Новости / Образование

«Внятной образовательной политики нет, а президент все критикует». Эксперты – о том, надо ли менять школьные программы

20.03.2019, 10:14 / remove_red_eye 1031 / chat_bubble10

Учебные программы слишком сложные, их нужно менять — глава государства в очередной раз раскритиковал образовательный процесс. Чем это угрожает школе?

«Внятной образовательной политики нет, а президент все критикует». Эксперты – о том, надо ли менять школьные программы

Фото: media.fulledu.ru

Что делает школьную программу сложной

Анна Северинец – учитель русского языка и литературы в столичной школе. Одна ее дочь — студентка, вторая — старшеклассница, а сын учится в младшей школе. Так что Анна знает школьные программы и как педагог, и как мама.

— Я вижу не сложность, а нелогичность и дурь в программах из-за того, что в них вмешиваются некомпетентные люди, — считает учитель.

Например, теперь не изучают виды односоставных предложений и дети ищут несуществующее подлежащее. Также в ходе упрощения программы по русскому языку из нее убрали разряды местоимений. Девять разрядов выучить непросто, но без них дети принимают за прилагательные такие слова, как «всякий», «другой», «каждый».

РЕКЛАМА

— Мои ученики знают разряды местоимений, потому что я не понимаю, как по-другому можно дать морфологическую систему языка, — говорит Анна.

Ее мнение — программы надо сделать логичными.

Репетитор по математике и физике Евгений Ливянт говорит, что по уровню сложности задач по физике и математике программы гораздо сложнее, чем были в советской школе.

— Наука все та же, а задачи сложнее, — признает репетитор. — Хотя развитие ИТ-технологий требует не усложнения задач, а решения большего их числа по информатике и по теории вероятности.

Вот и президент недавно заявил, что «нам, наверное, меньше всего в стране нужно математиков».

РЕКЛАМА

— Школьную программу по математике можно упростить, например, в части решения задач, — соглашается Евгений Ливянт.

По его оценке, по химии, биологии, географии требования в школе стали выше, а дети все равно не обладают базовыми знаниями.

— Проблемой является то, что в системе школьного образования то вводят, то отменяют, то снова вводят профильное обучение в старших классах, а теперь, по сути, гимназии пытаются превратить в обычные школы, — констатирует эксперт.

Еще одна претензия Александра Лукашенко к образованию: дети из-за неправильного преподавания вырастают не приспособленными к жизни.

Если бы школа была более автономной, то было бы разумно дать ей возможность выбрать, в какой форме проводить уроки труда так, чтобы обучить и мальчиков, и девочек базовым жизненным навыкам, считает Евгений Ливянт.

– В конце концов, гладить и вкручивать лампочку надо уметь и тем и другим, — говорит он.

«Внятной образовательной политики нет, а президент все критикует»

Так или иначе, если слова президента воспринять как руководство к действию, учебные программы в школе надо менять. Евгений Ливянт подчеркивает, что важно сделать это подумав, а не вдруг к 1 сентября. Анна Северинец опасается, что сферу образования могут начать ломать только ради того, чтобы менять.

— У меня свой уровень – класс. Я пришла в класс и дала детям знания. Однако при том, что в Мин-
образования среди методистов есть много очень талантливых людей, похоже, у них нет другого выхода, как только брать под козырек, — говорит учитель.

И чиновники это уже продемонстрировали — через несколько дней после заявления президента вице-премьер Игорь Петришенко на итоговом заседании коллегии Минобразования сказал, что 1 сентября дети должны учиться по обновленным программам и учебникам. Он повторил за президентом, что предстоит сделать учебники более простыми для восприятия.

А министр образования Игорь Карпенко сообщил о работе над введением новых учебных программ. По его словам, ученики с 1-го по 8-й класс уже занимаются по новым программам. Переход всех классов на новые программы завершится только в 2021—2022 учебном году.

— Несмотря на это, мы программы все равно анализируем, — заверил министр.

Он также высказал мнение, что критика главы государства была обоснованной, когда он говорил, что дети перегружены.

— Если в системе организации школьного образования будут что-то менять, главное, чтобы лекарство не оказалось хуже болезни, — считает эксперт Общественного Болонского комитета, профессор Владимир Дунаев.

Впрочем, как бы Игорь Карпенко ни брал под козырек, очевидно, что слова главы государства не станут тут же воплощать в жизнь. Например, в 2017 году президент тоже выразил недовольство качеством учебных программ, выступая 21 апреля с ежегодным посланием народу и парламенту. И уже в сентябре 2017 года Минобразования заявило о том, что новые программы введены. Правда, как оказалось, те, которые разрабатывались с 2015 года.

Почему так раз за разом происходит? Владимир Дунаев связывает это с тем, что белорусская система образования достаточно устойчива ко всяким эскападам, эмоциональным экзерсисам.

– Устойчивость системы хороша тем, что позволяет нейтрализовать какие-то совсем странные идеи, — считает эксперт. — Александр Лукашенко говорит как родитель, который видит, что система образования неэффективна и неактуальна. Его слова надо слышать, как и голос любого родителя, но превращать это в директиву опасно.

К тому же, отмечает эксперт, у президента есть способы изменить систему образования. Ведь именно он по закону формирует образовательную политику. — Пока же внятной образовательной политики нет, а президент все критикует. Но не критика может что-то изменить, а его указ, — говорит Владимир Дунаев.

РЕКЛАМА

Без денег и выбора не может быть качества

Что делать? Предстоит найти ответы на главные вопросы.

— Где в Беларуси та среда, в которой могут услышать различные точки зрения? Где публичная экспертиза и конкуренция стратегий? Неужели у нас стратегия формируется в результате капризов и способности им противостоять, ничего не меняя? — перечисляет Владимир Дунаев.

Профессор считает необходимым говорить о серьезных проблемах образования в экспертном сообществе с привлечением всех заинтересованных лиц, а не зацикливаться на мелочах. Среди серьезных вызовов – сокращение финансирования образования. Например, высшее образование за последние пять лет в долларовом эквиваленте потеряло 45% финансирования, а затраты на одного студента уменьшились на четверть. Финансирование средней школы – это, прежде всего, затраты на скромные зарплаты учителей. Без денег не может быть качества, говорит эксперт.

Анна Северинец видит выход в том, чтобы было много разных школ, систем и учебников, чтобы родители вместе с детьми имели выбор. Кому-то подойдет школа со строгой дисциплиной типа классических английских колледжей, кому-то свободная в финском стиле.

— Если учитель строжайшим образом придерживается программ и методических рекомендаций, в этом есть свой плюс, как и в том, когда он подходит к работе более творчески. Что бы ни спустили сверху, учитель, который является личностью со стержнем, в состоянии что-то дать ученикам, — уверена Анна.

Однако при этом надо понимать, что это чревато различными сложностями: некоторым приходится писать в журнал одно, а преподавать другое.

— Если есть цель дать какие-то знания, которых нет в учебнике, надо найти информацию, подумать, как ее подать детям. Это усложняет процесс, — заключает учитель.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

10
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
6 Цепочка комментария
4 Ответы по цепочке
6 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
6 Авторы комментариев
Kol_ya_nzhene4kawikДедСаша777 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Прохожий
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт

Не все хотят быть учёными , если ученику хватает знаний , чтобы быть прекрасным рабочим , зачем ему точные науки ? Зачем напрягать свой мозг ? Надо давать тот объём знаний ,который ему понадобится для жизни . Будь семи пядей во лбу , но без блата ты никто .В Беларуси везде работают семейные кланы !!! Знаю чела ,который закончил ляховический совхоз-техникум и работает большим начальником с большим окладом .Каждый год школы выбрасывают в жизнь массу учеников вундеркиндов и не очень .Где они все? В лучшем случае на Лагуне со своими золотыми медалями .

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

Да. Высокий балл на ЦТ, приличный ВУЗ ничего не гарантируют, если нет блата. В Райпо за копейки пусть дурни работают. Надо учить языки и ехать!

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

А откуда внятной образовательной политике взяться, когда все это по остаточному принципу и с идеологическим уклоном…

Прохожий
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт

У нас есть в стране один очень способный ученик ,который может и уроки пропускать , и пострелять ( в жизни пригодится ),и танцор ,и пианист и. т. д. …все таланты и не вспомнишь.

zhene4ka
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Глаз как у орла
Логин на сайт

С нетерпением жду когда он отучится😬 может тогда уж перестанут систему образования ежегодно «модернизировать»….

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

Наш лицей как раз под такие таланты заточен smile

ДедСаша
Участник
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Логин на сайт

А не пора ли вспомнить ту систему, которая была одна из лучших в мире, когда выходили ученые с мировыми именами и просто хорошие рабочие, которые закончили 8 кл и ГПТУ, а в вузы шли по большому конкурсу, а не за большие деньги. Кстати университетов было лишь 2 (БГУ и Гомельский университет), но это были Университеты!

wik
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
Глаз как у орла
За посещение сайта
Логин на сайт
Читатель-месяца

что скажут ( напишут) учителя — педагоги … или ВЫ не читаете IP ?
или СТРАШНО писать ???

Kol_ya_n
Участник
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
Загрузка аватара
За посещение сайта

Просто повторю слова Владимира Дунаева, приведённые в статье: «… у президента есть способы изменить систему образования. Ведь именно он по закону формирует образовательную политику. — Пока же внятной образовательной политики нет, а президент все критикует.» Так кого же он в итоге критикует?
Так же считаю необходимым «говорить о серьезных проблемах образования в экспертном сообществе с привлечением всех заинтересованных лиц» — к фундаментальным вопросам подход должен быть фундаментальным, образование — фундамент государства (того государства, что будет у нас через 15-20 лет).

Kol_ya_n
Участник
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
Загрузка аватара
За посещение сайта

Выражаю от своего имени благодарность всем преподавателям гимназии 1 г. Барановичи, особенно коллективу, работавшему в 90-х годах — за знания, которые я получил. ОГРОМНОЕ всем вам СПАСИБО!

Scroll Up