Как это работает, или Нюансы профессии. Шорник —

Как это работает: шорник

КАК ЭТО РАБОТАЕТ: ШОРНИК

Как должен выглядеть приличный конь, когда лошадиная мода не стоит на месте.

Размерный ряд, снятие мерок, подгонка по фигуре – всё как в ателье.

Кто «одевает» лошадок и сколько стоит «наряд» для коня.

Как должен выглядеть приличный конь, когда лошадиная мода не стоит на месте.

Размерный ряд, снятие мерок, подгонка по фигуре – всё как в ателье.

Кто «одевает» лошадок и сколько стоит «наряд» для коня.


Андрей Евсюченя из деревни Нижнее Чернихово Барановичского района шьет лошадиную упряжь с детства. Он шорник. Профессия древняя и, по сегодняшним меркам, очень редкая. На всю страну хорошо если с десяток наберется. Именно шорник «одевает» лошадей.


Это ремесло отличается тонкостью и трудоёмкостью работы. Появилось оно ещё в Древней Руси и считалось очень почётным. Сейчас продолжают это дело единицы.
Ещё мастеров по изготовлению сбруи называют римарями. Это название образовалось от польского слова, которое переводится как ремень.


Шорник — мастер, который делает амуницию для лошадей: шоры, седла, уздечки.
Шоры — это наглазники из кожи или дерева для ограничения видимости. Их надевают лошадям, чтобы они не отвлекались на всё, что происходит вокруг. 
Во времена войн их использовали, чтобы максимально управлять животными. Именно от этой детали и пошло название профессии.

Лошадиный «портной»

Проехать на запряженном коне было почетно во все времена. Красивая упряжь подчеркивала, что едет хозяин. Поэтому коня всегда старались «украсить».

Принцип работы тут как в настоящем ателье: лошадиный «портной» снимает мерки, кроит, шьет, на примерке подгоняет по фигуре. Существует и размерный ряд, который в основном зависит от породы скакуна.

«Меня ночью подними, я скажу, сколько должна быть уздечка (размер), хомут, подпруга. Посмотрев на коня, я пошью. Точно подойдет», - говорит мастер.

Итак, в «костюм» входит хомут, уздечка, чересседельник, вожжи, шлея, седло. И все это делает шорник.


хомут — нашейная часть конской упряжи, состоящая из деревянного остова (клещей), внутренняя сторона которого, прилегающая к шее, покрыта мягким войлочным валиком (хомутиной).
уздечка — часть сбруи, надеваемая на голову лошади для управления ею.
чересседельник — ремень, протянутый от одной оглобли к другой.
вожжи — длинный ремень, прикрепленный к удилам и служащий для того, чтобы править лошадью.
удила – железные стержни, вкладываемые в рот лошади.
шлея, или «тормоза» — ремень, идущий от хомута вокруг туловища лошади с проходящими через спину поперечными ремнями.

Кони привередливые

Работа шорника, по словам Андрея Ивановича, кропотливая. Например, чтобы сделать хомут, посидеть придется дня два и при этом знать некоторые хитрости.

Сначала снимаются мерки, вырезается заготовка, потом на «примерке» хомут подгоняется под конкретную лошадь, шкурится, отделывается войлоком, обтягивается кожей. В хомут засовывается лен, поэтому он не гниет и не трескается.

Уздечки Андрей Евсюченя тоже шьет разные: военного образца (их заказывают киношники для съемок), рабочие и верховые. Тут секрет красоты – в фурнитуре и различных плетениях. Шьется упряжь на старой швейной машинке «Подольск», в работе используются инструменты в основном собственного изготовления: ножи, молотки, пробойники. Кожа прокрашивается итальянской краской для обуви.

Можно сказать, что «конская» мода не стоит на месте: были в моде и плетенки, и заклепки, и расписные дуги.

Мастер признается: «Всегда хочется что-то новое придумать или где-то подсмотреть и сделать».

Главное, чтобы «костюмчик» сидел

Хорошая упряжь – это, прежде всего, индпошив. Сбруя должна быть удобной, поэтому делать ее нужно под заказ. Качественная амуниция и прослужит долго.

Нужно снять мерки и только потом приступать к раскрою. Материалы обязательно должны быть натуральные: это гарантия надежности и большого срока службы.

Войлок для хомута шорник заказывает из Нижнего Новгорода, фанеру — из Брянска, кожа — могилевская, пряжки — польские. Обязательна примерка и подгонка.

Некоторые настоящую упряжь не приобретают, а конь от этого мучается. А ведь добротная упряжь – это как хорошая кожаная обувь для человека.

В среднем полный комплект на коня обходится примерно в 200 долларов, и на его изготовление уходит около недели.

Еще Андрей Иванович мастерит возы, сани, телеги. Его изделия (возы и упряжь) можно увидеть в фильмах «Пока будет небо», «Следы на воде», «Днепровский рубеж».

Заказы Андрею Евсючене поступают из разных регионов, лошадиная амуниция его производства пользуется популярностью и за пределами страны. В основном это фермерские хозяйства, конные клубы, усадьбы.

Ремеслу своему Андрей Иванович пока никого не обучил. У его сыновей нет тяги к этому делу, ребята из местной школы на экскурсию приходят, но им интересно только посмотреть. 

«Такого парня, каким я был когда-то, чтоб запал был, нет. Может, кто когда и появится. Работа интересная. Если уже начал шить, это затягивает».

Реклама
Автор: Ольга ГУТОВСКАЯ. Фото и видео автора.

Автор: Ольга ГУТОВСКАЯ. Фото и видео автора.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
Scroll Up