Новости / Образование

Эксперт: Затягивая реформы, мы превращаем наше образование в бесполезную вещь

6.02.2019, 15:11 / remove_red_eye 497 / chat_bubble6

Белорусское  высшее образование все меньше отвечает требованиям работодателей, и вскоре графа о нем может стать никому не интересной.

Эксперт: Затягивая реформы, мы превращаем наше образование в бесполезную вещь

Фото: Intex-press

На днях Александр Лукашенко в очередной раз заявил, что белорусское образование в реформах не нуждается, сообщает «Завтра Твоей Страны».

— Реформами мы никогда не занимались и заниматься в образовании не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя, — подчеркнул глава государства.

Однако, по мнению экспертов Общественного Болонского комитета, если срочно не приступить к реформам, которые Беларусь пообещала провести, присоединившись к Европейскому пространству высшего образования, то  скоро «совершенствовать» будет просто нечего.

РЕКЛАМА

Отечественное образование сдает по всем показателям

— Сегодня мы наблюдаем ухудшение белорусского высшего образования по всем основным критериям: доступности, качеству и расходам, —  рассказал на презентации исследования  «Белая книга 2018. Европейские перспективы белорусского высшего образования» член Общественного Болонского комитета, профессор  Владимир Дунаев.

Количество студентов в Беларуси  с 2014 года сократилось на 36%.  При этом  на 40% сократилась доля студентов-выпускников сельских школ, а людей с инвалидностью среди учащихся ВУЗов стало на 23% меньше.

— Сильно сократились и расходы бюджета на высшее образование. Затраты на одного студента за последние пять лет снизились  на 25%, а на финансирование высшего образования в целом — на 44%, — рассказывает эксперт.

Читайте также: Нужна ли школьникам углубленная программа обучения или достаточно той, что была полвека назад? Видеоопрос.

Качество образования оценить сложнее, поскольку нет критерия, позволяющего сделать однозначный вывод о его уровне.

РЕКЛАМА

— Оценки на экзаменах далеко не всегда отражают реальное положение вещей. Однако очевидно,  что с такой тенденцией сокращения расходов на образование, ни о каком росте его качества говорить не приходится. Если проблемы с качеством были пять лет назад, то сегодня, когда денег на образование стали выделять еще меньше,  они только усугубились, — говорит Дунаев.

Снижение качества образования косвенно подтверждает и тот факт, что с 2000 по 2017 годы доля безработных среди людей с высшим образованием выросла в два раза. Многие из них работают не по той специальности, которую получили в ВУЗе.

— Университеты сегодня готовят невостребованных специалистов, поэтому и мотивация студентов — получать знания ниже плинтуса. В ВУЗы поступают ради диплома, а не ради знаний, — рассказывает заведующий кафедрой БГТУ, кандидат физико-математических наук Сергей Ветохин.

Однако работодателю сегодня не интересен диплом, ему интересны компетенции. А чтобы им соответствовать, нужна обратная связь.

Инструменты Болонских реформ

Обеспечение такой обратной связи является одной из реформ, которые Беларусь взяла обязательство провести, присоединившись в 2015 году к Болонскому процессу.

Для решения этой задачи предполагалось создание  независимого агентства, которое оценивало бы, насколько работодатель удовлетворен качеством подготовки и востребованы ли вообще такие специалисты — не пополняют ли они после окончания ВУЗа биржи труда, работают ли по специальности. Однако сегодня этот пункт выполнен лишь формально.

— Официально эту функцию выполняет Департамент контроля качества образования. Однако фактически он не занимается сбором такой информации, кроме того, он является частью Министерства образования. А очень важно, чтобы этот орган был независимым, — считает Сергей Ветохин.

Болонский процесс предписывает введение такого инструмента, как система зачетных единиц, начисляемых в соответствии с объемом учебной работы. Она включает самые разные показатели – количество часов, сложность, вид экзамена.

— У нас сегодня введено некое подобие на эту систему. Количественный расчет по сумме совпадает с европейским. Однако сравнивать их невозможно – в нашей системе отражается только количество академических часов с небольшой коррекцией на объем самостоятельной работы, — рассказывает эксперт.

Таким образом, эта система исключает возможность перехода студентов в другой университет и даже на другую специальность в рамках одного университета. Хотя именно с этой целью она и была задумана.

 — У нас это бесполезная графа в учебном плане, — убежден Сергей Ветохин.

Потерянные десятилетия

Подобная ситуация наблюдается практически по всем пунктам обязательств, которые взяла на себя Беларусь, присоединившись к Болонскому процессу.

— Беларусь настолько медлит с выполнением своих обязательств, что теряет целые десятилетия. Многие вещи, которые мы хотели сделать, начинались еще 20 лет назад. В результате в сфере образования мы все больше отстаем от других стран, — рассказывает Владимир Дунаев.

По мнению экспертов, Болонские реформы не ведут автоматически к решению всех проблем, стоящих перед высшей школой любой страны. Но там, где они проводились комплексно и последовательно, положительный эффект и в плане качества, и  в плане инклюзивности высшего образования был достигнут.

— Мы же до сих пор живем по тарифно-классификационным справочникам советской эпохи, которые предписывают, кому какую зарплату платить, совершенно не заботясь о востребованности образования.  Затягивая реформы, мы теряем время, превращаем наше образование в бесполезную вещь, — убежден профессор Дунаев.

Читайте также: Лукашенко – студентам, которые стремятся уехать за границу: «Вы всегда будете там чужими людьми, второго сорта».

Автор учебника по биологии объясняет, зачем школьникам «полкурса червей», о которых говорил Лукашенко.

РЕКЛАМА

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

6
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
4 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
5 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
5 Авторы комментариев
ПрохожийNicknamezhene4kaДедСаша777 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

Что еще мы можем профукать вслед за образованием? Осталось че?

zhene4ka
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Глаз как у орла
Логин на сайт

А солдатам и ппс никам образование и не нужно….

ДедСаша
Участник
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Логин на сайт

Солдат тоже нужно учить, хотя бы стрелять… А офицер которого не научили командовать и передавать свои знания не сможет научить солдат и ппс тоже…

zhene4ka
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Глаз как у орла
Логин на сайт

Так берут количеством. Пушечное мясо.

Nickname
Участник
Комментатор
Первая сотня
Загрузка аватара
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт
Читатель-месяца
Ударник

Есть ли спрос на образование при приеме на работу?.. Спрос на специальность, которую можно получить даже на курсах… А так всему научат — обучат на месте..

Прохожий
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Логин на сайт

Дети уже давно ходят в школу ни за знаниями ,а за отметками …

Scroll Up