Забытая история барановичского театра

В Барановичах нет своего театра. Этот вопрос поднимается не одно десятилетие, однако денег нет. Только однажды в Барановичах был свой профессиональный театр. Недолго. И если верить архивным данным, нашему городу снова не хватило денег на искусство. Intex-press полистала документы, чтобы вспомнить, что из себя представлял Барановичский областной театр.

1908 год, зимний театр графа Разводовского, расположенный за чертой города Барановичи. После перестройки его в жилой дом граф сделал здание местом размещения почтово-телеграфной конторы. Фото: архив Ромуальда ЖАБИКА

Граф Разводовский

Попытка создания театра в Барановичах была в начале XX века: в 1906 году граф Разводовский начал его строительство. Осенью 1909 года граф Разводовский подал жалобу на уездного исправника Сорокина, запретившего представление в принадлежавшем графу летнем театре. Как писал уездный исправник Сорокин в 1909 году в своей докладной записке: «в течение трех последних лет граф Разводовский много раз строил, ломал и вновь строил здания, предназначенные им для устройства зимнего театра и клуба, переделывал их в квартиру для помещения почтовой конторы и служащих и, наконец, в начале сего года устроил большой сарай, оборудовал его для летнего театра и на 14 мая назначил открытие сада с рестораном и этого театра».

В конце 1908 года граф начал строительство зимнего театра, но после перестроил его в жилой дом и сделал местом размещения почтово-телеграфной конторы.

По мнению краеведа Ромуальда Жабика, сейчас на этом месте – площадка перед Стройтрестом №25. Судьба летнего театра Разводовского неизвестна. 

Здание Барановичского областного драматического театра на улице Аптечная, 16
Здание Барановичского областного драматического театра на улице Аптечная, 16 (сейчас Горького). Фото: архив краеведческого музея

Колхозно-совхозный театр

Театр в Барановичах появился почти одновременно с Барановичской областью. Возможно, областному центру положен был свой театр. Исчез же театр несколько раньше, чем административная единица.

Барановичский областной театр открылся 1 февраля 1940 года. 27 декабря 1939 года был приказ перевезти в Барановичи Рогачевский белорусский колхозно-совхозный театр, реорганизовать его в областной драматический театр. Правда, в записке за 1947 год, хранящейся в архиве, упоминается и то, что театр в наш город был привезен из Дзержинска Минской области, но, вероятно, это ошибка.

Художественным руководителем был назначен Б. Нахимов-Дольский, которого уже в 1941 году сменил Яков Тональский. Первой постановкой стал спектакль «У пушчах Палесся» по повести Якуба Коласа.

Театр много гастролировал. Спектакли показывали в Ляховичах, Слониме, Волковыске, Лиде и других населенных пунктах.

В конце сезона 1940–1941 годов труппа готовила премьеру спектакля «Мораль пани Дульскай» Г. Запольской, которая должна была состояться 26 июня. Но началась война, и труппа Барановичского областного театра прекратила свою деятельность. Актеры сражались на фронте, в партизанских отрядах, были участниками фронтовых бригад или работали на театральных подмостках в эвакуации.

В августе 1944 года в освобожденные Барановичи вернулась часть бывших актеров, художественный руководитель Яков Матвеевич Тональский. Война нанесла театру большой ущерб. Поврежденное здание театра требовало восстановления. Было уничтожено все имущество театра — декорации, костюмы, реквизит.

Театр располагался на улице Аптечная, 16, теперь это пересечение улиц Горького и Гагарина (ныне территория родильного дома). В неказистом здании когда-то был рыбный склад.

Репертуар театра

Должность директора драматического театра занимал Яков Матвеевич Тональский, однако 19 июля 1946 года управлением по делам искусств при Совете Министров БССР был издан приказ, согласно которому Якова Матвеевича освободили от обязанности директора театра с 5 августа 1946 года и на его место назначили Самсона Менделеевича Хазана с 1 августа 1946 года (им было дано пять дней для передачи дел).

Приказ управления по делам искусств при Совете Министров БССР от 19 июля 1946 г. Фото: Зональный государственный архив в г. Барановичи

Новому директору и другим руководителям театральных коллективов поручили особое внимание уделить идеологически правильному репертуару.

«Репертуар — основа всей творческой жизни театра. Нет в театре проблемы более важной, чем проблема репертуара, прежде всего — современного. В четвертой сталинской пятилетке перед всем советским народом поставлены великие задачи по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства СССР. На боевое выполнение пятилетнего плана должны быть мобилизованы все средства искусств, в том числе театрального. Надо рассказать и объяснить зрителю, что нового внесла война в сознание советских людей, надо раскрыть исторический смысл происходящих сейчас событий. Война окончена, но борьба с реакцией, с темными вражескими силами не прекратилась. Она принимает новые формы. Советский театр должен вдохновить народ на борьбу за будущее нашей страны, за торжество идей коммунизма. Однако практика работы наших театров показывает, что они далеко не все делают для выполнения этой задачи», – писала заместитель начальника управления по делам искусств при Совете Министров Белорусской ССР Сергеева.

Театрам ставилось в вину то, что доминирующее место в репертуаре занимают классические пьесы. Более того, «имеются случаи включения в репертуар театров безыдейных и антихудожественных пьес современных зарубежных авторов и пьес низкохудожественного качества советских авторов».

Барановичскому облдрамтеатру пеняли за постановку пьес «Самолет опаздывает на сутки» и «Ночное радио», а кроме того, «самовольно, без разрешения управления», пьесы «Окно в лесу», «поверхностной и малохудожественной».

Новому директору Самсону Хазану нужно было за четыре дня пересмотреть и представить весь репертуарный план до конца года, поставить на вид художественному руководителю театра Якову Тональскому за самовольное включение в репертуар пьесы «Окно в лесу», исключить из репертуара спектакль «Самолет опаздывает на сутки».

Этот приказ поставил Барановичский областной театр в тяжелое положение — в репертуаре осталась только одна пьеса – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. План по количеству показанных спектаклей по итогу года был выполнен на 83%.

Зато условия работы театра стали более приемлемыми к концу 1946 года, если верить официальным отчетам: закончилось обновление театрального помещения, улучшилась материально-техническая база. Однако первый дед Мороз Барановичей Сергей Шибайло вспоминал, что актеры и в 50-х называли драмтеатр «драмсараем».

Утеряны два стула и дубовый стол

Перед театром стояла задача выполнить годовой план по количеству спектаклей. Однако  в архиве сохранился документ, что 2 мая 1947 года спектакль «Коварство и любовь» был сорван по вине актера Медвецкого, находившегося на работе пьяным. За этот инцидент директор театра Хазан был привлечен к строгой ответственности.

Через несколько недель, 30 мая, инцидент был сглажен. Под художественным руководством Тональского был поставлен спектакль «Русский вопрос» по пьесе К. Симонова, вышестоящим руководством было отмечено, что «политически спектакль решен верно», но все же было замечено несколько недостатков, которые требовалось устранить. Претензии вызвала реклама на первом плане в баре, а также бросание куклы Гульдом со словами «а я хочу уничтожить коммунизм».

Репертуар драматического театра в 1947 году включал в себя четыре спектакля по советской тематике, два спектакля русской классики и один спектакль западноевропейской классики.

Приказом от 13 августа 1947 года художественного руководителя Барановичского областного драматического театра Якова Тональского освободили от занимаемой должности по его личной просьбе.

Приказ управления по делам искусств при Совете Министров БССР от 13 августа 1947 г. Фото: Зональный государственный архив в г. Барановичи

Театр систематически не выполнял план по доходам, показам спектаклей, числу зрителей. В заключении по балансу за 1947 год по драмтеатру сказано, что режим работы театра неудовлетворителен. На стационаре вместо плановых 125 спектаклей дано только 72, из гастрольных вместо 60 дан 51.

Дирекцией театра причины отклонения от плана объяснялись затратами на оплату квартир и проездов приглашенных режиссеров и художников, а также отсутствием удовлетворительной площадки для своей деятельности. Так, в одной из объяснительных записок указано, что при поездке на гастроли были утеряны два дубовых стула, дубовый стол, гитара пришла в негодность и сломаны ведра на круглую сумму. Наблюдалась недостача по малоценному инвентарю и по складу.

Начало конца

Заслуженный деятель культуры БССР Сченснович Николай Игнатьевич, директор областного драматического театра г. Барановичи с 1948 по 1953 год. Фото: архив краеведческого музея

Театр работал над репертуаром и даже приглашал для постановок других режиссеров. Иногда из-за этого случались конфликты.

21 февраля директор драматического театра решает поставить спектакль «Губернатор провинции» и заключает с режиссером-постановщиком Перовым договор на сумму в 6000 рублей. Менее чем через две недели, 3 марта, управление по делам искусств утверждает этот договор в сумме 2400 рублей, исходя из месячной ставки режиссера-постановщика по данному театру и норм выработки последнего, и предлагает Хазану немедленно оповестить об этом Перова. Но, по всей видимости, Хазан этого не сделал и режиссер-постановщик по окончании работы над постановкой возбудил судебный иск к театру и, при прямом попустительстве директора Хазана, взыскал с театра за вышеуказанную постановку 6000 рублей.

Приказ управления по искусств при Совете Министров БССР от 5 апреля 1948 г. Фото: Зональный государственный архив в г. Барановичи

Вследствие этого товарищу Хазану был объявлен строгий выговор за грубое нарушение финансовой дисциплины, сумму переплаты — 3600 рублей — отнесли ему на счет и предложили директору театра вышеуказанную сумму внести в кассу театра не позднее 2 мая 1948 года. Если к указанному сроку не будет внесена в кассу театра сумма 3600 рублей, к товарищу Хазану будет предъявлен иск в судебном порядке принудительного взыскания.

В этом году в театре было показано 186 спектаклей (вместо 259). План был выполнен на 72%, по доходам – на 41,6%, по количеству зрителей план выполнен на 45%.

Театр снова раскритиковали за невыполнение репертуарного и финансового плана. Но в этот раз решение было кардинальным. Труппа была расформирована, актеры перешли в другие коллективы.

В театре был назначен новый директор — Сченснович Николай Игнатьевич, которому было приказано не допускать убытков и обеспечить бесперебойную эксплуатацию здания театра.

Начало конца

Театр работал над репертуаром и даже приглашал для постановок других режиссеров. Иногда из-за этого случались конфликты.

21 февраля директор драматического театра решает поставить спектакль «Губернатор провинции» и заключает с режиссером-постановщиком Перовым договор на сумму в 6000 рублей. Менее чем через две недели, 3 марта, управление по делам искусств утверждает этот договор в сумме 2400 рублей, исходя из месячной ставки режиссера-постановщика по данному театру и норм выработки последнего, и предлагает Хазану немедленно оповестить об этом Перова. Но, по всей видимости, Хазан этого не сделал и режиссер-постановщик по окончании работы над постановкой возбудил судебный иск к театру и при прямом попустительстве директора Хазана, взыскал с театра за вышеуказанную постановку 6000 рублей.

Приказ управления по искусств при Совете Министров БССР от 5 апреля 1948 г. Фото: Зональный государственный архив в г. Барановичи

Вследствие этого товарищу Хазану был объявлен строгий выговор за грубое нарушение финансовой дисциплины, сумму переплаты — 3600 рублей — отнесли ему на счет и предложили директору театра вышеуказанную сумму внести в кассу театра не позднее 2 мая 1948 года. Если к указанному сроку не будет внесена в кассу театра сумма 3600 рублей, к товарищу Хазану будет предъявлен иск в судебном порядке принудительного взыскания.

В этом году в театре было показано 186 спектаклей (вместо 259). План был выполнен на 72%, по доходам – на 41,6%, по количеству зрителей план выполнен на 45%.

Театр снова раскритиковали за невыполнение репертуарного и финансового плана. Но в этот раз решение было кардинальным. Труппа была расформирована, актеры перешли в другие коллективы.

В театре был назначен новый директор — Сченснович Николай Игнатьевич, которому было приказано не допускать убытков и обеспечить бесперебойную эксплуатацию здания театра.

Заслуженный деятель культуры БССР Сченснович Николай Игнатьевич, директор областного драматического театра г. Барановичи с 1948-го по 1953 год. Фото: архив краеведческого музея

Театр без спектаклей

Директор областного драматического театра Николай Игнатьевич Сченснович знакомится с новой пьесой. Фото: архив краеведческого музея
Сченснович Николай Игнатьевич играет в пьесе «Мораль пани Дульской». Фото: архив краеведческого музея. г. Барановичи

Но облтеатр не прекратил существования, хотя и перестал заниматься своими постановками. Здесь теперь читали лекции, проводили концерты, гастролировали другие театры.

До назначения на пост директора Николай Игнатьевич Сченснович был актером в драматическом театре, пришел в него сразу после войны. А до войны он играл в Купаловском театре. В своих мемуарах он писал: «Постепенно из пепла и руин возрождались наши села и города. Вместе со всеми и я включился в кипучую деятельность и 20 лет напряженного творческого труда отдал восстановлению и развитию культуры и искусства в городе Барановичи и области».

После того как труппа театра была распущена, здание драматического театра было отремонтировано, но театр снова вызывал нарекания. «Благодаря бесхозяйственности со стороны директора театра тов. Сченсновича, театр превратился в самый отсталый, запущенный грязный клуб. В помещении холодно, неуютно, грязно. Все это не могло не отразиться на слабой посещаемости зрителей», – сказано в приказе управления по делам искусств от 11 апреля 1949 года. Чиновники сообщают, что вместо того, чтобы организовать в театре культурные зрелищные мероприятия, лекции, доклады, вечера молодежи и т.д., Сченснович «стал усиленно практиковать танцы, во время чего происходят драки, поломка мебели и порча театрального имущества». Во время проводимых зрелищных мероприятий наблюдается полнейший беспорядок. Много близких и знакомых друзей проходит в театр бесплатно. Бывают случаи, когда во время спектакля или концерта все проходы в зрительные залы заполнены, практикуется приставление дополнительных стульев в проходах, причем это даже бывает во время спектакля. В зрительном зале сидят в головных уборах, в фойе курят. На вечерние зрелищные мероприятия допускаются дети. Реклама плохо организовывается. То есть в одной записке чиновники пеняли и за отсутствие рекламы, и за переполненные проходы.

В связи с этим за неустранение недостатков и невыполнение распоряжений управления директору здания областного драматического театра Сченсновичу Н.И. объявили строгий выговор.

План по доходам текущего года театр снова не выполнил: при плане в 84 тысячи рублей коллектив заработал 23 тысячи рублей.

Театр без спектаклей

Сченснович Николай Игнатьевич играет в пьесе "Мораль пани Дульской" Фото: архив краеведческого музея. г. Барановичи.

Но облтеатр не прекратил существования, хотя и перестал заниматься своими постановками. Здесь теперь читали лекции, проводили концерты, гастролировали другие театры.

До назначения на пост директора Николай Игнатьевич Сченснович был актером в драматическом театре, пришел в него сразу после войны. А до войны он играл в Купаловском театре. В своих мемуарах он писал: «Постепенно из пепла и руин возрождались наши села и города. Вместе со всеми и я включился в кипучую деятельность и 20 лет напряженного творческого труда отдал восстановлению и развитию культуры и искусства в городе Барановичи и области».

После того как труппа театра была распущена, здание драматического театра было отремонтировано, но театр снова вызывал нарекания. «Благодаря бесхозяйственности со стороны директора театра тов. Сченсновича, театр превратился в самый отсталый, запущенный грязный клуб. В помещении холодно, неуютно, грязно. Все это не могло не отразиться на слабой посещаемости», – сказано в приказе управления по делам искусств от 11 апреля 1949 года. Чиновники сообщают, что вместо того, чтобы организовать в театре культурные зрелищные мероприятия, лекции, доклады, вечера молодежи и т.д., Сченснович «стал усиленно практиковать танцы, во время чего происходят драки, поломка мебели и порча театрального имущества». Во время проводимых зрелищных мероприятий наблюдается полнейший беспорядок. Много близких и знакомых друзей проходит в театр бесплатно. Бывают случаи, когда во время спектакля или концерта все проходы в зрительные залы заполнены, практикуется приставление дополнительных стульев в проходах, причем это даже бывает во время спектакля. В зрительном зале сидят в головных уборах, в фойе курят. На вечерние зрелищные мероприятия допускаются дети. Реклама плохо организовывается. То есть в одной записке чиновники пеняли и за отсутствие рекламы, и за переполненные проходы.

В связи с этим за неустранение недостатков и невыполнение распоряжений управления директору здания областного драматического театра Сченсновичу Н.И. объявили строгий выговор.

План по доходам текущего года театр снова не выполнил: при плане в 84 тысячи рублей коллектив заработал 23 тысячи рублей.

Директор областного драматического театра Николай Игнатьевич Сченснович знакомится с новой пьесой. Фото: архив краеведческого музея

«Занимайте места согласно купленным билетам»

Областной отдел по делам искусств 28 июля отметил ряд недостатков в работе драматического театра, на которые и ранее указывалось директору театра, в частности: было предложено написать заново план мест зрительного театра, повесить около кассы рекламный щит, сделать на всех щитах в городе надписи «Облдрамтеатр», оборудовать заново пять рекламных больших щитов, установить в фойе щит анонсов.

Было категорически запрещено пропускать в театр зрителей в пальто и головных уборах, запрещено пропускать на вечерние мероприятия детей, зачем-то установить в ложе дирекции замок на дверях, тщательно производить уборку помещения «во время хода действия в зрительном зале», билетеру театра строго следить, чтобы зрители занимали места согласно купленным билетам, запрещено было согласно приказу Комитета по делам искусств при Совете Министров БССР выдавать пропуск в зрительный зал бесплатно сотрудникам театра.

В отчетном году было дано 180 мероприятий вместо 260 (план выполнен на 70%), доходы составили 48 тысяч рублей вместо 52 тысяч рублей (выполнено на 92%). На основании представленного отчета работу по эксплуатации здания Барановичского областного театра признали удовлетворительной и прибыльной.

Заключение главной бухгалтерии Управления по делам искусств при Совете Министров БССР по отчету Барановичского областного театра за 1950 г. Фото: Зональный государственный архив в г. Барановичи

Пришло в негодность

20 мая 1952 года Управлением по делам искусств приказано ликвидировать художественную мастерскую и фотоцех при Барановичском областном драмтеатре.

В июне того же года Сченснович написал письмо в управление, в котором указал, что реквизит театра пришел в полную негодность и его необходимо списать. Управление приказало ему собрать комиссию и предоставить акт в управление на утверждение.

Приказ отдела по делам искусств от 11 июня 1952 г. Фото: Зональный государственный архив в г. Барановичи

Самодеятельный коллектив

Решением Барановичского облисполкома от 28 сентября 1953 года деятельность театра была прекращена из-за его нерентабельности. На базе облдрамтеатра был создан Барановичский городской Дом культуры, которому были переданы функции театра по организации зрелищных мероприятий. В конце 1953 года в ГДК был создан самодеятельный драматический театр, его руководителем стал Н.И. Сченснович. Коллектив ждала долгая славная судьба.

Однако профессиональный театр больше так и не был создан в нашем городе.

Объяснительная записка по годовому отчету за 1953 г. по зданию Барановичского облдрамтеатра. Фото: Зональный государственный архив в г. Барановичи

Автор: Александра РАЗИНА. Дизайн: Петр КАРАСЮК

Scroll Up