Новости / Культура

Как создавался и работал в первые годы Барановичский музыкальный колледж, рассказала бывший преподаватель

24.05.2019, 12:16 / remove_red_eye 1170 / chat_bubble1

В 2019 году Барановичскому государственному музыкальному колледжу исполняется 50 лет. Накануне полувекового юбилея Валентина Казанцева, бывший преподаватель теории музыки, рассказала Intex-press, как вместе с другими педагогами открывала колледж, а также о трудностях работы и своих учениках.

Как создавался и работал в первые годы Барановичский музыкальный колледж, рассказала бывший преподаватель

Валентина Казанцева, бывший преподаватель теории музыки Барановичского музыкального училища. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

О том, как все начиналось

Валентина Казанцева родом из Барановичей. После окончания в 1962 году Брестского музыкального училища она вернулась в родные Барановичи и устроилась на работу в первую музыкальную школу.

– Вела теорию музыки, музыкальную литературу, пока в 1969 году не приехал к нам в город мой сокурсник Александр Кокореко со своей женой Майей, – вспоминает Валентина.

Они-то и уговорили Валентину бросить школу и перейти к ним педагогом в музыкальное училище, которое тогда создавалось по решению облисполкома в нашем городе.

РЕКЛАМА
Осень 1967 года. Валентина Казанцева. Фото: личный архив

Осень 1967 года. Валентина Казанцева. Фото: личный архив

– Я долго отказывалась, говорила, что ни за какие деньги не оставлю своих учеников. Но Александру все-таки удалось меня уговорить, и в августе 1969 года я вместе с другим преподавателем уже проводила первые приемные экзамены. Как сейчас помню, конкурс был сумасшедший. Вступительные испытания проходили в музыкальной школе, так как своего помещения у нас еще не было. Руководство обещало отдать под музыкальные классы бывшую десятую школу.

1970 год. Барановичское музыкальное училище. Фото: архив БГМК

1970 год. Барановичское музыкальное училище. Фото: архив БГМК

В новое здание студенты и преподаватели смогли переехать лишь два месяца спустя после начала учебного года. Но и на этом трудности не закончились, ведь внутри здание требовало ремонта. Преподаватели сами красили, белили, сами мыли и убирали.

«Все биографии композиторов – наизусть»

Первый год преподавательский состав был небольшим – всего девять человек. Кто-то дополнительно вел русскую литературу, кто-то физкультуру, а еще теорию, духовые инструменты, скрипку и другие. Было трудно, как говорит Валентина, заменить в случае чего некому было, но как-то справлялись.

1970 год. Преподавательский коллектив Барановичского музыкального училища. Фото: архив БГМК

1970 год. Преподавательский коллектив Барановичского музыкального училища. Фото: архив БГМК

– На экзамены первое время приглашали педагогов из музыкальной школы. Мы же своим маленьким коллективом не могли охватить сразу всех ребят: каждый год набор студентов был около сотни человек. Это на второй год работы к нам после консерватории стали приезжать молодые преподаватели. Их практически разу обеспечивали жильем. Был, конечно, случай, когда к нам приехала молодая девочка со своей семьей и жить ей негде было. Так наше руководство выделило супругам комнатку прямо в училище, но они недолго там пожили, после переехали в просторную квартиру.

С каждым годом количество студентов все росло. Открывались новые отделения, требования к преподавателям выросли.

РЕКЛАМА
Виктор Кобылкин, заведующий отделением струнных инструментов, и Валентина Казанцева, преподаватель отделения теории музыки и струнных инструментов. Фото: архив БГМК

Виктор Кобылкин, заведующий отделением струнных инструментов, и Валентина Казанцева, преподаватель отделения теории музыки и струнных инструментов. Фото: архив БГМК

– Нужно было знать абсолютно все. Я в тот момент преподавала сольфеджио, гармонию, музыкальную литературу, народное творчество, лекторскую практику, анализ музыкальных форм. Вы представляете, сколько всего мне приходилось рассказывать и изучать. Биографии композиторов нужно было знать наизусть, иначе дети не верили бы тебе. Учебников по музыке первые годы не было. Что-то нам давала из своих старых архивов музыкальная школа, но в основном приходилось сидеть в библиотеке и писать конспекты. Потом на уроках мы эти конспекты диктовали студентам. Не было и пластинок, но мне повезло. Еще в свои студенческие годы я собрала коллекцию произведений иностранных композиторов. В Бресте был магазинчик, где продавали иностранную литературу, ноты и пластинки классических произведений. Все это богатство я отнесла в училище и оставила там, – говорит Валентина. – Со временем библиотека и фонотека в училище потихоньку стали расширяться.

Отделение теории музыки и струнных инструментов в 1973–1977 годах. Фото: архив БГМК

Отделение теории музыки и струнных инструментов в 1973–1977 годах. Фото: архив БГМК

«Это были самые счастливые 16 лет»

В музыкальном училище Валентина Казанцева отработала 16 лет. В 1985 году ее назначили директором Подгорненской колхозной музыкальной школы – первой в Брестской области. Через четыре года Валентина перешла на работу в Новомышскую музыкальную школу. Позже перевелась в педагогическое училище, где преподавала будущим учителям начальных классов уроки музыки. Оттуда Валентина и ушла на пенсию.

Своих учеников на улицах города женщина встречает часто. Говорит, некоторые остались в культуре и руководят музыкальными коллективами, а один из них – Игорь Тулейко – возглавляет сейчас Барановичский музыкальный колледж.

Фото: архив БГМК

Фото: архив Барановичского государственного музыкального колледжа

– Некоторые из моих коллег, с которыми мы начинали и которые пришли через 2–3 года, до сих пор работают в колледже. Например, Юрий Лебедев преподает на отделении духовых инструментов, Ольга Воронина руководит вокальным ансамблем. А сколько наших первых выпускников сейчас учат детей музыкальному искусству!

Несмотря на то, что самые трудные годы в педагогической деятельности Валентины Казанцевой пришлись на работу в музыкальном училище, это были ее самые счастливые 16 лет:

– Именно в те годы, 1970–80-е, культурная жизнь была более насыщенной, чем сейчас. Мы с учениками ездили по району с концертами, выступали на городских праздниках. Музыканты были востребованы всегда и везде. Сегодня, к сожалению, так не скажешь. Если раньше дети хотели заниматься музыкой, сейчас их нужно уговаривать и чуть ли не тянуть силой на занятия. С другой стороны, понятно, почему так происходит: а куда музыкант пойдет работать?

1986 год. Валентина Казанцева (в центре, в светлом платье) – директор Подгорненской колхозной музыкальной школы, с коллективом. Фото: архив Барановичского государственного музыкального колледжа

1986 год. Валентина Казанцева (в центре, в светлом платье) – директор Подгорненской колхозной музыкальной школы, с коллективом. Фото: архив Барановичского государственного музыкального колледжа

По словам Валентины, многие из ее выпускников занимаются сейчас далеко не музыкой. Кто-то торгует, кто-то строит, у кого-то свой бизнес, но как музыканты они не востребованы:

– Музыкантам сейчас платят буквально копейки, за которые семью прокормить невозможно. Дети это знают, поэтому в культуре по окончании колледжа остаются только те, кто живет музыкой. Из года в год студентов становится меньше, и будет грустно, если через десять-двадцать лет то, что мы годами создавали, навсегда исчезнет.

2019 год. Барановичский государственный музыкальный колледж. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

2019 год. Барановичский государственный музыкальный колледж. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

1
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Nickname Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Nickname
Участник
Комментатор
Первая сотня
Загрузка аватара
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт
Читатель-месяца
Ударник

Искусство вырастит таланты!

Scroll Up