«Спросила, почему не заправлена кровать». За гражданскую позицию жителей Барановичей вызывают в детсад и проверяет инспектор ИДН
Из-за поста в мессенджере Владимира вызывали на беседу в детский сад, который посещает его ребенок. Предупредили: если пост не будет удален, скриншот отправят в милицию и на работу. А к жительнице города Ирине домой наведалась инспектор ИДН. На каком основании представитель правоохранительных органов осматривала комнаты и интересовалась содержимым холодильника, Ирине остается только догадываться.
Владимир: «Попросили удались пост, иначе скриншот отправят в милицию и на работу»
Ребенку жителя Барановичей Владимира пять лет, детский сад он посещает с двух. Мужчина рассказывает, что за все это время никаких претензий со стороны администрации дошкольного учреждения к их семье не было.
Несколько дней назад, начитавшись новостей о том, как в учебные заведения страны приходят сотрудники правоохранительных органов и проводят профилактические беседы, касающиеся политики, мужчина решил узнать, что на этот счет думают другие родители, дети которых тоже посещают детский сад.
– Лично я не против того, чтобы милиционеры рассказывали детям о правилах дорожного движения, о том, что нельзя воровать, как правильно вести себя с незнакомыми людьми. Но никакой политической пропаганды быть не должно, – говорит он.
В родительском чате в вайбере он написал пост, в котором рассказал о визитах милиционеров в учебные заведения страны и добавил опрос, чтобы узнать, как родители относятся к подобному.
– Мнения были разные, но не в этом суть. На следующий день меня срочно вызвали в детский сад. Несмотря на то, что я был с ребенком на больничном и, чтобы пройти в дошкольное учреждение, пришлось оставлять малыша с бабушкой, – рассказывает мужчина.
«Детский сад – не место для политики»
Беседовали с Владимиром заведующая детским садом и методист.
– Они сказали, что пригласили меня из-за того, что я поднимаю политические темы в группе и пишу недостоверную информацию о том, что милиция проводит в школах пропаганду, – говорит Владимир.
По словам мужчины, его попросили удалить этот пост, иначе скриншот будет отправлен в милицию и ему на работу.
– Я сказал: отправляйте, чего вы меня пугаете? – рассказывает он.
Мужчина говорит, что чат, в котором он делал опрос, был родительским – никого из работников дошкольного учреждения в нем нет. И если уж администрация детского сада решила заняться вопросом по поводу того, о чем пишут родители в группе, пусть бы тогда почитали, что те пишут, например, про поборы в детском саду.
– Конечно, они мне отвечали, что все сборы добровольные и что я ухожу от темы, – говорит Владимир.
В продолжении разговора представители администрации дошкольного учреждения настаивали на том, чтобы пост был удален, так как детский сад – не место для политики.
– Мне сказали, что их коллектив сошелся на том, что садик – без политики. Так почему не довести это до родителей, проведя собрание, например, с председателями родительских комитетов, чтоб те рассказали это всем остальным? – возмущается Владимир. – К тому же я ничего не пропагандировал, просто хотел узнать мнение других родителей.
К тому же он привел факты, подтверждающие то, что детский сад не является заведением вне политики.
– Я им напомнил, что во время парламентских выборов и выборов в горсовет на родительские собрания приходили кандидаты в депутаты и агитировали за свои кандидатуры, – рассказывает мужчина. – Они сами себе противоречат.
«Сложно разобраться, что законно, а что нет»
По словам мужчины, встреча длилась около получаса. Он вел аудиозапись, работники дошкольного учреждения – тоже.
– Угроз как таковых не было, но предупреждение о том, что скриншот отправят в милицию или мне на работу, можно расценивать двояко, – говорит Владимир.
Свой пост он удалил. На всякий случай. Хотя адвокат, с которым он связался, сказал, что ничего криминального в его сообщении не было и в детский сад его, скорее всего, вызвали для запугивания.
– В настоящее время сложно разобраться, что законно, а что нет и как вообще у нас работают законы. Когда я хожу с ребенком в город, а там ходят люди по гражданке и в балаклавах, он спрашивает: кто это? А я и не знаю. Определить это невозможно. Заведующая детским садом говорит, что это милиция и балаклавы надевают для профилактики коронавируса. Но для этого надо маски надевать, а не прятать свое лицо среди белого дня.
Ирина: «Пошла по комнатам, приказала открыть холодильник»
У Ирины двое несовершеннолетних детей, они учатся в разных школах города. Старшая дочь уже взрослая, живет отдельно.
По словам Ирины, 15 сентября, примерно в 11 часов утра, когда ее дети были в школе, в дверь квартиры позвонили.
– Звонок был не в домофон, а сразу в квартиру. Когда я посмотрела в глазок, мне в приказном тоне сказали: открываем, милиция.
Ирина рассказывает, что в ее квартиру вошли две женщины. Одна – в милицейской форме, вторая – в гражданской одежде.
– Та, которая была в форме, представилась инспектором по делам несовершеннолетних и показала удостоверение, а кем была вторая – я до сих пор не знаю. Спросила, но она не представилась, – говорит Ирина.
Потом инспектор ИДН принялась осматривать квартиру Ирины.
– Женщина по-хозяйски, не спрашивая моего разрешения, пошла по комнатам, приказала открыть холодильник. Нагло, без всяких пояснений, – говорит Ирина. – Ее спутница все это время стояла в коридоре и, как мне показалось, чувствовала себя даже как-то неловко.
По словам Ирины, она пыталась выяснить у гостей, какова причина из неожиданного визита, но внятного ответа так и не получила.
– Инспектор мне сказала, что поступил сигнал. На мой вопрос, какой и от кого, ответила, что докладывать мне это она не обязана, – говорит Ирина.
«Настоящий произвол»
Делая обход по квартире, инспектор, по словам Ирины, цеплялась ко всяким мелочам:
– Сначала она сказала, что у нас вещи якобы разбросаны. Когда я начала возмущаться, морально давать отпор, спросила, почему у ребенка не заправлена кровать. То есть кто-то имеет право указывать, что мне делать в моей квартире – заправлять кровать или нет?
Ирина говорит, что никаких документов, подтверждающих необходимость изучения условий проживания ее детей, ей не показывали. Никаких документов «гости» не заполняли также во время осмотра ее квартиры.
– Какой-то беспредел, настоящий произвол, – возмущается Ирина.
«У нас в семье никто даже не курит»
Женщина говорит, что никаких предпосылок для таких неожиданных визитов правоохранительных органов в ее квартиру она не видит. И со стороны учебных заведений, где учатся ее дети, к семье никогда не было никаких претензий.
– Дети не пропускают уроки, хорошо учатся, ходят в кружки, обеспечены всем необходимым, у нас нет никаких долгов. У нас в семье никто не только не пьет, но даже и не курит, – говорит она.
По мнению Ирины, причиной визита могло быть только ее участие в акциях протеста, которые по выходным дням проходят в городе.
– Мы – обычная семья, вполне благополучная. Неужели из-за моей гражданской позиции кто-то имеет право без предупреждения приходить и хозяйничать в моей квартире? – возмущается Ирина.
По словам Ирины, по поводу произошедшего она уже проконсультировалась с правозащитниками и намерена подать жалобу в прокуратуру.
Леонид Судаленко, правозащитник:
– Каждый имеет право не впускать к себе домой нежданных гостей. Даже если это сотрудники правоохранительных органов. Взаимодействие с милицией должно быть официальным: если вас куда-то вызывают, должна быть повестка, если приходят домой – можно ответить, что вы никого не ждете и, если к вам есть вопросы, пусть их присылают или вызывают вас по повестке. Выражение своей гражданской позиции, взглядов – это право и личное дело каждого человека. Да, сотрудники милиции имеют право проводить профилактику преступлений и правонарушений. Но эта профилактика не должна вторгаться в частную жизнь людей.
Другое дело, что в последнее время в стране закон не работает.
Читайте также: «Звонили настойчиво, даже дети испугались». Домой к барановичским активистам приходят неизвестные
Осудили еще троих работников барановичского авиазавода за акцию против фальсификации выборов
Комментарии
Правила комментирования
По-моему в нашей стране ни один закон не действует. Сплошной произвол и самоуправство.