«Как убийцу судили». Как пенсионер из Барановичей хотел подработать, а оказался в суде
Александр Лозицкий – ветеран труда. Он много лет работал машинистом экскаватора, дело свое знает и любит. И за без малого 44 года стажа ему не приходилось выбивать оплату за свой труд через суд. А вот на пенсии пришлось. И эту битву он проиграл. Александр Иванович решил рассказать свою историю, чтобы оградить других от подобных ошибок.
Александр Лозицкий всю жизнь проработал на стройках
– Сразу рабочим на нулевых циклах. Дома в Северном и Восточном микрорайонах, школы, садики – там мой труд. Потом поехал на курсы машинистов экскаватора. Какую технику мне доверяли, на той и работал, – вспоминает он.
Записи в его трудовой говорят сами за себя: регулярные денежные премии, грамота за труд и звание «Почетный строитель треста».
Несколько лет назад Александр Иванович официально вышел на пенсию. Но сидеть дома человеку, привыкшему все время работать, оказалось невмоготу. И он вернулся на стройку. Подрабатывал везде, где подворачивалась возможность. А летом 2019 года попал на строительство канализационной насосной станции (КНС) №10 в Барановичах.
– Вышел на прогулку, смотрю – «шильда» висит. Так и понял, что КНС будут строить. Спрашиваю: возьмете на работу? Не вопрос, говорят. Я принес копию трудовой, паспорт, удостоверение машиниста экскаватора и передал тогдашнему главному инженеру. Договаривались, что меня оформят по трудовому соглашению. Но потом мастера стали меняться один за другим и меня уже почему-то по договору подряда оформили, – рассказывает Александр Иванович.
Пенсионер работал в УП «Брестская СПМК-2». На стройке он выполнял самую разную работу: и экскаватором управлял, и подсобным рабочим был, и за работу установок водопонижения отвечал. Договоры подряда, по словам Александра Ивановича, часто ему приносили постфактум. Но так как за работу платили исправно, он не придавал этому нюансу особого значения.
«Все свернули, а зарплаты нету»
Официально Александр Лозицкий работал по договору подряда до конца ноября 2019 года. Сам же мужчина уверяет, что дольше – до 7 декабря. Но документально это оформлено не было.
– Он сутками домой не приходил! Еду на работу носила. В начале декабря всех свернули и уехали, а зарплаты за два месяца нету. Договора даже за октябрь не было, хотя мастер все обещал: привезу, никуда ваши деньги не денутся, – рассказывает Екатерина Савко, гражданская супруга Александра Ивановича. – Он так расстроился, что в больницу попал.
Договоры за октябрь и ноябрь, по словам Александра Лозицкого, привезли уже после 8 декабря, когда он был в больнице.
– А за декабрь мастер сказал, что я не работал! Мол, срок окончания объекта – 30 ноября, значит – все. Но я же работал! У меня в дневнике все зафиксировано, да и путевые листы поднять, кто и когда «иглы» из грунта вытягивал, погрузку производил – все мы делали, – говорит Александр Иванович.
Дело принципа
Пенсионер был возмущен таким отношением. И дело не в деньгах. Получалось, что его, ветерана труда, не просто обманули, а фактически обвинили во лжи. Поэтому доказать, что он все-таки работал, стало для него делом принципа.
– Я никогда не бегал по работам, дело свое любил. Я ненавижу ложь, а тут меня просто обманули. Обидно, – говорит он.
И Александр Иванович начал переписку с инстанциями. Но везде лишь разводили руками: договора за декабрь нет, а на «нет» – только суд.
И пенсионер пошел в суд. Потому что был уверен в своей правоте и надеялся, что суд тоже встанет на его сторону.
«Как убийцу судили»
Для суда пенсионер собрал все доказательства, которые только смог: подтверждение из МЧС о том, что он звонил туда, беспокоясь о судьбе станции, квитанция о покупке дизтоплива с помощью чипа организации, двоих свидетелей со стройки.
Вот только показания свидетелей суд счел противоречивыми (рабочие подтвердили, что не раз видели Александра Ивановича в декабре, но не смогли ответить на вопросы, касающиеся конкретных дат и времени. – Ред.), а звонок в МЧС и заправку топлива по чипу (прораб на суде подтвердил, что пенсионер заправлялся «по его личной просьбе») – не говорящими о том, что человек работал.
– Шесть с половиной часов суд шел. Как убийцу судили! – вспоминает Александр Иванович.
– Хуже, может, так убийцу не судят, – поддерживает супруга Екатерина Васильевна. – Человек работал, а вы говорите – нет. Вот и добейся правды!
Организацию на суде представляли мастер и юрисконсульт. Первый не стал отрицать, что некоторые договоры подписывались задним числом, но настаивал, что в декабре Александр Лозицкий не работал.
Выслушав стороны, суд вынес решение: «в исковых требованиях Лозицкому отказать».
– Я на суде на него смотрела, и слезы текли. Ладно, не заплатили. Но суд не прав, не разобрался. Человек отработал, а в итоге пошли против человека, – говорит Екатерина Савко.
«Пусть почитают»
Обжаловать решение барановичского суда Александр Иванович не стал. Говорит, и так уже больше 300 рублей на судебные тяжбы потратил, а ездить в Брест у него нет ни сил, ни здоровья. Но ситуация, в которой он оказался, до сих пор не дает ему покоя, ведь он не единственный, кто мог в ней оказаться. Поэтому пенсионер решил поделиться своей историей с читателями Intex-press.
– Мы знаем, что это ничего не даст и денег не вернет. Но пусть почитают в Бресте. И суд наш тоже пусть почитает. Потому что нельзя так с человеком. Получается, ты работай, а я могу тебе не платить и без бумажки ничего не докажешь, – резюмируют супруги.
«Вообще не в курсе»
Intex-press попыталась связаться с мастером, который выступал в суде против Александра Лозицкого. Но номер мобильного, который остался у пенсионера, оказался заблокирован, а в «Брестской СПМК-2» этот человек больше не работает: как выяснилось, его уволили вскоре после истории с судом. Начальник же УП «Брестская СПМК-2» Сергей Лукашик сообщил Intex-press, что «вообще не в курсе» этой ситуации.
– Не было никаких таких проблем у нас. Если суд был, значит – все. Суд же всегда на стороне человека работающего, а не на стороне нанимателя. Не надо ничего писать. Вы мне не дозвонились. Я ничего не комментирую, – сказал он.
«Только в письменном виде»
Жанна Торопова, главный государственный инспектор Барановичского межрайонного отдела Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда:
– Любые отношения с работодателем должны быть оформлены письменно и до того, как человек приступит к выполнению работы. В трудовом договоре обязательно должно быть указано, по какой профессии работник принимается на работу, каков будет размер его заработной платы, прописывается режим труда и отдыха работника, условия предоставления трудовых и социальных отпусков, права и обязанности сторон. После заключения трудового договора наниматель должен издать приказ о приеме на работу, ознакомить с ним работника, сделать запись в трудовой книжке.
В гражданско-правовом договоре должны быть обязательно прописаны объемы и сроки выполнения работ, а также сумма вознаграждения за их выполнение. И желательно, чтобы факт выполнения этих работ фиксировался актом приемки.
Если работник и наниматель не заключили письменный договор, то вид их взаимоотношений придется устанавливать в суде.
Комментарии
Правила комментирования
Нашёл куда обратиться! В суд! Суды, прокуроры всякие, милиция и т.п. – это инструменты правящего класса для угнетения и эксплуатации народа.