Новости / Новости компаний

«Ребенок должен слушать живую речь»*

13.11.2019, 13:12  / remove_red_eye 1031   / chat_bubble1

Почему ребенок плохо говорит, как твердая пища помогает в освоении речи, каким образом мультфильмы «учат» картавить или шепелявить и какие сигналы в речевом поведении свидетельствуют, что требуется консультация логопеда , Intex-press узнала у Светланы Паутовой, учителя-дефектолога и руководителя Центра развития детей «Лого+».

«Ребенок должен слушать живую речь»*

Екатерина Гришанова, учитель-дефектолог Центра развития детей «Лого+», занимается с Валерией Голубицкой. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Может повлиять даже блендер

С каждым годом все больше детей имеют задержку речевого развития. Главные причины такого явления – патологии беременности и родов, особенности созревания нервной системы, нарушение слуха, несовершенство моторики, наследственность, а также ухудшающаяся экологическая обстановка.

Учитель-дефектолог и руководитель Центра развития детей «Лого+» Светлана Паутова

Учитель-дефектолог и руководитель Центра развития детей «Лого+» Светлана Паутова

– Нередко речевые проблемы встречаются у левшей и у детей, растущих в двуязычных семьях, – отмечает Светлана Паутова.

Кроме того, на развитие детской речи негативно может повлиять… блендер. Перемалывая твердую пищу до пюреобразного состояния, родители лишают ребенка возможности самостоятельно пережевывать те или иные продукты, тем самым тренируя и развивая мышцы рта.

– При жевании у детей развиваются мышцы щек, губ и языка. Яблоки, морковь – это своеобразный тренажер для мышц. Он влияет в том числе и на правильное произношение, – поясняет специалист.

Конечно, это не значит, что нужно полностью отказаться от использования блендера и детских пюре, но для благоприятного развития речевого аппарата детям нужно самим кусать, жевать и грызть.

Ребенок подражает герою

Формирующее влияние на речь ребенка, как отмечает Светлана Паутова, оказывает его социальное окружение и эмоционально благоприятная среда, которая обеспечивает ребенку возможности коммуникации.

А вот неконтролируемое использование гаджетов может негативно повлиять на речевое развитие, потому что чаще всего в такие моменты ребенок предоставлен сам себе.

– Речь не развивается без человеческого общения и взаимодействия. Для полноценного речевого развития ребенок должен слышать живую речь, видеть мимику и эмоции говорящего, – поясняет специалист.

К выбору мультфильмов Светлана Паутова также рекомендует относиться серьезно. Не стоит ребенку увлекаться мультиками, в которых речь каким-либо образом искажается или герой мультфильма имеет в речи какое-то нарушение. К примеру, если любимый герой картавит или шепелявит, ребенок может специально начать подражать ему, тем самым вызывая в своей речи дефекты.

Отрицательно влияют на становление и развитие речи мультики с высоким шумовым фоном, так как он может стать для малышей преградой в освоении новых слов.

Советы по активации и развитию речи

  • Создавайте как можно больше ситуаций для общения с ребенком.
  • Комментируйте свои действия и действия ребенка. При этом следите, чтобы малыш вас слышал, а не воспринимал речь как фоновый шум.
  • Используйте простые слова и фразы, не говорите быстро. Не искажайте свою речь.
  • Развивайте моторику и ловкость ребенка, играя с мозаикой и в пальчиковые игры.
  • Не предвосхищайте потребности ребенка, позволяйте ему самому озвучить свою просьбу.
  • Играйте в кораблики или воздушный футбол, давайте ребенку дуть мыльные пузыри и дудочки для развития дыхательной струи.
  • Следите, чтобы фоновый шум от телевизора, радио или другой техники не был постоянным.
  • Позволяйте ребенку договаривать, читая или произнося знакомый ему текст и стимулируя малыша закончить фразу.
  • Для прогулок выбирайте такую местность, где малыш сможет перешагивать через препятствия, подниматься и спускаться. Тем самым он будет тренировать вестибулярный аппарат и физические навыки, что скажется положительно и на развитии речи.
  • Пойте, танцуйте и делайте зарядку вместе с ребенком.

Сигналы к посещению логопеда

Возникновение и формирование речи – это индивидуальный процесс, но родителям нужно его контролировать.

Насторожить должны отсутствие либо позднее появление гуления и лепета – в норме они появляются в 2–3 и 6–7 месяцев соответственно. Если в возрасте около года в речи малыша отсутствуют первые звукоподражания и простые слова, если он не понимает простые инструкции: например, «дай ручку», «открой ротик».

– Важно наблюдать, хорошо ли ребенок жует и глотает, проявляет ли интерес к слушанию сказок и стихов, пополняется ли его словарный запас, – отмечает Светлана Паутова.

К двум годам ребенок должен использовать интонации и фразы, после трех лет – соблюдать очередность слогов в словах, не взаимозаменять похожие звуки.

Если ребенок к трехлетнему возрасту не строит простые предложения, пусть не всегда грамматически правильно оформленные, или не может словесно донести свою просьбу родителям, то это повод обратиться к логопеду, предварительно посетив лора, чтобы проверить слух, и врача-невролога.

– На профилактическую консультацию к логопеду стоит водить детей в возрасте 3, 5 и 7 лет, так как не все родители видят и знают, как должен развиваться артикуляционный аппарат ребенка, в норме ли фонематическое развитие и лексико-грамматическая сторона речи, соответствует ли развитие всех этих функций возрасту, – подчеркивает специалист.

Возрастные проблемы и их коррекция

В разные периоды развития дети и их родители встречаются с разными речевыми трудностями.

Родители ребят до 3 лет чаще сталкиваются с проблемой «нежелания» ребенка разговаривать, а когда ребенок заговорил, часты жалобы на неправильное произношение звуков.

В школьном возрасте возникают такие логопедические проблемы, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Так что не всегда неуспеваемость ребенка в школе можно исправить одним лишь усердием и работой с репетитором.

В развитии ребенка есть периоды, когда освоение нового дается ему легко и происходит как бы само собой, и если этот период упустить, то та же информация либо усваивается с трудом, либо не усваивается вовсе.

– Наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст до 6 лет. В этот же период легче решаются речевые проблемы, – говорит Светлана Паутова. – Но не поздно совершенствоваться в любом возрасте. При большом желании и достаточной мотивации проблемы звукопроизношения исправить можно и у взрослого.

Анна РОМАНОВА-КОЛОСОВСКАЯ

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

Подписаться
Уведомление о
1 Комментарий
большинство голосов
новее старее
Ответы по тексту
Посмотреть все комментарии

Реальная помощь, а главное — желание и возможность помочь ребёнку родителям.

Scroll Up