Бывший депутат от БНФ: говоря о единстве, Лукашенко подтвердил курс на раскол общества. Конфликт нужен ему как воздух
Сергей Наумчик, депутат Верховного Совета 12 созыва, рассказал, как относится к словам Лукашенко о годе народного единства.
После 9-12 августа, когда несколько человек были убиты и сотни подверглись бесчеловечным пыткам, трудно представить, чтобы белорусское общество готово было пойти на какой-то диалог с Лукашенко, кроме как о способе его отставки, сообщает Радыё Свабода.
Теоретически можно допустить, что какой-либо другой политик в подобной ситуации попробовал бы — в виде последнего шанса — наладить какой-то диалог. Хотя бы в интересах собственного международного имиджа. Начать хотя бы одно уголовное дело против насильственных действий силовиков, посадить за один стол руководителей администрации и президиум Координационного совета, провести в прямом телеэфире хотя бы одну дискуссию с лидером избирательной кампании Светланой Тихоновской.
И если с уголовным делом против какого-то омоновца обличение Лукашенко вполне оправдано (это гарантированно обрушило бы поддержку силовыми структурами – «он сдал его, сдаст и всех нас»), то дискуссия с Тихоновской не угрожала Лукашенко ничем: он способен «задушить» агрессивной демагогией любого оппонента, психологически уничтожить его (за очень редкими исключениями, и почтенная Светлана, пусть не обижаются на меня ее сторонники, к ним не относится).
Но Лукашенко не разрешил начать такое уголовное дело, Тихоновскую выдавил за границу, а президиум КР посадил не за стол переговоров, а за решетку.
И причина здесь не только в страхе. Лукашенко органично неспособен к компромиссу, поскольку воспринимает его как проявление слабости.
Теперь он подписал указ об объявлении 2021 года «Годом народной единства» и предложил «перевернуть страницу».
Такое же предложение («перевернуть страницу») сделал он в августе и руководителю прокремлевского телеканала RT, которая подняла тему пыток подчиненных ей журналистов на Окрестина. В случае с RT предложение сработало: российских журналистов освободили и не подвергли правовому преследованию, телеканал выступает в роли адвоката режима Лукашенко.
Нынешние слова Лукашенко о «переворачивании страницы», адресованные уже белорусскому обществу, совпали со встречей с генеральным прокурором, в ходе которой не только подтверждены репрессивные методы в отношении оппонентов, но и обсуждались новые.
«Переворачивание страницы» не прекратило переквалификации административных дел за участие в массовых акций в уголовные, что позволяет арестовывать и судить людей и после окончания двухмесячного срока давности.
С каждым днем репрессии охватывают все более широкий круг и давно перешагнули границу здравого смысла. Людей задерживают и осуждают за сообщения в соцсетях. Сейчас даже снеговик в бело-красно-белой расцветке рассматривается как пикет и тянет административную ответственность. Все это, между прочим, противоречит Конституции, которая гарантирует свободу собраний и выражения мнений.
Борьба с национальной символикой вообще приобрела тотальный характер и подтверждает, что никакого, даже минимального компромисса с патриотическими силами не будет.
Не компромисс и не поиск согласия — а насаждение вражды и эскалация противостояния были и остаются отличительной чертой политического стиля Лукашенко, ведь только в ситуации конфликта Лукашенко чувствует себя комфортно.
И он создает конфликты непрестанно. Они нужны ему, как воздух.
Еще в самом начале правления страной, заявив в инаугурационной речи о гражданском согласии и национальном единстве, Лукашенко инициировал референдум, который расколол общества на десятилетия.
С первых дней президентства он не привел ни одного примера взаимопонимания с политическими оппонентами. Только конфликт, только противостояние, только ставка на силу. Это касалось критической к нему парламентской оппозиции БНФ, депутатов которой избили в зале парламента. Это касалось и сначала лояльного к президенту Верховного Совета 13-го созыва, который он в результате разогнал, а также бывших руководителей и членов его правительства Чигиря и Леонова, которых он посадил.
Я специально вспоминаю 1990-е, потому что об этом могут не знать те, кто заинтересовался политикой только в 2020 году. Ведь нынешние репрессии-проявление политического амплюа Лукашенко.
И он никогда не был другим-вот что важно.
«Найдем и накажем всех!»- это уже к нынешним оппонентам, среди которых немало и вчерашних его сторонников. Можно предположить, что Лукашенко руководствуется чувством банальной и низкой мести ко всем, кто осмелился против него выступить.
Или, вернее, посмел его не любить.
Или-разлюбить, что еще хуже.
Мысли, высказанные в блогах, передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции.
Комментарии
Правила комментирования
«В котле с кипящей водой нет холодного места»