Новости / Спадчына

Станция «Барановичи-Полесские» на довоенных снимках из семейного архива железнодорожного чиновника

28.06.2019, 10:07 / remove_red_eye 2297 / chat_bubble4

Семья железнодорожника Людвика Жука, который работал в Барановичах до войны, показала старые фотографии и рассказала историю своего предка.

Станция «Барановичи-Полесские» на довоенных снимках из семейного архива железнодорожного чиновника

Торжественная встреча делегации на станции «Барановичи-Полесские». Фото: архив Людвика ЖУКА

Запуск в 1884 году железнодорожной ветки Вильно-Ровно привел к основанию станции «Барановичи-Полесские». Вместе со станцией «Барановичи-Центральные» она стала одним из главных факторов стремительного развития нашего города. В 1899 году вместо деревянного вокзала на станции «Барановичи-Полесские» было возведено новое кирпичное здание с паровым отоплением. До Второй мировой войны новый вокзал был одним из самых больших и красивых зданий в Барановичах.

В 1915 году отступающие русские войска разрушили вокзал и депо. Но после включения города в состав Польши станция была достаточно быстро восстановлена, и уже в 1921 году жители города встречали там прибывшего в Барановичи с визитом лидера польского государства Юзефа Пилсудского. В память о визите маршала на главном фасаде здания была установлена мемориальная доска, утраченная во время Второй мировой войны.

В межвоенный период станция «Барановичи-Полесские» играла важную роль в жизни города. Прежде всего, она давала работу местным жителям, что было особенно важно во время мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг. Здесь встречали различные правительственные делегации. Сюда прибывали чиновники и офицеры, направленные на службу в Барановичи, а также репатрианты, возвращавшиеся из центральных районов России, куда они были эвакуированы во время Первой мировой войны.

РЕКЛАМА
Дети катаются с горки возле дома для железнодорожников на ул. Воеводской (теперь Пролетарская). Фото: архив Людвика ЖУКА

Дети катаются с горки возле дома для железнодорожников на ул. Воеводской (теперь Пролетарская). Фото: архив Людвика ЖУКА

Одним из таких репатриантов был Людвик Жук, родившийся в 1903 году в Целеснице на Люблинщине. Его отец как профессиональный железнодорожник в 1914 году был переселен со своей семьей в Таганрог. Там Людвик окончил гимназию, а потом учился в железнодорожном училище в Москве. Вернувшись из эвакуации, Людвик поселился в Барановичах. Почему он решил жить именно здесь, семейные истории умалчивают. По всей вероятности, на его решение повлияла возможность получить хорошо оплачиваемую работу.

В 1928 году он женился на Анне Семашко. Ее родители были обеспеченными людьми, им принадлежало в Барановичах несколько домов и мясная лавка. У Людвика и Анны родились трое детей: Галина, Збигнев и Ежи. Будучи профессиональным железнодорожником, Людвик Жук получил работу на станции «Барановичи-Полесские», а в 1930-х годах уже занимал руководящие должности и даже имел личный кабинет и секретаря.

Рождественский банкет в клубе железнодорожников в Барановичах. Фото: архив Людвика ЖУКА

Рождественский банкет в клубе железнодорожников в Барановичах. Фото: архив Людвика ЖУКА

Согласно семейным рассказам, в 1939 году, после начала Второй мировой войны, Людвик Жук со старшим сыном бежал из Барановичей и поселился на территории современной Польши. Жена с младшим сыном и дочерью на рубеже 1939–1940 годов отправилась в Тересполь к родителям мужа. После войны Людвик Жук поселился в Виково (ныне Западно-Поморское воеводство), где до ухода на пенсию был начальником железнодорожной станции. Он мог найти работу и крупном польском городе, но нежелание вступать в коммунистическую партию поставило крест на дальнейшей карьере.

В семейном архиве Людвика Жука осталось много фотографий, сделанных во время пребывания в Барановичах в 1920–1930 годах.

На перроне Полесского вокзала. Фото: архив Людвика ЖУКА

На перроне Полесского вокзала. Фото: архив Людвика ЖУКА

На снимках можно увидеть, как выглядел вокзал в межвоенный период (после войны на здании вокзала достроили второй этаж и перестроили в стиле соцреализма). На других фотографиях показана работа служащих станции «Барановичи-Полесские», прием различных инспекций и правительственных делегаций, заседания наблюдательного совета, а также празднование совместных торжеств. На снимках видно, что железнодорожникам в то время полагалось иметь табельное оружие.

РЕКЛАМА
Железнодорожники с табельным оружием. Фото: архив Людвика ЖУКА

Железнодорожники с табельным оружием. Фото: архив Людвика ЖУКА

Отметим, что у барановичских железнодорожников в межвоенный период был собственный клуб, любительский театр и детский сад для детей членов Железнодорожной семьи (так называлось профессиональное объединение служащих железной дороги).

Работники железной дороги с семьями в клубе железнодорожников в Барановичах. Фото: архив Людвика ЖУКА

Работники железной дороги с семьями в клубе железнодорожников в Барановичах. Фото: архив Людвика ЖУКА

На одном из снимков позируют участники заседания Объединения польских железнодорожников. Филиал этой организации был основан в Барановичах в 1928 году, а в конце 1930-х гг. насчитывал 360 участников. Организация создавалась для защиты прав и экономических интересов железнодорожников, материальной и моральной поддержки работников и «заботилась о создании культурных и образовательных условий для развития всех участников».

Заседание объединения польских железнодорожников. Фото: архив Людвика ЖУКА

Заседание объединения польских железнодорожников. Фото: архив Людвика ЖУКА

Члены объединения и их семьи имели право на финансовую помощь в виде суммы пенсионных пособий, посмертных пособий, юридической и специальной помощи, а также право пользоваться библиотекой и читальным залом.

Уникальные фотографии из семейного архива передала автору внучка Людвика Жука, Иоланта Бдикот, проживающая в Польше. Большинство фотографий, представленных в этой статье, публикуются в Барановичах впервые.

Фото: архив Людвика ЖУКА

Фото: архив Людвика ЖУКА

Если в вашем семейном архиве хранятся фотографии, связанные с нашим городом и окрестностями, мы предлагаем вам поделиться своей историей с читателями Intex-press. 

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

4
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
4 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
vitalisvl80intexerNickname Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Nickname
Участник
Комментатор
Первая сотня
Загрузка аватара
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт
Читатель-месяца
Ударник

История. А она интересная!

texer
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

Бардзо цикаво!

vl80
Участник
Комментатор
За просмотр контента
За посещение сайта

Дети катаются с горки возле дома для железнодорожников на ул. Воеводской (теперь Пролетарская)

Этот дом и сейчас есть

vitalis
Участник
Комментатор

Запуск в 1884 году железнодорожной ветки Вильно-Ровно

в 1884 году, а точнее 30 декабря, была запущена ветка Вильно-Лида-Барановичи-Лунинец-Пинск
ветка на Ровно из Лунинца была запущена на следующий 1885 год 2 августа

Scroll Up