Новости / Потребитель

Пожалел 430 рублей – заплатил 5100. Как покупатели наказывают продавцов в Барановичах за некачественные товары и услуги

15.03.2021, 17:07  / remove_red_eye 17136   / chat_bubble0

Можно ли покупать товар, не распаковывая его в присутствии продавца, почему на презентации не стоит брать паспорт и чем рискуют люди, приобретая дорогие гаджеты по сниженным ценам? Об этом и другом накануне Всемирного дня защиты прав потребителя, который ежегодно отмечается 15 марта, Intex-press рассказал Александр Савчук, заместитель председателя Барановичской городской организации защиты потребителей.

Пожалел 430 рублей – заплатил 5100. Как покупатели наказывают продавцов в Барановичах за некачественные товары и услуги

Заместитель председателя Барановичской городской организации защиты потребителей ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Александр Савчук. Фото: Людмила СТЕЦКО

Работа в режиме COVID-19

Как и для всех жителей нашего города и страны, для Барановичской городской организации защиты потребителей 2020 год стал особенным. Во-первых, потому, что месяца три в совокупности в течение этого года работа общества попросту была парализована из-за эпидемиологической и политической ситуации в Беларуси. Во-вторых, потому, что люди стали задавать такие вопросы, которых раньше не возникало. Особенно частыми стали вопросы, связанные с ношением масок.

– Приходили и звонили люди, которых не обслужили в магазине или высадили из автобуса из-за того, что у них не было масок. Спрашивали, законно ли это. Я считаю, что здесь нужно учитывать две составляющие – медицинскую и правовую. И лично у меня по обеим есть вопросы, – говорит Александр Савчук.

По словам юриста, изучив внимательно рекомендации медиков, в первую очередь, ВОЗ, он пришел к выводу, что ношение маски без соблюдения социальной дистанции является «незначительной полумерой», а значит, именно дистанцирование – это «главная задача, на которой нужно сосредоточиться».

С правовой же точки зрения, отмечает Александр Савчук, ему не известны нормативно-правовые акты, в которых было бы однозначно и недвусмысленно прописано, что человека без маски запрещено обслуживать в торговом объекте. Или что за отсутствие маски его могут высадить из автобуса, проезд в котором он оплатил. Не комментируя постановления местных органов власти, специалист отметил, что в документах Минздрава, касающихся ковида, прописано, что на организации «возложен контроль за использованием (заметьте, написано просто «использованием», без слова «обязательным». – Ред.) средств защиты органов дыхания физическими лицами при посещении объектов, организаций при отсутствии возможности организации условий для соблюдения социальной дистанции (1–1,5 метра)» (абз. 10 подп. 41.1 п. 41 СаНПиН №217).

– Но «осуществлять контроль» и «запретить обслуживать» – это, простите, разные вещи, – отмечает юрист. И добавляет, что в идеальном мире подобные действия работников торговли и услуг можно было бы обжаловать в суде с вполне вероятным положительным исходом. Но у нас это проблематично.

«Под видом новых телефонов продают б/у»

Ковид ковидом, а ходить в магазины и пользоваться различного рода услугами горожане в 2020 году не перестали. Соответственно, и традиционные жалобы никуда не делись. Чаще всего, по словам Александра Савчука, люди жаловались на качество техники, прежде всего, мобильных телефонов.

– Постоянная история, когда под видом новых телефонов, iPhone, в частности, продают так называемые восстановленные, а по сути – б/у. Люди ведутся на цену, которая может быть на 30-50% ниже, чем в других интернет-магазинах, покупают телефон, а потом оказывается, что он собран из разных деталей, – рассказывает специалист.

Оспаривать такие покупки, говорит юрист, затруднительно, поскольку магазины, как правило, изначально предоставляют «обременительную», т.е. условную гарантию на свой товар. Вот только информация об условиях такой гарантии спрятана за таким количеством ссылок, что покупатели редко до нее доходят.

Немало жалоб поступает и на качество оказываемых услуг: то мебель не так собрали и не в срок, то подстригли не так. Однажды в организацию защиты потребителей обратилась женщина, которой в салоне в качестве бесплатного бонуса к стрижке сделали такой массаж, «что потом у нее была проблема со здоровьем».

Еще одной популярной проблемой остаются так называемые презентации. Схема стандартная: человека заманивают на мероприятие и активно его «обрабатывают», чтобы с презентации он ушел с товаром, который, как правило, стоит в разы дороже, чем в магазинах.

И хотя жертв такой агрессивной торговли в 2020 году, по сравнению с тем же 2019-м, стало меньше, «люди по-прежнему покупаются на подарки и идут на презентации».

– Причем к нам потом приходят не только доверчивые по природе люди, но и те, кто раньше на подобные уловки не попадался. Как правило, это женщины. Поэтому лучше на такие мероприятия не ходить, особенно людям старше 60 лет. Ну, или, по крайней мере, паспорт не берите, чтобы кредит было невозможно оформить, – говорит Александр Савчук.

Показательное дело

Несмотря на то, что ежегодно в организацию защиты потребителей обращаются сотни горожан, до суда споры между продавцами и покупателями доходят крайне редко. С одной стороны, сами покупатели не всегда готовы идти до конца, с другой – продавцы понимают, что проще договориться, чем потом платить штрафы и неустойки.

– Недавно было вынесено решение по делу, которое можно назвать показательным в этом плане. Человек заказал бетон для строительства летней кухни. Его привезли, вылили, а через время потребитель заметил дефекты. Вызвал специалистов из ЦСМ, те сказали, что ему привезли не тот бетон, который указан в документах, – рассказывает Александр Савчук.

Покупатель обратился к продавцу с требованием вернуть деньги. Однако тот отказался, сославшись на то, что покупатель сам неправильно залил этот бетон. Судебное разбирательство длилось больше года. Была проведена экспертиза, которая доказала, что никакой вины потребителя в появлении дефектов на бетоне не было.

– Если бы продавец изначально занял правильную позицию, он лишился бы 430 рублей. В итоге заплатил в 13 раз больше: около 2800 рублей он заплатил клиенту (в эту сумму вошла стоимость самого бетона, работ по его демонтажу, неустойка, компенсация морального вреда и оплата услуг экспертизы. – Авт.) и еще около 2300 – штрафа, – пояснил Александр Савчук.

Стало больше обращений «до»

В целом, говорит специалист Барановичской городской организации потребителей, горожане даже за последний год стали более грамотными и бдительными. И стараются проконсультироваться со специалистами до того, как совершить какое-то действие.

– Раньше постоянно приходилось разбираться в уже созданной проблеме, а это гораздо сложнее. Сейчас люди стали больше обращаться до момента совершения сделки. И это правильно, это то, ради чего мы работаем. Постепенно общество приходит к тому, что лучше проконсультироваться с юристом до того, как что-то купить или заключить договор, – отмечает он.

Один из самых распространенных вопросов, который в последнее время часто задают потребители, как поступать в ситуации, когда вещь привозят запакованной, а распаковать ее при продавце либо нет возможности, либо он не хочет ждать.

– В таких случаях я всегда говорю: если вы подпишете документ о том, что никаких претензий к внешнему виду и комплектации товара не имеете, а после распаковки обнаружится обратное, то что-то доказать потом очень сложно. Поэтому если в документе нет записи, что человек может предъявить претензии в течение какого-то разумного времени, то подписывать его не стоит, не убедившись в качестве товара, – резюмирует он.

317 – столько человек лично (без учета телефонных звонков) обратилось в Барановичскую организацию защиты потребителей в 2020 году. Это на 161 обращение меньше, чем в 2019-м. В адрес ИП и организаций, нарушивших права потребителей из нашего города, было составлено 9 претензий и 7 исковых заявлений, по которым было возмещено около 17000 рублей материального и морального ущерба.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
Scroll Up