Новости / Общество

«Они такие же, как мы, у них равные с нами права». Интервью со специалистом Городищенского дома-интерната

18.01.2021, 10:57  / remove_red_eye 1190   / chat_bubble1

Почему для ребенка с инвалидностью важно учиться вместе с остальными в обычной школе? Как проект «Знать, чтобы помогать» повлиял на сотрудников интернатов в регионах? Для чего обществу необходимо менять отношение к «особенным» людям? Об этомв разговоре с одной из участниц проекта Еленой Романюк – воспитателем ГУ «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития».

«Они такие же, как мы, у них равные с нами права». Интервью со специалистом Городищенского дома-интерната

Воспитанники Городищенского дома-интерната, фото проект "Знать, чтобы помогать"

Равные среди равных. Как в Беларуси решили улучшить права детей с инвалидностью из домов-интернатов

На протяжении последних трех лет благотворительное общественное объединение «Мир без границ» проводило в Беларуси проект «Знать, чтобы помогать», направленный на поддержку детей с инвалидностью и реализацию их прав. Пока что о результатах проекта сложно судить, но как рассказывают в самих интернатах, жизнь детей меняется на глазах.

Елена Романюк

Елена Романюк, фото проект «Знать, чтобы помогать»

— В Городищенском доме-интернате живут дети с инвалидностью с тяжелыми и множественными нарушениями. Расскажите, как проходит обучение этих детей?

— Два воспитанника нашего дома-интерната ходят в Городищенскую среднюю школу и учатся вместе с другими детьми в интегрированном классе. В школе создана безбарьерная среда, есть пандусы. Общаясь с этими ребятами, я вижу, что они очень рады и довольны. У них широкий круг общения, есть друзья, и больше возможности познания мира, чем у остальных наших воспитанников. Школа многое дает детям с инвалидностью. Даже один выход в социум их интерната для них – настоящая радость. Остальные воспитанники учатся в самом доме-интернате. К ним приезжают школьные учителя и специалисты из Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. После занятий дети занимаются с воспитателями, а молодые люди старше восемнадцати – с инструкторами по труду. Девушки вышивают, юноши делают поделки, а некоторые ребята ходят в слесарную мастерскую.

— В Беларуси состоялся проект «Знать, чтобы помогать», посвященный проблеме прав детей с инвалидностью из домов-интернатов? Как обстоят дела с правами в Городищенском доме-интернате?

— Мне посчастливилось участвовать в этом проекте и вместе с коллегами разрабатывать пособие по правам детей с инвалидностью в домах-интернатах. Могу сказать, что после проекта отношение к правам наших воспитанников изменилось. Например, теперь мы обращаем внимание на то, как кормим детей. Ведь даже если их кормить быстро, в этом есть определенный элемент насилия. Сложно рассказать о правах детям с тяжелыми особенностями психофизического развития. Поэтому мы просим нянь и воспитателей, чтобы те объясняли о правах ребенка через свое отношение к воспитанникам.

Дети чувствуют, когда к ним хорошо относятся, и начинают больше понимать, что имеют права. Конечно, на сегодняшний день для домов-интернатов остается важным право на образование. Раньше к нам не приезжали учителя из школ, так что ситуация уже поменялась в лучшую сторону. Что касается права на семью, очень многие дети встречаются с родителями. Многие уезжают к своим семьям на выходные и праздники. Некоторые дети вернулись в семью. Мы обращаем также большое внимание на права ребенка на имя и на личные вещи.

Фото проект «Знать, чтобы помогать»

Знаю, что в домах-интернатах встречались ситуации, когда дети не знали, как их зовут, потому что их называли «солнышком» или «лапочкой». С одной стороны, ничего плохого в таких ласковых обращениях нет. Но с другой, ребенок должен знать свое имя, это его первоочередное право. Важно отметить, что проект «Знать, чтобы помогать» улучшил не только жить детей, но и повлиял на сотрудников нашего дома-интерната. Ведь многие из них сами не задумались о своих правах. У них изменилось отношение и к работе, и к детям.

— Вы принимали участие в образовательной поездке в Швецию. Как живут дети с инвалидностью в этой стране?

— Меня поразила квартира, в которой живет молодая шведка с инвалидностью. У нее есть ассистенты, но она абсолютно самостоятельная, несмотря на то, что передвигается в коляске, практически не видит и не слышит. Все ее права соблюдаются. Она ходит в магазин, ведет активный образ жизни. Впечатлило, что в школах и колледжах есть мастерские, где дети с инвалидностью учатся работать. Также в Швеции развиты контактные семьи, когда люди помогают родителям, которые оказались в трудной ситуации.

Ребенок живет попеременно то у своих родителей, то в контактной семье; родители получают дополнительную моральную поддержку. В Швеции у детей с инвалидностью не происходит разрыва с семьей, их не отдают в интернаты. А после рождения такого ребенка родителям оказывают психологическую и социальную помощь.

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы улучшить жить детей с инвалидностью в наших домах-интернатах?

— Если оглядываться назад и сравнивать, ситуация с правами детей с инвалидностью в белорусских домах-интернатах уже очень сильно изменилась. Хорошо, если нашим родителям, как и в Швеции, будут оказывать психологическую помощь во время беременности и после рождения ребенка. Но также важно работать и над просвещением общества. Каждая маленькая победа в вопросе прав людей с инвалидностью заслуживает общественной огласки. Например, двое воспитанников нашего дома-интерната вернули себе дееспособность, женились, завели семью. Обществу нужно рассказывать, что эти люди – такие же, как мы, и у них равные с нами права.

Интервью подготовлено в рамках проекта «Знать, чтобы помогать», направленного на поддержку детей с инвалидностью и реализацию их прав. «Знать, чтобы помогать» реализуется БОО «Мир без границ» совместно с Министерством труда и социальной защиты при поддержке неправительственной организации «ЭРИКС партнер по развитию» (Королевство Швеция) с августа 2018 года. Проект направлен на изучение и апробацию международных стандартов мониторинга и оценки реализации прав детей с инвалидностью, новых подходов по расширению возможностей детей с инвалидностью пользоваться правами, гарантированными Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о правах людей с инвалидностью. Цели проекта соответствуют национальным интересам, перспективам развития, планам и стратегиям в области социальной защиты, а также законодательству и международным обязательствам Республики Беларусь.

Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
1 Комментарий
большинство голосов
новее старее
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
eni.

Всё только на словах……