Новости / Экономика

Три главные проблемы, мешающие Беларуси диверсифицировать экспорт

5.09.2019, 10:38 / remove_red_eye 132 / chat_bubble1

На совещании по вопросам развития экономики Александр Лукашенко напомнил, что Беларусь движется в направлении диверсификации рынков сбыта очень медленно, отметив, что это – «главнейшая основная задача». Почему же она никак не решается?

Три главные проблемы, мешающие Беларуси диверсифицировать экспорт

Фото: pixabay.com

Первая причина: Модель управления госсобственностью

Экономист, руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук предлагает вспомнить, кто де-факто является собственником всех активов, которые могут обеспечить развитие в этом направлении, пишет «Завтра твоей страны».

— В Беларуси построена система тотальной безответственности: когда главные решения принимаются на уровне министерств, исполкомов и госконцернов, когда чиновники, распоряжаясь чужими деньгами и активами, не в состоянии работать на перспективу, управлять рисками и думать так, как это делает частный собственник. И главное — когда государство традиционно оплачивает их ошибки и долги. Так создается, что называется, моральная угроза, — объясняет Ярослав Романчук.

Заниматься диверсификацией рынков сбыта отечественных товаров и услуг крайне сложно, если руководители предприятий, секторов экономики и ведомств заботятся, в первую очередь, о валовых показателях, формальных выполнениях цифр, а не о качестве продукции.

РЕКЛАМА

— У нас, возьми хоть 1995 год, хоть 2019-й, расширение частного сектора за счет приватизации и создания лучших условий стоит лишь формально. Отсюда и торможение не только по диверсификации, но и по гораздо более серьезной системной задаче – достижению 100 миллиардов долларов ВВП к 2025 году, — говорит экономист.

Эксперт считает, что в рамках существующей экономики и модели ее управления трансформировать экспорт, снижая зависимость от российского рынка, не получится.

1

Вторая причина: «Бедная» структура экспортной корзины

— Начинать диверсифицировать экспорт нужно с дифференциации его структуры, — подчеркивает доктор экономических наук, профессор Борис Желиба.

Но больше половины видов товаров, которые Беларусь поставляет на внешние рынки, составляют всего три товарные позиции. До трети валютной выручки дают нефть и нефтепродукты. Чуть больше десятой части – удобрения, во главе с калийными. И около 7-8% − мясомолочная продукция, которая почти вся идет на российский рынок.

РЕКЛАМА

— В свое время министр иностранных дел Владимир Макей предложил грамотную формулу: прийти к тому, чтобы треть товарооборота приходилась на Евросоюз, треть — на Россию и еще треть — на страны «дальней дуги», — отмечает Борис Желиба. — Было время, когда экспорт в страны Евросоюза увеличился. Но потом позиции восстановились: на Россию по-прежнему приходится примерно половина товарооборота, на страны ЕС идут в основном нефтепродукты, а в страны «дальней дуги», в частности в Китай, Индию и Бразилию — в основном удобрения. И эта структура никак не меняется.

Кстати, в первой половине 2019 года экспорт товаров и услуг снизился на 2,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

«Завоевать» новые рынки только этими товарными группами крайне сложно. Сделать это возможно через появление в экспортной корзине новых товаров и рынков.

1

Третья причина: Низкая конкурентоспособность отечественной продукции

Успешней конкурировать Беларусь сможет после того, как сильно поднимет технический и технологический уровень производства.

— Для этого нужны прямые иностранные инвестиции и внедрение современных технологий, которые идут с Запада, а не из России или Китая, — считает Борис Желиба.

Однако в этом направлении прогресс практически не заметен – западные инвестиции идут в основном в виде банковского капитала, а не на производство.

К примеру, Беларуси было бы выгодно увеличить долю машиностроения в экспорте. Но для этого нужны большие усилия, средства и качественно новые технологические решения.

— Общеизвестно, что на рынке любой страны пробиться трудно. А в такой сложной технической отрасли, как машиностроение, мы уже проигрываем даже по поставкам МАЗа в Россию местному КАМАЗу и другим производителям, − отмечает профессор.

Чтобы повысить конкурентоспособность отечественной продукции, эксперт считает важным сотрудничать со всеми странами, которые могут предложить современные технологии. В вопросах же привлечения инвесторов и движения в сторону диверсификации структуры и логистики экспорта не обойтись без улучшения инвестиционного климата, снижения барьеров для бизнеса, гарантий защиты частной собственности и невмешательства государства в дела предприятий.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

1
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Nickname Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Nickname
Участник
Комментатор
Первая сотня
Загрузка аватара
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт
Читатель-месяца
Ударник

Проблемы всегда будут….

Scroll Up