Испытано на себе. Как я ездила в Минск на «Марш новой Беларуси»
Мирное шествие под названием «Марш новой Беларуси» прошло в центре Минска 23 августа. Корреспондент Intex-press побывала на нем и посмотрела, с каким настроением люди пришли, легко ли быть протестующим и страшно ли ходить по улицам Минска.
О марше я прочитала в конце недели в социальных сетях, а идея поехать возникла утром в воскресенье. Сели с друзьями в машину и поехали в Минск.
Возле кафе «Карчма» нас остановили сотрудники ГАИ. Проверили документы, попросили открыть багажник и отпустили. Вся последующая дорога до Минска была спокойной. На въезде в столицу также стоял пост ГАИ, но при нас никого не останавливали.
Мы припарковали автомобиль возле станции метро «Первомайская» и направились пешком в сторону проспекта Независимости. Некоторые улицы были перекрыты. Недалеко от улицы Карла Маркса стояли автозаки и автобусы, набитые людьми в форме. Меня это, мягко говоря, смущало, но для жителей столицы, казалось, это было обыденностью. Если я вглядывалась в окна автобусов и пыталась рассмотреть что-то (не знаю что, может, настрой этих силовиков), то горожане словно не замечали их, будто автозаки уже стали частью уличной эстетики Минска.
На проспекте Независимости людей было столько, что рассмотреть начало и конец этой колонны невозможно. Белорусы заняли проезжую часть. Толпа двигалась по принципу потока машин: часть по дорожной разметке в одну сторону, часть – в другую. В толпе было спокойно. В конце концов, не будут же силовики нападать на безоружных людей средь бела дня?!
Люди ходили с цветами, с БЧБ-флагами, с Погоней, лентами, шарами и плакатами, о чем-то весело болтали и смеялись. Люди кричали «Уходи!», «Свободу заключенным!», «Лукашенко в автозак!», «Жыве Беларусь!», «МТЗ», «Вас обманули» – силовикам и «Верым! Можам! Пераможам!».
Вдруг я услышала гул, который стремительно приближался к нам. Я уже готовилась испугаться, как поняла, что это – волна из людских голосов: кто-то в самом начале стал кричать «у-у-у-у» и поднимать руки вверх, и это подхватывали стоящие рядом.
Ближе к 18 часам процессия двинулась в сторону Немиги и остановилась возле стелы «Минск – город-герой». Люди уселись на траву! Кто-то пел песни, кто-то кушал, кто-то разговаривал, кто-то подходил к силовикам, которые оцепили стелу колючей проволокой и стояли как статуи. Люди пытались с ними разговаривать, но те стояли неподвижно. Кстати, на марше мы встретили много знакомых из Барановичей.
Сначала меня пугали ряды черно-зеленой формы, но потом я опять успокоилась и даже захотела есть.
Спустя час посиделок на траве люди собрались идти в сторону площади Государственного флага. Кто-то в толпе крикнул:
– Безработные здесь?
– Здесь! – кричали в толпе.
– Наркоманы здесь?
– Здесь!
– Проститутки здесь?
– Здесь!
– Ну, идемте!
И все со смехом направились в сторону площади Государственного флага. По пути к площади некоторые люди подходили к стоящим за проволокой силовикам, делали на их фоне селфи, пытались разговаривать. Все это время силовики стояли в балаклавах без эмоций.
Когда мы двинулись за стелу вверх по дороге к площади Государственного флага, то увидели, что некоторые люди стали возвращаться обратно к Немиге.
– Разворачиваемся. Там оцепление. Стоят силовики. Давайте вернемся, чтобы не провоцировать их, – говорили люди, которые шли обратно в сторону Немиги.
Оказалось, что перед площадью Государственного флага силовики перекрыли дорогу протестующим. Они стояли с сеткой, которой разгоняли протесты 9 и 10 августа в Минске.
Толпа стала разворачиваться. С песнями, стихами, кричалками люди пошли в сторону проспекта Независимости. Им было весело. И мне тоже. Незнакомые люди беседовали друг с другом так, будто знакомы тысячу лет! Это было невероятно. Многотысячная толпа делала все синхронно и организованно. Люди из окон многоэтажек махали БЧБ-флагами и фонариками!
Над протестующими пролетел вертолет. Он летел низко. Некоторые подумали, что на вертолете БЧБ-символика и начали махать. Как выяснилось позже, на этом вертолете летел Александр Лукашенко.
Возвращаясь к машине около 20.00, я впервые почувствовала усталость. Мои ноги отказывались идти, хотелось спать. Ближе к проспекту Независимости мы увидели цепь из омоновцев. Они стояли и постукивали щитами. Сила бежать(!) появилась из ниоткуда. При их виде мое сердце упало в пятки, и я подумала «ну все, приплыли». Но ребята впереди спокойно сказали:
– Понятно. Разворачиваемся и идем налево.
И вся толпа пошла дворами обходить ОМОН. Я шла и боялась. Неизвестно что у них на уме. Вдруг мы окружены, нас всех начнут сейчас хватать, и привет, Окрестино.
В тесной улочке, по которой пошли митингующие, стояли тихари. Их можно было узнать по машинам без номеров, гражданской одежде, кепкам и маскам на лице. Но толпа шла спокойно, потом повернула к проспекту, и мне вроде стало спокойнее, потому что к машине было рукой подать. Но так страшно было, видимо, только мне. Потому что все окружающие приняли это зрелище как само собой разумеющийся факт. Кто-то ужинал в кафе. Кто-то просто сидел на лавочках.
Дойдя до стадиона «Динамо», мы опять увидели автобусы с ОМОНом и автозаки. Я уже было подумала, что в конце всех начнут-таки хватать, но к машине мы дошли благополучно. Только когда я закрыла дверь, почувствовала себя в безопасности.
Домой мы возвращались уставшие и под впечатлениями. Я была на марше всего день, но ноги болели дико. Я не понимала, как люди могут ходить так каждый день.
В Барановичи мы приехали около 23 часов. В городе было тихо, по-домашнему, что ли. Будто приехали в другой мир.

Комментарии
Правила комментирования
Ирина – молойчик !