Новости / Новости компаний

«Это нужно живым, а не мертвым». Сотрудники крупной компании по производству памятников – о бизнесе, жизни и смерти*

10.04.2019, 16:17 / remove_red_eye 3041 / chat_bubble0

Барановичская компания по производству памятников и надгробных комплексов «Белакта» существует больше десяти лет и известна далеко за пределами города и даже страны. Как начинался этот бизнес, благодаря чему достиг своего размаха, существует ли мода на памятники и почему так важно отдать дань памяти тем, кого с нами уже нет?

«Это нужно живым, а не мертвым». Сотрудники крупной компании по производству памятников – о бизнесе, жизни и смерти*

Ольга Тутина, художник ЗАО «Белакта», выполняет гравировку по камню. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

О бизнесе

ЗАО «Белакта» предлагает услуги по производству памятников и надгробных комплексов с 2007 года.

Заместитель директора и один из соучредителей компании Григорий Иванович Михновец рассказывает, что идея создания бизнеса появилась давно. В 90-е годы, когда «каждый зарабатывал как мог», у Григория Ивановича было частное предприятие по производству памятников из мраморной крошки в Ляховичском районе. Когда Григорий Михновец развил свой бизнес, он решил вывести его на новый уровень и предложил своим давним знакомым Сергею Алексеевичу Лосеву и Константину Викторовичу Фальковичу объединиться и в просторных помещениях их барановичской фирмы открыть производство изделий из натурального камня. Сергей Лосев, директор предприятия, и Константин Фалькович в это время были владельцами фирмы и выпускали складные ящики из фанеры для Италии.

Над новым названием фирмы не думали. Оставили старое название «Белакта».

– Ездили на выставки, смотрели, что люди делают, чем торгуют, какой инструмент и машины  используют, – рассказывает Григорий Михновец. – В феврале 2007 года заказали в Польше станки, а в июле уже распилили первый камень. 

Бизнес стоил огромных денег, пришлось брать и кредиты. Но вкладывать деньги компаньоны не боялись, так как были уверены в себе и в результате.

– Для бизнеса нужны опыт, знания и талант. Все это у нас было, – говорит Григорий Михновец.

Григорий Михновец, заместитель директора компании «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Григорий Михновец, заместитель директора компании «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

ЗАО «Белакта» стало первым предприятием в городе по распиловке камня трехметровыми пилами. 

Каждый год компания докупала новое дорогостоящее оборудование. Сейчас в фирме есть станки с числовым программным управлением: инженер-программист пишет программы, а всю остальную работу делает машина.

– Дешевым камень быть не может. Камень пилится алмазом, а он довольно дорогой. Также у нас есть инструмент с еще более дорогостоящим поликристаллическим алмазом, которым фрезеруют надписи и украшения на камне, – рассказывает Григорий.

В цехе по полировке, шлифовке и резке камня. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

В цехе по полировке, шлифовке и резке камня. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Высокотехнологичное оборудование позволяет компании выполнять весь цикл работ с камнем: от распиливки огромных блоков весом до 40 тонн до получения готовых изделий. Помимо памятников ЗАО «Белакта» занимается изготовлением тротуарной плитки, столешниц, плинтусов, лестниц.

– Все, что режут из дерева, мы можем делать из камня. Может, даже и больше, – говорит Григорий Михновец.

Входная группа и колонны в педагогическом институте имени Максима Танка в Минске, полы в Рыцарском зале Несвижского замка, постамент памятника на площади Победы в Ляховичах воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, – это лишь малая часть известных работ, сделанных ЗАО «Белакта».

– В белорусской жемчужине – Несвижском замке – положили около 500 квадратных метров половой плитки и плинтус. Камень кварцит заказывали в Индии, потом его состаривали. А ведь эту технологию нигде не подсмотришь, не скопируешь, – говорит Григорий Михновец. – Иногда другие производители даже браться не хотят, а мы делаем. И делаем хорошо.

Полы в Рыцарском зале Несвижского замка – работа ЗАО «Белакта». Фото: архив компании
ЗАО «Белакта» оформило входную группу педагогического университета имени Максима Танка в Минске. Фото: архив компании
Постамент памятника на площади Победы в Ляховичах воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны – одна из работ ЗАО «Белакта». Фото: архив компании

О камне

Производство памятников – дело сложное. Сначала огромные каменные глыбы распиливают на плиты разной толщины, потом их тщательно полируют, вырезают нужную форму, снова полируют и только после этого отправляют в художественный цех.

«Белакта» работает с любым камнем, но основной здесь – гранит.

– Он дороже, но прочнее, чем, например, мрамор. Из-за нашего климата мрамор в Беларуси через несколько лет теряет свой вид. А гранит – камень вечный, – говорит Константин Фалькович, другой заместитель директора.

Компания закупает гранит в основном в Финляндии и России. Этот камень имеет тысячи цветов, и у каждого цвета – свое название. Например, богатый черно-зеленый – Baltic Green, теплый желтоватый – «Лието», строгий серо-оранжевый – «Аврора»…

О моде на памятники

Сотрудники «Белакты» говорят, что мода на памятники существует и она меняется. Если раньше люди выбирали бетонные памятники из крошки, то сейчас предпочитают качественные гранитные.

– У людей развился вкус. Они начали различать камни, научились видеть красоту. Мы предлагаем нашим клиентам новые формы, например, стелы, и многие соглашаются, – говорит Григорий Михновец.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

При выборе цвета памятника клиенты чаще всего отдают предпочтение черному, часто комбинируя его с красным, серым, зеленым. Хотя бывают случаи, когда памятники заказывают синего и даже бирюзового цвета.

– Для нас, белорусов, черный цвет считается траурным, – говорит Константин Фалькович. – Хотя в Китае, например, траурный цвет — белый. Возможно, через пару лет и у нас все изменится.

В художественной мастерской ЗАО «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

В художественной мастерской ЗАО «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Об индивидуальности памятника

Иногда клиенты приходят в «Белакту» с уже готовыми идеями. Но такое бывает редко. Чаще люди не знают, чего хотят. В таких случаях сотрудники помогают определиться: показывают каталог готовых изделий, советуют подходящие варианты.

– Мы понимаем, что люди едут к нам за чем-то эксклюзивным, необычным. А чтобы создать что-то особенное и индивидуальное, нам нужно прочувствовать человека, – говорит Анна Матюх, специалист по работе с клиентами ЗАО «Белакта».

По мнению Анны, памятник должен подходить умершему человеку. Здесь важно и то, каким был человек при жизни и как он умер. Когда дизайн выбран, на компьютере создают проект, рассчитывают стоимость памятника. На все это уходит около получаса.

Анна Матюх, специалист по работе с клиентами ЗАО «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Анна Матюх, специалист по работе с клиентами ЗАО «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

О клиентах

Основные клиенты «Белакты» – жители Барановичского и ближайших регионов. Иногда за памятниками приезжают минчане, брестчане и россияне.

– Наша система рекламы работает по принципу «увидел, рассказал другому». Когда поставили первый свой памятник в Ивацевичах, оттуда сразу поехали к нам клиенты, – рассказывает Григорий Михновец.

Как правило, за изготовлением памятника люди обращаются через несколько месяцев после смерти родственника, чтобы к годовщине он был установлен на кладбище.

К этому времени люди осознают уход близкого человека и горе начинает их отпускать. Хотя так бывает не всегда.

– Смерть молодых особенно драматична. Самое страшное – когда родители хоронят детей. Они не могут с этим смириться, принять потерю. Они долго не в состоянии определиться с памятником, а портрет на камне им часто кажется непохожим. Это очень тяжело. Всю их боль приходится пропускать через себя, – говорит Анна Матюх. – Ко всему, конечно, привыкаешь, но иногда без успокоительного не можешь уснуть. Сложно, когда заказывают памятник твоему ровеснику. Ты понимаешь, что он умер в том возрасте, в котором сейчас находишься ты, что у него остались дети…

Светлана Богушевич (справа) – специалист по работе с клиентами ЗАО «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Светлана Богушевич (справа) – специалист по работе с клиентами ЗАО «Белакта». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Бывает, люди обращаются, чтобы заказать себе памятник на будущее. Анна говорит, что в таких случаях старается переубедить человека.

– Я не суеверна, но, когда к нам приходит женщина в среднем возрасте и хочет заказать себе памятник, я отговариваю. Незачем ей «красоваться» на кладбище, туда мы все успеем, а она еще и замуж может выйти, – говорит Анна Матюх. 

Работа у Анны психологически сложная. Всех, кто к ней приходил делать заказ, девушка помнит, а для некоторых даже стала другом.

О конкуренции

Конкуренция в городе высокая. Свою репутацию компания выстроила на высоком качестве работы.

– Многие заявляют, что у них собственное производство. Но по факту из оборудования – одна болгарка… Иногда сталкиваемся с плагиатом: наши работы копируют и рекламируют как свои. Как мы с этим боремся? Никак. У нас совсем другие возможности. Рукой и болгаркой никогда не сделаешь того, что можно сделать нашими станками. Не зря люди обходят весь город, некоторые даже в Минск ездят, но возвращаются все-таки к нам, – рассказывает Григорий Михновец.

Александр Довидович, распиловщик камня, контролирует процесс полировки камня. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Александр Довидович, распиловщик камня, контролирует процесс полировки камня. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Сделать памятник – это не просто срисовать картинку и вырезать ее из камня. Чтобы сделать из глыбы монументальное изделие, нужно чувствовать камень, иметь художественное чутье.

– Это как в автомобильной промышленности. Иногда смотришь на машину, вроде и фары есть, и колеса, но это «Запорожец», а не «Мерседес». Так же и с памятниками: вроде и форма одинаковая, и буквы похожи, но один – произведение искусства, а другой – подобие. Чтобы памятник был идеальным, важна каждая мелочь: как один камень находит на другой, насколько качественно сделаны переходы, ступенечки…

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

О коллективе

В штате предприятия 34 человека. Есть инженеры, дизайнеры, специалисты по работе с клиентами, мастера.

– Они все на своем месте. И это очень важно. Хороший коллектив является основой нашего успеха, – говорит Константин Фалькович.

Руководители «Белакты» подчеркивают, что в их компании важен труд каждого сотрудника, независимо от того, какую именно работу он делает.

Простейший пример – просверлить отверстие в камне, а ведь это целое искусство. Работа происходит под струей воды, с особым уклоном и давлением. Важно, чтобы со временем просверленная деталь не лопнула и не пришлось из-за нее разбирать весь памятник. Не специалист такую работу не осилит.

Александр Филончик, распиловщик камня, шлифует гранитную плиту. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Александр Филончик, распиловщик камня, шлифует гранитную плиту. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

О жизни и смерти

Несмотря на то, что работать с клиентами, которые недавно потеряли близкого человека, эмоционально тяжело, к теме жизни и смерти работники компании стараются относиться философски.

– Я рассуждаю так: детей вырастил, внуков дождался. Не каждому достается такая награда – дожить до моего возраста. Поэтому стараюсь не забивать голову мыслями о быстротечности жизни. Просто живу. Увлекаюсь рыбалкой, горжусь фирмой с такими большими возможностями, – говорит Григорий Михновец.

А вот отдать дань памяти тем, кого уже нет, Григорий считает долгом каждого человека.

– Памятник – это очень важно. Но я понял это не сразу. Когда умерли мои родители, которые жили в деревне, я думал: чего выделяться, поставим обычные памятники, как у всех. Но дочь уговорила, чтобы заказали хорошие. Когда мы их поставили, у меня на сердце полегчало. Тогда я только понял, насколько это важно – достойно увековечить память о родных и близких. Мы подняли данные о всех захоронениях наших родственников и почти везде уже им памятники поставили, – рассказывает Григорий Михновец. – Это дань памяти, и это нужно живым, а не мертвым.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

 

               ЗАО «Белакта» УНП 100177530

На правах рекламы*

 

Читать также

© ИП Янукевич Владимир Александрович УНП200712499

Перепечатка материалов intex-press.by возможна только с письменного разрешения редакции. Обращайтесь: news@intex-press.by. Любые изменения текстов, заголовков, фотографий intex-press.by при перепечатке запрещены. Активная и индексируемая гиперссылка на источник материала обязательна.

Для заказа рекламы пишите: reklama@intex-press.by.
Звоните: т/ф +375 163 44-75-65
+375 29 808-11-67 мтс
+375 29 144-11-67 velcom

Яндекс.Метрика Rambler's Top100

Scroll Up