Новости / Экономика

Почему цены на нефть рушатся, а топливо дешевеет лишь на копейки?

22.04.2020, 16:28  / remove_red_eye 1452   / chat_bubble2

Мировые цены на нефть обновляют минимумы многих лет, чего не скажешь о ценах на топливо на белорусских АЗС. Почему так происходит, узнала Intex-press.

Почему цены на нефть рушатся, а топливо дешевеет лишь на копейки?

Фото: Татьяна МАЛЕЖ

Как изменились цены на нефть и топливо

С начала года на мировой рынке нефть марки Brent подешевела примерно на 72%: с $65 за баррель в январе до $18 за баррель сейчас.

Российская нефть для Беларуси тоже стала дешевле, причем аж на 90%. Если в прошлом году наша страна покупала сырье у РФ примерно по $50 за баррель, то сейчас – по $4 за баррель.

Цены на топливо в Беларуси с начала года менялись 11 раз: 9 раз оно дорожало на одну копейку, 2 раза дешевело на столько же. В итоге литр топлива стал дороже примерно на 4%.

Почему нефть дешевеет

Аналитик Татьяна Маненок говорит, что главная причина падения цен на нефть – спад производства в мире в связи с пандемией коронавируса, из-за чего образовался переизбыток нефти.

– Сейчас предложение значительно превышает спрос, – поясняет Татьяна Маненок.

Сделка ОПЕК++, участники которой договорились о снижении объемов добычи нефти на 10 млн баррелей в сутки, начнет действовать с 1 мая. Но пойдут ли цены на нефть вверх благодаря этому – пока неизвестно.

– Некоторые эксперты говорят о том, что для стабилизации цен объемы добычи нефти надо сократить на 20 млн баррелей в сутки, – говорит Татьяна Маненок.

Аналитик обращает внимание на то, что хотя в некоторых странах производство начинает восстанавливаться, дальнейшую ситуацию в плане спроса на нефть сложно прогнозировать.

– Май будет еще тяжелым, ведь во многих странах это будет пиковый период пандемии, – говорит собеседница.

От чего зависят цены на топливо

Татьяна Маненок говорит, что в Беларуси, в отличие от многих других стран, не рыночная система формирования цен на топливо: стоимость «дизеля» и бензина регулирует «Белнефтехим». И при формировании цены регулятор учитывает не только цену сырья, но и другие факторы – курс валюты, состояние бюджета, финансовое положение белорусских НПЗ.

Аналитик говорит, что в первом квартале текущего года ситуация на белорусских НПЗ была сложной. Они работали с низкой загрузкой и, вероятно, несли убытки. Из-за отсутствия поставок российской нефти заводы вынуждены были покупать сырье из альтернативных источников – то есть более дорогое. При всем этом они полностью обеспечивали внутренний рынок, и «ситуация с топливом внутри страны была настолько стабильной, насколько она могла такой быть в сложившейся ситуации».

К тому же белорусские НПЗ закредитованы, и еще не завершили масштабную модернизацию, призванную повысить эффективность их работы.

– Цена на топливо в Беларуси регулируется, и когда у «Белнефтехима» есть возможность поддержать потребителя, он это делает. В этом году на фоне снижения цен на нефть топливо уже дважды дешевело, – говорит Татьяна Маненок.

Спрогнозировать, что будет с ценами на топливо дальше, сложно, говорит аналитик. Спрос на нефтепродукты снижается, и белорусским НПЗ не будет смысла перерабатывать прежние объемы нефти. А оптимизация нагрузки – это убытки для заводов, а значит, и для всей страны, говорит аналитик.

– Это бремя будут нести не только заводы, но и бюджет, потребители, – резюмирует собеседница. 

Читайте также: Известный экономист объясняет, почему власть не хочет дать белорусам бензин по 30 копеек и кредит по 2% годовых

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
2 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии
Nickname

Надо «тарить» хранилища………

Scroll Up