Новости / Общество

«Нет тех гор бумаг и очередей». Как изменилась работа налоговой службы в Барановичах

14.07.2019, 12:17 / remove_red_eye 1296 / chat_bubble1

День работников налоговых органов Беларуси отмечается в этом году 14 июля. Накануне профессионального праздника Людмила Бабей, первый заместитель начальника ИМНС г. Барановичи, рассказала, что изменилось в налоговой и как изменились налогоплательщики за годы ее работы.

«Нет тех гор бумаг и очередей». Как изменилась работа налоговой службы в Барановичах

Людмила Бабей прошла путь от инспектора до первого заместителя начальника ИМНС г. Барановичи. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Людмила Бабей пришла в барановичскую налоговую инспекцию почти 30 лет назад по распределению и прошла путь от простого инспектора до руководителя. Говорит, условия работы в начале ее карьеры значительно отличались от нынешних.

– Я отвечала за прием деклараций от государственных предприятий. И каждый месяц, когда приходила отчетная дата, был полный аврал. В коридоре выстраивалась толпа желающих сдать декларации.

Каждый документ нужно было просмотреть, проверить, разнести в толстый журнал учета лицевых счетов. Просто горы бумаги нужно вручную было перебрать! Процесс был длительный и сложный, не то что сейчас на компьютере. Когда я молодым сотрудникам это рассказываю, они не понимают, как мы могли так работать, – рассказывает Людмила Бабей.

РЕКЛАМА

Контроль на расстоянии

Сейчас в коридорах налоговой очередей нет. Более 90% организаций города и примерно 70% индивидуальных предпринимателей подают декларации в электронном виде. Остальные обслуживаются в открытом недавно центре обслуживания плательщиков. Да и отчитываться перед государством юрлицам и ИП можно теперь не раз в месяц, как раньше, а раз в квартал.

– Нет тех гор бумаг, плательщики уже не стоят в очереди. Человек может уехать на отдых и не нервничать, что не предоставил вовремя декларацию. Он может ее отправить в любое время и из любой точки мира, зайдя в свой личный кабинет, – говорит Людмила Бабей.

Нет и того количества проверок, что было раньше. В 90-е все субъекты хозяйствования без исключения проверяли каждые 3–5 лет, сегодня инспекторы практически не выходят на проверки.

– Все направлено на либерализацию налогового законодательства. И наша задача – не мешать плательщику работать. Но если мы не ходим на проверки, это не значит, что мы не осуществляем контроль. У нас сегодня есть возможность анализировать деятельность предпринимателей и юридических лиц, не выходя из кабинета, – отмечает Людмила Бабей.

Современные технологии и доступ к многочисленным базам данных позволяют налоговым инспекторам видеть движение денежных потоков их налогоплательщиков дистанционно и практически в режиме реального времени. К примеру, в кассовые аппараты встроены специальные устройства, которые позволяют отслеживать выручку налогоплательщика на расстоянии. И если инспектор видит, что выручка все время была примерно на одном уровне, а потом резко снизилась, это может стать поводом навестить налогоплательщика и провести контрольную закупку на предмет того, не стал ли «забывать» его клиент пробивать деньги по кассе.

РЕКЛАМА

– При рассмотрении административных протоколов за такие нарушения, когда продавец начинает плакать, мол, забыла, случайно не пробила, я говорю: вы сегодня не пробили выручку за товар по кассе, завтра не пробили – эти суммы не были включены в отчетность и с них не уплатили налог. В итоге какие-то бюджетные расходы останутся недофинансированными, – говорит Людмила Бабей. – Государство создает условия для работы, хочется, чтобы и налогоплательщики вели себя добросовестно по отношению к государству.

Стали добросовестнее и грамотнее

Вместе с тем специалист отмечает, что налогоплательщики стали более добросовестными. Если в начале ее карьеры каждая проверка выявляла нарушения со стороны налогоплательщиков и нарушений этих было немало, то сегодня люди стараются их не допускать.

– Налоговое законодательство стало проще, появилось множество сервисов-помощников и налоговых консультантов. Налогоплательщики стали активнее изучать законодательство, чтобы упредить ошибки и не допускать их, – рассказывает Людмила Бабей.

Как итог – снизилось количество нарушений.

– Сегодня незначительная часть юридических лиц имеет задолженность по налогам перед бюджетом. Списки должников есть на сайте Министерства по налогам и сборам, и каждый может их посмотреть. Поэтому добросовестные налогоплательщики, которые дорожат своей репутацией, стараются в этот список не попадать, – отмечает специалист.

«Мы не имеем права запятнать службу»

Несмотря на глобальные изменения, которые произошли в работе налоговой службы и отношениях с налогоплательщиками, сами инспекторы и выдвигаемые к ним требования, по словам Людмилы Бабей, практически не изменились.

– Государственный служащий – это лицо государства. Как и 30 лет назад, налоговый инспектор должен стоять на защите его интересов. Мы не имеем права запятнать ни себя, ни службу, – отмечает она. – Я требовательна не только к сотрудникам, но и к себе самой. В этом плане, наверное, физический труд проще: пришел домой, лег на диван и забылся. У нас же отключиться от работы дома не всегда получается.

Людмила Бабей поздравляет с наступающим профессиональным праздником ветеранов и действующих сотрудников налоговой службы и желает всем крепкого здоровья, мира и благополучия.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

1
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
intexer Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
texer
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

Работать в электронном виде для ИП дорого, неудобно, много ошибок со стороны разработчиков ПО (и в EDeclaration, и особенно у тех, кто работает через браузер с личным кабинетом). И что самое плохое — спросить не у кого, как надо заполнять!   «Налоговое законодательство стало проще…»   Хоть убейте — не чувствуется. Запутанность, сложность, невозможность проконсультироваться и получить помощь, бывает просто тяжело попасть даже на прием к своему инспектору.   К примеру, если раньше программа EDeclaration обновлялась раз в несколько месяцев, то в последнее время — несколько раз в месяц. Порой смотришь на нее, как баран на новые ворота… Ну нет… Подробнее »

Scroll Up