Новости / Образование

«Почему в XXI веке в Кодексе Беларуси об образовании нет дистанционного обучения?». Эксперты – о проблемах, проявившихся при COVID-19

11.05.2020, 16:11  / remove_red_eye 794   / chat_bubble2

Эпидемия коронавируса затронула многие сферы жизни, в том числе и систему образования. Справилось ли Министерство образования Беларуси с возникшими трудностями и что можно было бы предпринять, выясняла Intex-press.

«Почему в XXI веке в Кодексе Беларуси об образовании нет дистанционного обучения?». Эксперты – о проблемах, проявившихся при COVID-19

Фото: pixabay.com

На протяжении трехнедельных каникул, а также после них систему образования бросало из стороны в сторону. То велись разговоры о переходе учащихся на дистанционное обучение, то о том, что школьники должны сесть за парты. Когда встал вопрос об аттестации, эту проблему тоже длительное время не могли решить.

Сейчас часть детей приходит в школу и занимается с педагогами, часть – обучается на «удаленке»: самостоятельно осваивает материал и выполняет домашнее задание. Или не выполняет…

Пандемия, подобно лакмусовой бумажке, показала, насколько система образования готова взять инициативу в свои руки, чтобы четко организовать работу в новых условиях.

«Коронавирус – это своего рода толчок к развитию»

Тамара Мацкевич, заместитель председателя «Таварыства беларускай школы»:

– Ситуации, подобные коронавирусу, несут большие изменения. И сами требуют изменений. Коронавирус – это своего рода толчок к развитию. В том числе и в системе образования.

Пандемия подтолкнула наше образование к использованию электронных средств в учебе, которые используются в дистанционном обучении многих других стран уже давно. У нас они тоже были, но только на бумаге. А сейчас все эти технологии используются на практике.

В нашей недемократичной стране пандемия заставила людей принимать решения и делать выбор. Родителям – выбирать между здоровьем детей и аттестацией в четвертой четверти. Учителям – фактически не работать (то есть прийти в школу и провести урок для двух-пяти человек, а остальных 20 не учить) или организовать дистанционное обучение для тех, кто дома. Детям – учиться ради отметок или учиться ради знаний.

И я очень горжусь многими нашими учителями, которые решили показать пример и не кинули детей в беде: организовали онлайн-занятия, приходят и занимаются с детьми по субботам.

Министерство образования, на мой взгляд, не справилось с теми трудностями, с которыми столкнулось: не дало указ учителям готовиться к дистанционному обучению, не помогло с учебными материалами и платформами, а сейчас запрещает ставить отметки детям, которые обучаются дистанционно, мотивируя это тем, что дистанционного обучения в нашем Кодексе об образовании нет.

Нет. Так а чья это проблема? Почему не подготовили изменения в кодекс? Почему в XXI веке в Кодексе Беларуси об образовании нет дистанционного обучения? Хотя во многих других странах оно уже давно и успешно функционирует.

Дистанционное обучение у нас должно было быть давно, но оказалось, что ничего не сделано. А деньги, выделенные Министерству образования еще в 2016 году на создание дистанционной формы обучения – проект «Электронные школы», были потрачены впустую.

В других странах государство, если объявляет карантин, берет на себя ответственность и обязанности по организации дистанционного обучения, а также обеспечивает систему образования дополнительными финансами. А наше государство просто пожалело денег преподавателям за их двойной труд.

Министерству образования нужно было перевести всех детей на дистанционное обучение, а для педагогов за время длинных каникул подготовить необходимый материал и онлайн-платформы для обучения детей на дому.

Мне кажется, что Минобразования у нас ничего не делает для того, чтобы организовать учебный процесс в сложившихся условиях. И если бы завтра оно исчезло, никто бы этого не заметил – учителя бы сами все сделали. Еще бы, наверное, и вздохнули с облегчением, что никто не мешает.

«Возможность все продумать и организовать была»

Анна Северинец, учитель русского языка и общественный деятель:

– Несмотря на то, что Министерство образования заявило, что дистанционного обучения в Беларуси нет, огромное количество учителей все-таки организовало его для белорусских школьников. Они не бросили своих учеников и организовали достаточно качественное обучение на «удаленке». Все дети, которые хотят получать знания и у которых есть адекватные учителя, на сегодняшний день имеют возможность учиться дома: не прогуливать, не заниматься ерундой, а продолжать обучение.

Во многом это частная инициатива самих преподавателей, которые ответственно отнеслись к своей работе и самоорганизовались в новых условиях. Исходя из последних рекомендаций Министерства образования, те дети, которые учатся удаленно, имеют возможность приходить в школы по субботам и очно подтверждать свои знания. Таким образом, педагоги могут выставить школьникам отметки, заработанные во время удаленного обучения.

Я не знаю всех обстоятельств, в которых Министерство образования принимало свои решения и почему вышло именно так, как вышло. Я не понимаю, что им руководило, и поэтому не могу адекватно оценить.

Для меня адекватным шагом Министерства образования стало бы решение о полном уходе школ на удаленное обучение и перестроение учебного процесса на дистанционное. Я считаю, что такое обучение можно было бы организовать, учитывая даже техническую неоснащенность и неумение педагогов и учащихся чем-то пользоваться.

Надо было просто сесть, хорошенько продумать и реализовать. И ведь такая возможность была – каникулы несколько раз продлевали. Насколько бы хорошо это получилось – уже другой вопрос, так как есть педагоги, которые и обычное обучение в школе организовывают плохо. Были варианты, как помочь детям учиться в сложившихся условиях, и те учителя, которые знали, как это делать, сделали это.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

2
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ДедСашаNickname Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Nickname
Участник
Комментатор
Первая сотня
Загрузка аватара
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт
Читатель-месяца
Ударник
Глаз как у орла
Герой

С сентября может чего и придумают…

ДедСаша
Участник
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Логин на сайт
Ударник

Когда приезжает комиссия для аккредитации (аттестации) учебного заведения, то самым серьезным образом проверяют написано ли название предмета в учебном журнале с большой или маленькой буквы, стоит ли после названия темы занятия точка или нет (по мнению министерства образования ее быть не должно…) и т.д. и это вместо помощи и серьезной работы. А вы говорите о дистанционном обучении…

Scroll Up