Чем живет Барановичский автоагрегатный завод, который отметил 75-летие*
В этом году ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» отметил свой 75-летний юбилей. Как мотороремонтные мастерские выросли до уровня крупнейшего предприятия города, с какими финансовыми показателями работает БААЗ и какие специалисты трудятся на заводе?
Об истории предприятия
История завода начинается с 1944 года. Мотороремонтные мастерские (прародитель автоагрегатного завода) тогда выполнили первые заказы в освобожденных от немецко-фашистских захватчиков Барановичах. На предприятии ремонтировали автомобильные и тракторные моторы, делали запчасти.
Производство развивалось, расширялось, и в 60-е годы небольшие мастерские выросли до уровня предприятия, которое специализировалось на выпуске автомобильных агрегатов.
На заводе открывали новые цеха, строили корпуса.
Барановичский автоагрегатный завод сегодня – это одно из крупнейших предприятий города, которое специализируется на выпуске автомобильных компонентов для грузовой и автобусной техники, подвижного состава железнодорожного транспорта.
Сейчас БААЗ занимает площадь около 12,6 гектара. На территории предприятия – конструкторский отдел, 4 механосборочных цеха, ремонтно-механический участок, вспомогательные производства, столовая.
О качестве и продукции
Гидравлические амортизаторы, рулевые механизмы, демпферы для железнодорожных составов и вагонов метро, рулевые тяги, насосы подъема кабины, реактивные штанги – все это и многое другое производят на Барановичском автоагрегатном заводе. Всего в ассортиментном перечне – более 1000 наименований.
Безопасность и надежность продукции БААЗа подтверждают сертификаты соответствия международной системы менеджмента качества и награды, полученные предприятием в Беларуси. В 2013 году ОАО «БААЗ» стало лауреатом премии Минпрома за достижения в области качества, является неоднократным лауреатом Премии Правительства за достижения в области качества.
О финансовых показателях и зарплатах
Барановичский автоагрегатный завод работает полную рабочую неделю, в две смены. Средняя зарплата на предприятии – около 900 рублей.
БААЗ работает с прибылью. Предприятие не получает государственных дотаций, льготных кредитов. Модернизация производства, закупка станков и оборудования – все это финансируется из собственных источников завода.
О географии поставок и компаньонах
Постоянная модернизация производства, выпуск новых видов продукции, налаживание новых партнерских связей, поиск новых рынков сбыта – неотъемлемые компоненты программы развития завода. Продукция предприятия поставляется не только на конвейеры белорусского «МАЗа», но и таких крупных российских производителей, как «КамАЗ», «УРАЛ», «ГАЗ», «Ростсельмаш» и других. Завод сотрудничает с Литвой, Латвией, Молдавией, Грузией, Казахстаном, Польшей и другими государствами. В планах Барановичского автоагрегатного завода – расширить рынок сбыта в Евросоюзе.
О коллективе
На Барановичском автоагрегатном заводе работают 828 человек. Коллектив в основном мужской. Женщин среди сотрудников менее 25%.
Примерно пятая часть работников предприятия – молодежь в возрасте до 31 года. Почти все молодые специалисты являются выпускниками барановичских учреждений образования – БарГУ и лицея машиностроения.
Настоящая гордость предприятия – семейные династии. Некоторые сотрудники завода трудятся на нем из поколения в поколение.
Для работников на автоагрегатном заводе созданы не только безопасные, но и комфортные условия труда и отдыха. Накануне праздников в актовом зале предприятия проходят концерты, на территории завода работает столовая, посетителями которой являются не только сотрудники БААЗа, но и все желающие.
Поощрение лучших сотрудников – неотъемлемая часть эффективной работы предприятия. Каждые полгода на заводе определяют лучших работников, заносят их фотографии на Доску почета.
Трудовые заслуги представителей БААЗа отмечены не только внутри завода, но и на уровне города, области и даже страны. В честь 75-летия предприятия наладчик автоматов и полуатоматов Иван Дрозд и электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Анатолий Бажанов, проработавшие на автоагрегатном заводе более 40 лет, награждены грамотами Министерства промышленности. Директор завода Виталий Юркевич, главный бухгалтер Ольга Мамонова и фрезеровщик Борис Прусевич получили грамоты Брестского облисполкома. Всего накануне юбилея завода награждены более ста сотрудников.
Трудовыми заслугами жизнь коллектива автоагрегатного завода не ограничивается. Представители предприятия – активные участники спортивных мероприятий, турслетов. Два года подряд команда БААЗа занимает первое место в городской спартакиаде среди предприятий с численностью работников до 1000 человек.
«Я считаю, у завода есть будущее»
Чем сегодня живет ОАО «Барановичский автоагрегатный завод», над какими проектами работает, какие планы строит и в чем секрет его успешной работы, Intex-press рассказал директор предприятия Виталий Юркевич.
Об изменениях
Уже 75 лет мы производим автокомпоненты для автомобильной и железнодорожной техники. Но раньше наш завод около 75% своей продукции отгружал на ОАО «МАЗ» – управляющую компанию холдинга «Белавтомаз». И в какой-то момент предприятие настолько сильно привязалось к управляющей компании, что это немного притормозило его самостоятельное развитие. Поэтому первое, что я понял: мы не можем привязываться к одному игроку, путь и постоянному, нужно нарабатывать номенклатуру нашей продукции и для других конвейеров. Чтобы в случае падения на одном рынке была возможность выровнять ситуацию за счет других рынков. И мы стали налаживать связи с партнерами, которые находится в географической близости от нас. Это было непросто, потому что работа с несколькими конвейерами требует дополнительных знаний и умений от работников. Но все эти годы мы развивались в этом направлении и, думаю, сегодня уже имеем какой-то результат.
О модернизации
Завод обновился, много было закуплено оборудования, особенно на протяжении последнего десятилетия. Но мы не просто бездумно закупали этого оборудование, мы подходили к этому процессу с точки зрения эффективности. Ведь до любых технологий человек должен дорасти. А не так, как часто бывает: сначала покупают дорогостоящую вещь, а потом не знают, что с ней делать. Все должно быть гармонично – от производства до продаж.
О партнерах
Сегодня мы работаем с десятками российских и украинских конвейеров, наша продукция поставляется во многие другие страны. Но в целях у нас – активное продвижение на рынки Западной и Восточной Европы. Это сложнее, так как и технологически требует больших вложений, и профессионального роста всего коллектива. Но у нас есть преимущество – качественный продукт по конкурентной цене, поэтому это наш путь и в ближайшие годы мы по нему пойдем.
Сегодня мы развиваем направление тягово-сцепных устройств. И стремимся стать лидерами в этом на постсоветском пространстве, так как, на мой взгляд, это направление для нас наиболее перспективное. А также развиваем направление производства продукции для железнодорожной техники. Но все это очень длительная работа, так как конкуренция на рынке высока.
О команде
Главное, на что я сделал ставку – это молодой коллектив. Сейчас наш завод, прежде всего в мышлении людей, находится на этапе перехода от плановой экономики к рыночной. Это очень тонкий момент, не все его понимают и не всем эта перестройка дается легко. Но я – человек эволюции, а не революции, поэтому стараюсь излишне не перенапрягать ситуацию. Моя задача – объяснить людям, что от результата работы каждого зависит результат работы всего предприятия. Создать такую мотивацию, чтобы у людей было желание здесь раскрываться и работать. И мне приятно отмечать, что сегодня на заводе растет целая плеяда людей, которые уже по-другому смотрят на вещи. И я могу сказать, что очень горжусь всеми своими людьми.
О развитии
Я сторонник того, что люди сами должны развиваться. Толкать никто никого не будет. Но если человек пришел и говорит «я хочу», мы должны всячески способствовать материализации этого «хочу». Завод сегодня активно помогает работникам в приобретении тех навыков, которые пойдут на увеличение эффективности его работы. Более того, по моим планам, количество вложений в образование работников будет лишь увеличиваться. Но люди должны, прежде всего, сами этого хотеть.
О неудачах и недовольстве
Если что-то не получается, я не пытаюсь обвинять обстоятельства или перекладывать ответственность на кого-то другого. Я всегда думаю: значит это я где-то не доработал или что-то упустил. У меня присутствует неудовлетворенность тем, что завод движется вперед не такими быстрыми темпами, какими он может и хотелось бы. Несмотря на то, что коллектив становится лучше и я вижу сбалансированность, все равно приходится самому очень сильно вмешиваться во многие процессы.
О зарплатах
Главное для меня – повысить доход людей. Но зарплаты должны быть заработаны. Что для этого нужно? Создавать продукт с большей маржинальной стоимостью, повышать производительность труда и уровень работников в определенных моментах. И я уже вижу тот продукт, с которым мы можем выйти на достойный уровень зарплаты.
О решениях
Задача руководителя – принимать решения. И брать на себя ответственность за них. За эти годы мне пришлось принять немало решений. Самые сложные были связаны с оптимизацией и пересмотром кадровой политики. Нет такого решения, которое бы воспринималось однозначно. И только время покажет, прав ты был, или нет.
О кризисах и стабильности
Работать – это всегда хорошо. Плохо сидеть без работы. Когда случается кризис, ты не можешь обеспечить людей работой и даже преданные предприятию люди из-за этого уходят, это очень тяжело. Мы, к сожалению, через это проходили. Но, несмотря на то, что всегда найдутся работники с некой долей недовольства, по моему субъективному мнению люди сейчас чувствуют, что завод перспективный. Чувствуют стабильность. Но стабильность эта достигается огромной работой всего коллектива.
О будущем
Рынок автокомпонентов очень жесткий. Поэтому приходится не просто его отвоевывать: постоянно сражаться за него. Но я считаю, у завода есть будущее, есть стремление идти вперед. Он стабильно занимает свою нишу. Для развития нужно лишь еще чуть более организованно работать.
Пользуясь случаем, хочу поздравить наш коллектив с Днем машиностроителя и 75-летним юбилеем предприятия. И выразить глубокое уважение и благодарность работникам за достойный труд.
ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» УНП 200167349
Комментарии
Правила комментирования
судя по фото… в большинстве, оборудование — старое 😈 ручной труд преобладает ….