Забытая история барановичского аэропорта

К 1970 году Барановичи входили в число 67 городов СССР, откуда выполнялись полеты местного значения. Из нашего города можно было долететь не только до Минска и Бреста, но и до Ивенца, Клецка и Кореличей.

Многие в Барановичах слышали, что один из районов частной застройки в народе называют «Аэропорт», однако не все знают, почему он носит такое название.

Об организации гражданских перелетов из Барановичей в другие города стали задумываться еще в довоенный период, когда наш город входил в состав Польши. Например, в 1929 году рассматривалась возможность запуска авиалиний Варшава-Вильно и Варшава-Барановичи, но из-за слабых бизнес-связей с большевицкой Россией авиаполеты из Варшавы в Барановичи были признаны бесперспективными, сообщала газета Rzeczpospolita в декабре 1929 года.

Однако чуть позже, в 1930-е годы, на территории города был создан аэродром, который мог принимать самолеты гражданской авиации, сообщается в издании «Атлас Польских аэродромов» в 1932 году. Аэродром принадлежал государству и использовался Лигой противовоздушной и противогазовой обороны (LOPP).

Согласно данным атласа, аэродром находился в Новых Барановичах, между улицами Широкой (сейчас улица Тельмана) и Водопроводной (теперь – Першукевича).

В центре взлетного поля находился белый круг с надписью «Барановичи», указатель направления посадки в виде буквы «Т», который выкладывался перед посадкой самолета, а также рукав-ветроуказатель. Граница взлетного поля была отмечена белыми прямоугольниками и уголками; в неподходящих для посадки местах – белыми крестами.

Сейчас поле этого аэродрома полностью застроено частными домами.

 

Аэродромы довоенной Польши. Барановичский аэродром LOPP отмечен «открытым для гражданских полетов».

 

План аэродрома LOPP в Барановичах. Фото из «Атласа польских аэродромов»

Когда самолету легче долететь, чем доехать автобусу

После войны в архивных документах упоминается еще один гражданский аэродром в нашем городе. Располагался он между нынешними улицами Бадака и Вильчковского. В июне 1945 года на территории гражданского аэродрома не было никаких зданий. Однако уже в 1946 году там была построена станция управления полетами.

Отсюда осуществлялись регулярные пассажирские рейсы в Минск, Брест, Пинск, Ивенец, Козловщину, Клецк, Кореличи и другие регионы. На линии работали Ан-2, прозванные в народе «кукурузниками», с восьмью посадочными местами.

За 83 рубля можно было слетать в Ивенец, заплатив еще по 80 копеек за каждый килограмм багажа, сообщала барановичская областная газета «Чырвоная зорка» от 10 июля 1946 года. В день осуществлялся один рейс туда и обратно: из Барановичей в Ивенец самолет вылетал в 12 часов, из Ивенца в Барановичи – в 13.30.

Газета «Чырвоная зорка» от 10 июля 1946 года. Фото: Александра РАЗИНА

Спустя три месяца, 6 октября, газета «Чырвоная зорка» публикует объявление барановичского аэропорта об открытии регулярных пассажирских рейсов по маршрутам: Барановичи-Козловщина, Барановичи-Клецк, Барановичи-Кореличи. Стоимость билета в каждый из этих пунктов составляла 43 рубля. Стоимость перевозки одного килограмма багажа – 50 копеек. Полеты осуществлялись ежедневно.

Наш город до 1954 года являлся областным центром, и поэтому кроме пассажирских полетов в городе существовала Барановичская областная санавиастанция, которая осуществляла из дальних районов доставку тяжелобольных жителей в областную больницу.

Врачи Барановичской областной санавиастанции отправляют самолетом больного Климовича в областную клинику, декабрь 1951 года. Фото: С. Капелько, БЕЛТА

Однако после расформирования области барановичский аэропорт продолжал свою работу.

Например, в 1965 году из Барановичей в столицу Беларуси ежедневно совершался один рейс, сообщалось в газете «Советская Белоруссия». Полет длился 45 минут. Самолет Ан-2 прилетал в Минск в 13.15, а уже в 14.00 отправлялся назад. Билет на этот рейс стоил 4 рубля (напомним, в 1961 году в СССР прошла деноминация и смена денег). Полеты осуществлялись круглогодично – и зимой, и летом.

Газета «Советская Белоруссия» с расписаниями авиарейсов из Минска. Фото: Tut.by

Популярность в послевоенное время местных авиарейсов связана с тем, что в то время качество автомобильных дорог оставляло желать лучшего и не было такого количества автомобилей, рассказывал в 2013 году tut.by Валерий Болботунов, начальник управления отдела аэропортов, наземных средств и аэронавигации Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

По его словам, в послевоенные годы самолеты были более неприхотливые, чем автобусы. Для воздушного судна достаточно было грунтовой полосы, доставшейся от какого-нибудь партизанского или сельскохозяйственного аэродрома. Для автобусов же нужно было готовить определенную дорожную инфраструктуру.

Под пристальным вниманием ЦРУ

Гражданский аэродром интересовал не только потенциальных пассажиров, но и иностранные разведки. Взлетную полосу в то время могла использовать и военная авиация.

Некоторые сведения об аэродроме имеются в рассекреченных в 2017 году документах ЦРУ. Американские шпионы в 1950 году сообщали, что в западной части Барановичей есть аэродром размером 700 на 1000 метров. С весны 1947 года на территории маленького аэродрома на бипланах и монопланах выполнялись показательные полеты. Там работала женщина-летчик и пять-шесть штатских, одетых в голубые костюмы и фуражки, как у немецких пилотов «Люфтганзы», сообщалось в отчете.

Агенты США писали, что на территории гражданского аэродрома располагались в основном одномоторные самолеты Ил-10, а также один двухмоторный бомбардировщик с носовым шасси для перевозки парашютистов. Шпион обещал в следующем докладе узнать, является ли этот аэродром запасным для военно-воздушных сил СССР или там располагается только школа ДОСААФ.

Добровольное общество содействия авиации

Волнение американской разведки был небезосновательными. В 1948 году барановичский гражданский аэродромом стало использовать в своих целях ДОСАВ (Добровольное общество содействия авиации). Здесь проводились нештатные курсы для авиамотористов, мастеров по электрооборудованию, метеонаблюдателей и мастеров по радиооборудованию, рассказали Intex-press в «Зональном государственном архиве г. Барановичи».

Аэродром использовался и для подготовки парашютистов. На учебный курс курсантов приходилось 213 часов занятий. После теоретического обучения начинались практические занятия.

По документам, хранящимся в архиве, известно, что спустя полгода занятий на аэродроме организация запросила разрешение у председателя ОРГБЮРО ДОСАВ БССР на проведение здесь также курсов по подготовке мастеров по вооружению. Для этих целей Барановичи просили выделить им списанную из армии технику.

ДОСАВ проводило нештатные курсы для авиамотористов, мастеров по электрооборудованию, метеонаблюдателей и мастеров по радиооборудованию. Фото: Александра РАЗИНА

Запрос на разрешение председателя ОРГБЮРО ДОСАВ БССР на проведение курсов по подготовке мастеров по вооружению. Фото: Александра РАЗИНА

К 1970 году Барановичи входили в число 67 городов Советского Союза, где выполнялись полеты местного значения.

Однако постепенно стоимость авиаперевозок становилась неконкурентоспособной со стремительным развитием автомобильного и железнодорожного транспорта. Строительство хороших автодорог и запуск скоростных поездов привели к отмене местных авиарейсов. В то же время для новых, более комфортных пассажирских самолетов требовалось строительство бетонных посадочных полос. Пассажирские самолеты АН-2 все чаще стали использоваться только при проведении сельскохозяйственных работ.

Когда в конце 1970-х в Барановичи прилетал Петр Машеров, первый секретарь компартии БССР, то для посадки его самолета использовали военный аэродром, потому что поле аэропорта посчитали небезопасным и неподходящим, рассказал Intex-press Степан Тарасевич, экс-председатель Барановичского райисполкома.

В декабре 1982 года со станции «Барановичи-Полесские» в Минск отправилась первая электричка. Добраться в столицу теперь можно было за 2 рубля 5 копеек. Через год электропоезда стали курсировать между нашим городом и Брестом.

Аэропорт в Барановичах был закрыт в том же 1982 году. Часть самолетов аэропорта была передана в колхозы и совхозы, где для этого построили посадочные площадки, рассказал Степан Тарасевич. Воздушные суда еще примерно лет десять использовались в сельском хозяйстве.

Железнодорожные билеты на электропоезд Барановичи-Полесские — Минск, 1983-1988 годы. Фото: Анатолий ТОЛКАЧ

Даты закрытия районных аэродромов.

В здании бывшего аэропорта на улице Вильчковского сейчас располагается инспекция Госстандарта, рядом – метеостанция. 

В 1991 году в этом районе городские власти на месте взлетного поля и пустыря стали выделять участки под частную застройку. Через 29 лет здесь не осталось практически никаких следов от барановичского аэропорта – только неофициальное название района.

Авторы: Александра Разина, Руслан Ревяка
Дизайн: Петр Карасюк

Scroll Up