Бешеный заработок, рэкет и экстрим. Как житель Барановичей гонял машины из Венгрии в начале 1990-х
Как можно было за одну неделю получить сумму, которую на заводе пришлось бы зарабатывать десять месяцев.
Сергей Курило, житель Барановичей, рассказал «АиФ», как зарабатывали и пытались выжить в начале 1990-х.
За «Жигулями» – в Будапешт
– Я родился и живу в Барановичах. В 1987 году пришел из армии и сразу начал работать водителем. Получал зарплату $30 в месяц. У нас были карточки, чековые книжки – все эти неэффективные средства выживания. Где-то в 1990-е случился бум на советскую технику, которую когда-то делали на импорт: машины «Копейки», например. Столько народу ездило за автомобилями! Все эти «лохматые» машины стали прибывать обратно к нам из-за границы. Я узнал, что, если пригнать такой автомобиль, «навар» будет около $300. То есть можно было за одну неделю получить сумму, которую на официальной работе я бы зарабатывал десять месяцев.
Курило вместе с 10–15 знакомыми из нашего города ехал на поезде до украинского города Чоп, где пересаживался на поезд до венгерского Будапешта. Там на окраине был большой авторынок подержанных машин.
По словам мужчины, у него был 10-летний стаж вождения и он неплохо разбирался в машинах, поэтому мог выбрать те, что проедут 800 километров до Бреста. Всего так из Венгрии он пригнал четыре автомобиля «Жигули»: две «копейки», одну «двойку» и одну «четверку». В общей сложности примерно за два месяца он заработал около $1000.
– Во время перегонов я не успевал посмотреть город, зато мы с товарищами покупали вкусные обеды. Приезжали же проголодавшимися. За обед приходилось отдавать сразу $10 – треть моей зарплаты! Такие уж были расценки в Будапеште 1990-х.
Рэкет на дорогах
Сергей говорит, что занимался перегоном официально – при покупке оформлял на авто все документы и страховку.
– На то, чтобы растаможить машину на авторынке, могли уйти сутки. Огромная очередь, попробуй отстоять! Зато после этого авто раскупали как горячие пирожки. В Бресте у нас их с руками отрывали. Наша группа перегонщиков делала перерыв дома на день-два и снова отправлялась в путь.
Вспоминает житель Барановичей и о бандитах на дороге.
– Пару раз гнал машины из Польши и стоял в очереди таких же «бэушных» автомобилей на границе. Видел, как ребятки спортивного телосложения прогуливались вдоль машин и брали с каждой сумму. Подходили и говорили: «Давай $50 или у тебя потрескается лобовое стекло». Я предпочитал не связываться лишний раз и откупался деньгами. Польская полиция не вмешивалась.
Судьба у всех перегонщиков сложилась по-разному. Один мужчина из команды Курило начал в одиночку возить золото в Санкт-Петербург. После одной из поездок он не вернулся. Его тело нашли недалеко от рельсов – мужчину убили и выбросили из вагона. Его товар пропал.
Машины закончились
Сергей говорит, что практически за полгода в Европе закончились старые советские машины и хорошие заработки прекратились.
– В 1998 году мне предложили работу дальнобойщиком в Польше, я согласился. До 2010 года там работал, катался по Европе. Музеи и тому подобное не посещал – перед глазами всегда трасса, стоянки, заправки. Максимум на закупки в продовольственные магазины заходил. Сейчас тоже работаю дальнобойщиком. Привык, что вся моя жизнь – на колёсах.
Читайте также: Назад в 90-е. Район на район: «Заняться было нечем, вот морды друг другу и били»
Комментарии
Правила комментирования
Да уж..в то время много народа полегло из за этого бизнеса. Первыми очистили от рэкета Германия..там был создан отдел по борьбе с рэкетом на дорогах..выезжали на дорогих авто полицаи и как только их братки тормозят сразу с автоматов расстреливают)) через пол года все стало чисто. Потом поляки стали бороться …в польском Щетине барановичские рэкетиры ходили по рынку и искали знакомые лица чтоб 20 долларов поиметь))) Помню в 2001 году с меня там хотел один барановичский 20 у.е стресануть))) ну и обломался.