Новости / Образование

«Почему в XXI веке в Кодексе Беларуси об образовании нет дистанционного обучения?». Эксперты – о проблемах, проявившихся при COVID-19

11.05.2020, 16:11  / remove_red_eye 919   / chat_bubble2

Эпидемия коронавируса затронула многие сферы жизни, в том числе и систему образования. Справилось ли Министерство образования Беларуси с возникшими трудностями и что можно было бы предпринять, выясняла Intex-press.

«Почему в XXI веке в Кодексе Беларуси об образовании нет дистанционного обучения?». Эксперты – о проблемах, проявившихся при COVID-19

Фото: pixabay.com

На протяжении трехнедельных каникул, а также после них систему образования бросало из стороны в сторону. То велись разговоры о переходе учащихся на дистанционное обучение, то о том, что школьники должны сесть за парты. Когда встал вопрос об аттестации, эту проблему тоже длительное время не могли решить.

Сейчас часть детей приходит в школу и занимается с педагогами, часть – обучается на «удаленке»: самостоятельно осваивает материал и выполняет домашнее задание. Или не выполняет…

Пандемия, подобно лакмусовой бумажке, показала, насколько система образования готова взять инициативу в свои руки, чтобы четко организовать работу в новых условиях.

«Коронавирус – это своего рода толчок к развитию»

Тамара Мацкевич, заместитель председателя «Таварыства беларускай школы»:

– Ситуации, подобные коронавирусу, несут большие изменения. И сами требуют изменений. Коронавирус – это своего рода толчок к развитию. В том числе и в системе образования.

Пандемия подтолкнула наше образование к использованию электронных средств в учебе, которые используются в дистанционном обучении многих других стран уже давно. У нас они тоже были, но только на бумаге. А сейчас все эти технологии используются на практике.

В нашей недемократичной стране пандемия заставила людей принимать решения и делать выбор. Родителям – выбирать между здоровьем детей и аттестацией в четвертой четверти. Учителям – фактически не работать (то есть прийти в школу и провести урок для двух-пяти человек, а остальных 20 не учить) или организовать дистанционное обучение для тех, кто дома. Детям – учиться ради отметок или учиться ради знаний.

И я очень горжусь многими нашими учителями, которые решили показать пример и не кинули детей в беде: организовали онлайн-занятия, приходят и занимаются с детьми по субботам.

Министерство образования, на мой взгляд, не справилось с теми трудностями, с которыми столкнулось: не дало указ учителям готовиться к дистанционному обучению, не помогло с учебными материалами и платформами, а сейчас запрещает ставить отметки детям, которые обучаются дистанционно, мотивируя это тем, что дистанционного обучения в нашем Кодексе об образовании нет.

Нет. Так а чья это проблема? Почему не подготовили изменения в кодекс? Почему в XXI веке в Кодексе Беларуси об образовании нет дистанционного обучения? Хотя во многих других странах оно уже давно и успешно функционирует.

Дистанционное обучение у нас должно было быть давно, но оказалось, что ничего не сделано. А деньги, выделенные Министерству образования еще в 2016 году на создание дистанционной формы обучения – проект «Электронные школы», были потрачены впустую.

В других странах государство, если объявляет карантин, берет на себя ответственность и обязанности по организации дистанционного обучения, а также обеспечивает систему образования дополнительными финансами. А наше государство просто пожалело денег преподавателям за их двойной труд.

Министерству образования нужно было перевести всех детей на дистанционное обучение, а для педагогов за время длинных каникул подготовить необходимый материал и онлайн-платформы для обучения детей на дому.

Мне кажется, что Минобразования у нас ничего не делает для того, чтобы организовать учебный процесс в сложившихся условиях. И если бы завтра оно исчезло, никто бы этого не заметил – учителя бы сами все сделали. Еще бы, наверное, и вздохнули с облегчением, что никто не мешает.

«Возможность все продумать и организовать была»

Анна Северинец, учитель русского языка и общественный деятель:

– Несмотря на то, что Министерство образования заявило, что дистанционного обучения в Беларуси нет, огромное количество учителей все-таки организовало его для белорусских школьников. Они не бросили своих учеников и организовали достаточно качественное обучение на «удаленке». Все дети, которые хотят получать знания и у которых есть адекватные учителя, на сегодняшний день имеют возможность учиться дома: не прогуливать, не заниматься ерундой, а продолжать обучение.

Во многом это частная инициатива самих преподавателей, которые ответственно отнеслись к своей работе и самоорганизовались в новых условиях. Исходя из последних рекомендаций Министерства образования, те дети, которые учатся удаленно, имеют возможность приходить в школы по субботам и очно подтверждать свои знания. Таким образом, педагоги могут выставить школьникам отметки, заработанные во время удаленного обучения.

Я не знаю всех обстоятельств, в которых Министерство образования принимало свои решения и почему вышло именно так, как вышло. Я не понимаю, что им руководило, и поэтому не могу адекватно оценить.

Для меня адекватным шагом Министерства образования стало бы решение о полном уходе школ на удаленное обучение и перестроение учебного процесса на дистанционное. Я считаю, что такое обучение можно было бы организовать, учитывая даже техническую неоснащенность и неумение педагогов и учащихся чем-то пользоваться.

Надо было просто сесть, хорошенько продумать и реализовать. И ведь такая возможность была – каникулы несколько раз продлевали. Насколько бы хорошо это получилось – уже другой вопрос, так как есть педагоги, которые и обычное обучение в школе организовывают плохо. Были варианты, как помочь детям учиться в сложившихся условиях, и те учителя, которые знали, как это делать, сделали это.

Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
2 Комментарий
большинство голосов
новее старее
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
ДедСаша

Когда приезжает комиссия для аккредитации (аттестации) учебного заведения, то самым серьезным образом проверяют написано ли название предмета в учебном журнале с большой или маленькой буквы, стоит ли после названия темы занятия точка или нет (по мнению министерства образования ее быть не должно…) и т.д. и это вместо помощи и серьезной работы. А вы говорите о дистанционном обучении…

Scroll Up