Новости / Люди

«Иногда куклы мне снятся». Как жительница Барановичей за четыре года создала более 200 уникальных кукол

30.04.2020, 9:31  / remove_red_eye 3004   / chat_bubble3

Работа у жительницы нашего города Марины Шестак самая обычная – она продавец в торговом центре. А вот хобби у нее творческое: девушка создает авторские куклы ручной работы. Мастерица рассказала Intex-press, почему она отказывается делать игрушки с лицами реальных людей и каких персонажей она не станет создавать ни за какие деньги.

«Иногда куклы мне снятся». Как жительница Барановичей за четыре года создала более 200 уникальных кукол

Марина Шестак создает авторские куклы ручной работы. Фото: Ольга ГУТОВСКАЯ

«Начинала с текстильных кукол»

Марине Шестак всегда нравилась ручная работа. Еще в школе она то шила, то вышивала что-то, то вязала. Но кукол создавать стала относительно недавно – лет пять назад. Причем долго сомневалась, прежде чем сесть за свою первую куклу.

Первая кукла Марины была тканевой. Выкроить и пошить ее для начинающей кукольницы оказалось несложно, ведь навыками кройки и шитья она владела отлично. А вот с росписью возникла проблема.

– Я совершенно не умела рисовать. Пришлось учиться. И когда я закончила свою первую куклу, мне казалось, что все получилось красиво. Хотя сейчас я понимаю, что было куда расти, – говорит мастерица.

Свои куклы Марина Шестак сначала дарила. Но потом кто-то захотел купить ее куклу в подарок, сама Марина начала ездить по ремесленным выставкам-продажам, и ее творчество стало не только способом самовыражения, но и источником дохода.

«Слепить человеческое лицо сложно»

Сейчас мастерица почти не делает кукол из ткани, хотя, по словам Марины, зарабатывать на них проще. «Переросла», говорит. Ей нравится работать с более сложными техниками и материалами, такими как полимерная глина или флюмо (жидкий пластик, из которого отливается лицо и конечности куклы).

– Полимерная глина дает много пространства для творчества, потому что с ее помощью можно воплотить все, что угодно. Если, конечно, ты знаешь, что хочешь сделать. У моих кукол, как правило, детские личики, а это определенные пропорции. Чтобы научиться их соблюдать, я изучала хирургический атлас. Потому что слепить человеческое лицо очень сложно. Но интересно, – рассказывает мастерица.

Кукол Марина не делает, они «рождаются». Процесс занимает от нескольких дней до месяца.

– Один раз у меня кукла родилась за четыре дня, но я работала над ней по 18–20 часов в день. Некоторые куклы буквально по щелчку делаются, а некоторые начинают «капризничать», и приходится по четыре-пять раз наряды перешивать или еще что-то переделывать. Не зря говорят, что у кукол ручной работы есть душа. Они иногда сами диктуют, что нужно сделать, – говорит Марина.

«Кукла должна оставаться куклой»

Марина Шестак не любит повторяться, все куклы у нее разные. А их, по приблизительным подсчетам мастерицы, она сделала около двухсот.

– Даже не знаю, как получается, что они все разные, – рассуждает Марина. – Иногда куклы мне снятся. Бывает, смотрю детские фото в интернете и беру какие-то черты оттуда, чтобы как-то оживить лицо. А иногда вижу на улице красивое детское личико, запоминаю какие-то детали и потом их использую, – рассказывает мастерица.

По словам девушки, для создания образов она использует только отдельные детали внешности реальных людей, но никогда не копирует человеческие лица. Как многие кукольники, Марина верит, что куклы – создания мистические и могут влиять на судьбы людей.

– Предложения такие поступают, и часто. Кто-то даже собственные волосы просит вставить в куклу. Но я отказываюсь. Потому что считаю, что это может негативно отразиться на жизни человека. Кукла должна оставаться куклой, – рассуждает Марина.

Еще одно табу для мастерицы – пугающие куклы.

– Я не понимаю, как кукла с кровью может считаться эстетичной. Хотя многим людям нравится и многие мастера их делают. Но я никогда не буду жуткие куклы делать, – говорит она.

Марина Шестак редко работает на заказ. Но все куклы рано или поздно находят своих владельцев.

– У меня была очень красивая кукла – 65 см в высоту, длинные волосы, огромные глаза. К ней во время выставок все шли, особенно мужчины. Но, как ни странно, покупали другие куклы. Полтора года она со мной ездила. А потом ее купила девушка, которая даже не собиралась ничего покупать. Просто пришла за продуктами и увидела эту куклу, – рассказывает Марина.

Как правило, говорит мастерица, люди непроизвольно отождествляют себя с той или иной куклой. Блондинки, к примеру, и куклу себе выбирают со светлыми волосами. Но есть куклы, которые нравятся всем. И есть люди, которые собирают разных кукол. К примеру, в Барановичах живет женщина, которая купила у Марины семь кукол. А в Норвегии живет девочка, которая не только коллекционирует кукол барановичской мастерицы, но и ведет блог о них.

Стали ценить ручную работу

Куклы ручной работы требуют не только много времени, но и больших материальных затрат, ведь материалы очень дорогие.

– Все мои друзья, знакомые и родственники знают, что лучший подарок для меня на любой праздник – что-то для творчества или сертификат из такого магазина, – говорит Марина.

Из-за дороговизны материалов и больших трудозатрат, которые влияют на ценообразование, Марине нередко приходится объяснять клиентам, почему ее куклы не могут стоить как куклы из масс-маркета.

– Когда-то наши бабушки вязали и шили что-то, потому что так было дешевле. И этот стереотип остался. Но сейчас ручная работа – не про сэкономить. Это о том, чтобы было индивидуально, потому что все как у всех можно купить в магазине, – говорит Марина. – Не каждый может себе позволить купить куклу ручной работы. Но я понимаю, что это должно стоить дороже. И когда куклы отправляются за границу, они и стоят дороже.

Между тем мастерица отмечает, что и у нас люди стали больше понимать и ценить ручную работу.

«Не ставлю себе потолков»

Марина Шестак считает себя увлекающимся человеком. И говорит, что все, кто ее хорошо знает, поначалу не верили, что ее увлечение куклами продлится долго.

Но пока она получает удовольствие от своего хобби и намерена развиваться и расти. Она подумывает о проведении мастер-класса, ведь об этом ее уже давно просят.

– Я не ставлю для себя потолков. Раньше пыталась это делать, но постоянно нахожу то, что можно сделать лучше. И, наверное, так и должно быть. Потому что, когда мастер считает, что достиг потолка, это означает конец его творческого пути, – резюмирует она.

Материалы по теме
Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
3 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
Nickname

Это дорогой труд. Хорошо, когда любимое дело и нравится…

Scroll Up