Новости / Общество

Блокировка ресурса за «пропаганду экстремистской деятельности». Что еще может измениться в законе о СМИ?

31.03.2021, 15:31  / remove_red_eye 94   / chat_bubble0

В распоряжении редакции TUT.BY оказался проект закона об изменении законов по вопросам средств массовой информации. Предлагается блокировать интернет-ресурсы за информацию, направленную «на пропаганду экстремистской деятельности» и материалы, которые могут «привести к возникновению угроз национальной безопасности». Что еще предлагают и кто занимался его разработкой?

Блокировка ресурса за «пропаганду экстремистской деятельности». Что еще может измениться в законе о СМИ?

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Журналистов предлагают лишать аккредитации за «противоправное деяние» в процессе профессиональной работы

Согласно предполагаемому проекту закона, журналисту СМИ запрещается использовать свое положение для распространения информации с целью опорочить кого-то из граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства или работы, в связи с политическими убеждениями, а также дискредитировать госорганы и другие организации, сообщает TUT.BY.

Кроме этого, журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушен установленный порядок аккредитации или распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию организации, его аккредитовавшей, а также если журналист совершил умышленное противоправное деяние в процессе осуществления профессиональной деятельности. Оба пункта прописаны по аналогии с российским законодательством о СМИ.

Предлагается ввести обязанность журналиста получать согласие главного редактора на подготовку информационных сообщений или материалов для использования в других СМИ или на интернет-ресурсах.

Среди предложений есть и такое, чтобы название сетевого издания совпадало с доменным именем интернет-ресурса.

Публикация результатов опросов может оказаться под запретом

В СМИ и на интернет-ресурсах предлагается запретить публикацию результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам президента, депутатов, если они проводились без соответствующей аккредитации. Публикация результатов таких опросов в документе отнесена к информации, распространение которой запрещено, что влечет ряд правовых последствий (мер ответственности). Также к запрещенной информации отнесены гиперссылки на информационные сообщения, содержащие запрещенную к распространению информацию.

Юрлицо, на которое возложены функции редакции СМИ, согласно документу, должно не допускать распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам.

В документе предлагается расширить перечень оснований для вынесения изданию письменного предупреждения.

В предполагаемом проекте закона установлено требование об использовании гиперссылки при распространении в интернете информации, ранее опубликованной на другом ресурсе (если правообладателем не установлено иное). Более того, согласно документу, за перепечатывание материалов с нарушением условий распространения, установленных первоисточником, может быть вынесено письменное предупреждение.

Лишать статуса СМИ смогут без решения суда

Предлагается наряду с судом предоставить полномочия по принятию решения о прекращении выпуска СМИ Мининформом в случае вынесения СМИ и владельцу сетевого издания двух и более письменных предупреждений в течение года, а также в случае принятия решения Межведомственной комиссией по безопасности в информационной сфере при Совбезе Беларуси о наличии в СМИ материалов и сообщений, распространение которых способно привести к возникновению угроз национальной безопасности. В обосновании необходимости принятия проекта закона это аргументируется необходимостью «снижения нагрузки на судебные органы» и «оперативного пресечения распространения противоправной информации».

Такое же решение Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совбезе Беларуси предлагается сделать еще одним основанием для ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию. Кроме того, Мининформ может принять решение об ограничении доступа к интернет-ресурсу, если в течение года было вынесено два и более требований министерства, а в отношении сетевого издания два и более письменных предупреждений.

Также предлагается предоставить полномочия на внесение постановлений об ограничении доступа к интернет-ресурсу и сетевому изданию постановлением Генерального прокурора, прокуроров областей и Минска за распространение информации, «направленной на пропаганду экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности», а также информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам страны.

Решение об ограничении доступа может быть принято в течение 6 месяцев после возникновения оснований и по отношению к интернет-ресурсам, и по отношению к сетевым изданиям. Ранее для сетевых изданий был установлен срок 3 месяца.

В документе предлагается также блокировать доступ к интернет-ресурсам, сходным до степени смешения с теми, доступ к которым ограничен.

В предполагаемом проекте закона с трех до пяти лет увеличен срок запрета на право выступать физическому лицу в качестве учредителя СМИ после того, как его выпуск был прекращен по указанным в законе основаниям. Аналогичный запрет установлен для юридических лиц. Для интернет-ресурсов, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, установлен запрет быть учредителем СМИ в течение трех лет. Кроме того, отменяется обязательное условие о наличии белорусского гражданства для главных редакторов.

Среди оснований для отказа в госрегистрации или перерегистрации в качестве СМИ могут появиться следующие: название СМИ совпадает или сходно до степени смешения с названием издания, в отношении которого принято решение о прекращении выпуска, если название сетевого издания не совпадает с доменным именем интернет-ресурса, а также если главный редактор не имеет права согласно этому же закону занимать эту должность.

Стоит отметить, что это может быть не окончательная версия проекта закона. В парламент подобный документ не поступал, сообщает пресс-служба. В списке законопроектов, находящихся на рассмотрении в комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ такой документ не значится.

Судя по данным из документа, его разработкой занималось Министерство информации. В Управлении правового обеспечения и контроля за соблюдением законодательства Мининформа отказались комментировать вопрос о подготовке ведомством проекта закона об изменении законов по вопросам средств массовой информации.

В документе, который имеется в распоряжении редакции, есть подпись министра информации Игоря Луцкого. Однако сам глава Мининформа по телефону не смог подтвердить или опровергнуть информацию о том, что ведомство подготовило такой документ.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
Scroll Up