Новости / Общество

Хлеб и яйца точно есть. Как мы искали продукцию местных производителей в барановичских магазинах

1.04.2021, 12:13  / remove_red_eye 1692   / chat_bubble1

Продукция Барановичского хлебозавода и птицефабрики представлена на полках местных магазинов в избытке, а продукция ОАО «Бархим» то ли где-то затерялась, то ли вовсе отсутствует на прилавках. Intex-press выяснила, как товары местного производства реализуются в торговых сетях, узнала, чью продукцию предпочитают наши горожане, а также какую роль в организации отечественной торговли играют органы власти. Для этого корреспондент прошлась по крупным супермаркетам города, чтобы, что называется, своими глазами оценить загруженность торговых стеллажей продукцией местного производства.

Хлеб и яйца точно есть. Как мы искали продукцию местных производителей в барановичских магазинах

ОАО «Берестейский пекарь» Барановичский хлебозавод. Фото: Intex-press

Сколько барановичских товаров на полках в наших магазинах?

Практически во всех посещенных торговых объектах в отделах хлебобулочных изделий была зафиксирована продукция ОАО «Берестейский пекарь» Барановичский хлебозавод. В одних торговых объектах она превышала половину всей продукции данного вида, в других торговых сетях и того более. Да и в ОАО «Берестейский пекарь» Intex-press подтвердили, что продукцию этого предприятия можно найти в широком ассортименте «в любом из магазинов нашего города». Такая же картина была и с яйцами – продукция торговых марок «Златко» и «I`m Happy», произведенная в ОАО «Барановичская птицефабрика», составляла минимум половину от всех представленных на стеллажах яиц. В некоторых торговых объектах рядом с «яйценосными» полками даже были поставлены отдельные поддоны, наполненные кассетами с яйцами: похоже, разлетаются, как горячие пирожки. От 50 до 90 процентов всех яиц, представленных в барановичской торговле, привозят к нам из Русино.

Яйца барановичского производства в одной из торговых сетей города. Фото: Александра РАЗИНА

Хлеб барановичского производства в одной из торговых сетей города. Фото: Александра РАЗИНА

А вот с молочной продукцией все уже не так хорошо. Пообщавшись с заведующими магазинов и с представителем отдела маркетинга Барановичского молочного комбината ОАО «Савушкин продукт», удалось выяснить, что на барановичском заводе из того, что можно увидеть на полках наших магазинов, производят только кефир и молоко. И этих продуктов на полках примерно не более 10% от общего количества молока и кефира, представленного в магазинах.

Молоко «Савушкин продукт» в одной из торговых сетей города. Фото: Александра РАЗИНА

Что касается мясной продукции, то в производственном цехе в городе Барановичи Березовского мясоконсервного комбината Intex-press рассказали, что на полках наших магазинов можно найти и ту продукцию, которая произведена именно в Барановичах, и ту, что произведена в Березе, в зависимости от ассортимента. Однако, даже учитывая полностью всю продукцию Березовского мясокомбината на полках барановичской торговли, таковой удалось насчитать от 10 до чуть более 20 процентов, соответственно, похоже, барановичской в этом объеме в разы меньше. Не густо, одним словом.

А вот продукции ОАО «Бархим» вообще не было замечено на полках ни в одной из крупных торговых сетей нашего города. На самом предприятии узнать, с чем это связано, редакции не удалось. Возможно, продукция ОАО «Бархим» столь незаметна на прилавках крупных торговых сетей, а возможно, она идет только на экспорт или использует другие сети дистрибуции.

Предпочтения жителей города Барановичи

То, что в наших магазинах не так уж и много продукции местных предприятий, можно объяснить и отсутствием большого спроса на нее. По крайней мере, это следует из опроса читателей в группе Intex-press во «ВКонтакте», проведенного 25–26 марта. Как оказалось, наши читатели не сильно жалуют продукцию местного производства – ее покупают всего 23% из 200 человек, ответивших на вопрос «Какие продукты вы приобретаете?». Еще 9% опрошенных и вовсе не любят продукцию, выпущенную на наших предприятиях, и отдают предпочтение не местным производителям. Правда, остальным 68% вообще не принципиален производитель той продукции, которую они покупают в наших торговых сетях, лишь бы была свежей и удовлетворяла по цене и была, что называется, съедобна. Поэтому вполне вероятно, что они едят местную продукцию, не догадываясь об этом.

Потребление отечественных товаров в Барановичах и не только

А ведь потенциал у местных производителей есть. Cогласно информации руководителя отдела торговли и услуг Барановичского горисполкома Татьяны Осос, доля реализованных отечественных продовольственных товаров в 2020 году составила 75,9% и выросла на 1,1% в сравнении с 2019 годом.

Но, как отметила Татьяна Осос, в соответствии с доктриной о национальной продовольственной безопасности, «в идеале нужно достигнуть 80%, а вообще, хотелось бы и 85%» продаж отечественной продукции в торговых объектах. При этом, по словам начальника главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валерия Мацкевича, опираться в этой работе нужно в первую очередь на ассортимент.

– То есть каждый день в том или ином магазине, в зависимости от площади, должно быть, к примеру, 20 видов колбасы, 10 видов молока, но, какой объем этой продукции будет продан по факту, будет зависеть уже от того, как будет складываться конъюнктура рынка, – пояснил Валерий Мацкевич.

Однако местные власти не могут поспособствовать включению в ассортиментные перечни продукции именно местных производителей, ведь, согласно законодательству «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», государственным органам запрещено «понуждать субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров, предусматривающих поставки товаров, с определенными контрагентами».

– Есть норма, по которой законодательством не предусмотрена разработка ассортиментных перечней для реализации ассортимента конкретных производителей, – рассказала Татьяна Осос.

Но, по словам Валерия Мацкевича, это не повод местным органам власти выступать лишь в роли наблюдателей.

– Органы власти должны оказывать содействие в продвижении продукции отечественного производства с помощью проведения конъюнктурных совещаний совместно с торговлей, – пояснил Валерий Мацкевич. – В первую очередь мы заинтересованы в том, чтобы в этих совещаниях принимали участие представители руководства республиканского ретейла. На этих совещаниях предприятия представляют свою продукцию и рассказывают, на каких условиях они работают. Мы можем услышать со стороны торговли их замечания и предложения по продвижению этой продукции и по увеличению ее реализации.

Но последнее слово, по словам Валерия Мацкевича, все же остается за потребителем.

– Людей уже нельзя заставлять покупать что-то, а надо создавать такие условия, чтобы люди захотели это купить, потому что продается то, что покупается. И наша задача состоит в том, чтобы товары отечественного производства превалировали в объемах продаж любого торгового объекта всех форм собственности, – рассказал Intex-press Валерий Мацкевич.

Что в итоге

Безусловно, навязывать торговле продукцию местных производителей – это совок в чистом виде. Благо он уже в прошлом. Сегодня сами производители должны конкурировать за покупателя ценой и качеством. Но маркетинг никто не отменял. И, посетив множество торговых объектов, мы не увидели, скажем, отдельных полок с барановичской продукцией с возможным призывом «попробовать» местного производителя и поддержать его рублем. Или мы не в Барановичском регионе живем?

«Купляйце беларускае» – это возврат к советскому: «Берите то, что дают»

Лев Марголин, экономист:

– Сегодня для покупателя важно покупать товары хорошего качества и соответствующей цены, а какие они – отечественные или не отечественные – это не важно. Когда наша власть говорит: «Купляйце беларускае» и предпринимает административные меры, она оказывает местным производителям медвежью услугу. Во-первых, она создает тепличные условия собственным производителям, которым уже просто бессмысленно стараться, конкурировать. А во-вторых, государство таким образом заставляет собственный народ пользоваться продукцией, как правило, худшего качества. В результате получается, что наш народ ест, пьет, одевается по той же самой цене, а то и дороже, чем мог это делать с помощью импортной продукции. Повторюсь, сегодня производитель в борьбе за покупателя должен стремиться производить товар как можно лучше и дешевле. Чтобы покупатель не стоял у прилавка, как в советские времена, и ему не говорили: «Берите то, что дают».

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
1 Комментарий
большинство голосов
новее старее
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
злой кот

Большая половина продукции из России…дешёвая низкосортная…что ещё нужно покупателям)))

Scroll Up