекращении полетов в Беларусь

25.05.2021, 15:37  / remove_red_eye 9730   / chat_bubble7

Принятое 24 мая решение еще требует согласования с исполнительными властями Евросоюза, однако западные авиакомпании уже прекращают полеты в Минск.

Выехать за границу станет невозможно? Что делать белорусам после решения ЕС о прекращении полетов в Беларусь

Досмотр самолета Ryanair в Минске 23 мая. Фото: Радыё Свабода

Реакция властей Евросоюза на инцидент с самолетом Ryanair оказалась быстрой. Уже вечером 24 мая Европейский совет призвал всех европейских перевозчиков отказаться от полетов над Беларусью и в Беларусь, а также запретить полеты белорусских авиакомпаний в Беларусь. Еще ЕС собирается выработать дополнительные санкции против белорусских властей. Ряд авиакомпаний и стран не стали ждать решений исполнительных властей Евросоюза и прекратили полеты «Белавиа» самостоятельно. Сделали это и некоторые страны, которые в ЕС не входят — Великобритания и Украина (днем 25 мая белорусские самолеты еще летали в Киев, но с 26 мая полеты прекратятся). Для белорусов все это означает значительные перемены не только в возможностях путешествовать, пишет Радыё Свабода.

Белорусы больше не смогут путешествовать?

Однозначно сказать можно только то, что поездки за границу для белорусов станут еще более сложными, чем это было с начала пандемии.

Перемещение через наземные границы для белорусов по-прежнему сильно ограничено. Его ввели в конце декабря 2020 года, и до сих пор не появлялось информации об отмене ограничений. Скорее наоборот, власти Гродненской, Брестской и Гомельской областей уже ввели дополнительную плату за выезд на собственном автомобиле.

Выехать за границу через наземный переход теперь могут только дипломаты, официальные делегации, водители фур, командированные, а также те, кто едет на похороны близкого родича или на лечение в больницу. Раз в 6 месяцев выехать из Беларуси также могут те граждане Беларуси, кто учится за границей или постоянно там живет.

Все перевозчики оплачивали услуги диспетчеров «Белаэронавигации» в размере около 40 евро за каждые 100 км маршрута. Потери могут составлять десятки миллионов евро за каждый месяц запрета полетов.

Для «Белавиа» останутся открытыми международные аэропорты России, Китая, Турции и, возможно, еще ряда стран, с которыми в Минске налажено авиасообщение. Например, Сербии. Для полетов в Евросоюз теоретически можно будет использовать маршруты с пересадками в Москве или Стамбуле.

Следует учитывать, что эти страны могут вводить ограничения для транзита граждан других стран через свою территорию. Россия, например, до апреля 2021 года периодически запрещала это для белорусов. Сейчас большинство ограничений отсутствует при наличии актуального отрицательного ПЦР-теста, однако правила постоянно меняются.

В качестве хаба для пересадки пока еще можно использовать также аэропорт Тбилиси, так как власти Грузии не объявляли о намерении запретить к себе полеты белорусов.

Неизвестно также, как могут измениться цены на билеты с пересадками в Москве и Стамбуле. Глава «Белавиа» Игорь Чергинец неоднократно сетовал на искусственные ограничения на полеты, созданные российскими и казахстанскими авиационными властями, что вызвало небольшое количество полетов, огромный спрос на билеты и высокие цены на них.

Летать в организованный отдых на курорты в Египет и Турцию по-прежнему можно будет чартерными рейсами. Их из Минска и областных центров выполняет на своих лайнерах «Белавиа».

Когда все это закончится?

Никто не знает. Вечером 24 мая «Белавиа» официально сообщила, что приостанавливает рейсы в Лондон и Париж до конца октября. Причины выбора этой даты не объясняются. Можно предположить, что она выбрана как примерное время отмены ограничений. Деньги за уже купленные билеты «Белавиа» обещает вернуть в полном объеме.

Евросоюз в свою очередь вообще не называет никаких дат, к которым будут действовать запреты на полеты. Среди требований, выставленных Минску, немедленное освобождение Романа Протасевича. Насколько это реально в сложившихся условиях можно только догадываться.

Авиакомпании стран, не входящих в Евросоюз, заняли позицию ожидания. В частности, от полетов над Беларусью отказался крупный японский перевозчик All Nippon Airways. В компании заявили, что не будут пользоваться белорусским воздушным пространством «до прояснения ситуации».

Днем 25 мая стало известно, что Беларусь пригласила представителей международных авиационных организаций ICAO, IATA, EASA, а также авиационных властей гражданской авиации ЕС и США к участию в расследовании инцидента с лайнером Ryanair. Их реакция пока неизвестна.

Что будет с «Белавиа»?

2020 год был для белорусской авиакомпании неудачным, несмотря на то, что Беларусь вводила минимальные ограничения, связанные с пандемией, а сама авиакомпания не прекращала полеты. Объем убытка составил почти 100 миллионов рублей (в 2019-м было около 70 миллионов чистой прибыли).

Несмотря на это, в 2020-м и в начале 2021-го авиакомпания получила в лизинг несколько новых самолетов и публиковала планы по развитию сети маршрутов. В 2019 году «Белавиа» выполняла полеты по примерно 60 маршрутам, половина из которых приходилась на Евросоюз, Великобританию и Украину.

После начала конфликта на востоке Украины Минск стал своеобразным хабом для россиян и украинцев, которые путешествовали между Москвой и Киевом. Руководство авиакомпании пока никак не комментировало ситуации.

Последний пост обычно активного в Фейсбуке гендиректора «Белавиа» Игоря Чергинца посвящен инциденту с самолетом Ryanair над Беларусью.

Одним из путей выхода из ситуации для «Белавиа» могло бы стать увеличение рейсов в Россию и Казахстан, однако тот же Чергинец неоднократно заявлял о несправедливых условиях для белорусов по сравнению с российскими авиакомпаниями. Неизвестно, пойдет ли Россия навстречу белорусскому перевозчику сейчас.

Какие еще могут быть последствия?

Прежде всего экономические. До пандемии над Беларусью каждый день пролетало около 600 авиалайнеров. Все перевозчики оплачивали услуги диспетчеров «Белаэронавигации» в размере около 40 евро за каждые 100 км маршрута. После 2020 года объем воздушного трафика снизился до примерно 450 рейсов ежедневно.

Что будет после 23 мая 2021-го, сказать пока сложно, однако потери могут быть весьма значительными, речь может идти о десятках миллионов евро за каждый месяц запрета полетов.

Вдобавок неизбежна реакция фондовых рынков. Она появилась уже 24 мая, на следующий день после посадки лайнера Ryanair в Минске. Менее чем за сутки после инцидента с самолетом лоукостера стоимость белорусских государственных облигаций на Московской фондовой бирже снизилась на несколько процентных пунктов. То же самое произошло даже с акциями частной компании «Евроторг».

Есть ли такая ситуация еще где-то в Европе?

Нет, такой ситуации не было даже после того, как над востоком Украины был сбит малайзийский лайнер Boeing 777. в похожем на белорусов положении находятся жители Крыма, которые после марта 2014 года могут летать в другие страны только через Москву и другие российские аэропорты.

Не летают западные авиакомпании также в непризнанные страны и территории, такие как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, а также так называемые ДНР и ЛНР.

Читайте также: Президент США выступил по поводу разворота самолета Ryanair в Минск и ареста Протасевича

Европейский совет принял резолюцию по Беларуси: новые санкции, запрет полетов, солидарность с Латвией

Опубликовано обращение задержанного блогера Романа Протасевича из изолятора

Президент Украины поручил правительству подготовить решение о прекращении авиасообщения с Беларусью

Воспользуйтесь услугой по доступу к информации в виде PDF газеты Intex-press. Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
7 Комментарий
большинство голосов
новее старее
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
злой кот

Дорого Роман встал казне)))))

Scroll Up