Новости / Общество

В битве с торговыми сетями белорусов могут лишить надежд на квартиры и машины от щедрых ритейлеров

23.01.2019, 17:03 / remove_red_eye 1533 / chat_bubble8

Министерство антимонопольного регулирования приступило к обсуждению документа об усилении госрегулирования торговых сетей. На заседании рабочей группы 23 января глава МАРТ Владимир Колтович подчеркнул, что с обсуждения по его инициативе сняли гриф «для служебного пользования» и сделали обсуждение максимально открытым. Документ может радикально перекроить рынок, и Колтович подчеркнул, что сейчас не стоит создавать ненужное напряжение в работе потребительского рынка.

«Цель этой дискуссии — рассмотреть возможность и целесообразность, учитывая ситуацию на потребительском рынке, дополнительного регулирования работы на рынке розницы. Мы изучили опыт 27 стран — все так или иначе вмешиваются в работу монополистов. Мы далеки от решения скопировать подходы одной страны», — подчеркнул министр, отметив, что в мире применяются и вполне драконовские с точки зрения белорусских реалий меры. Вроде того, чтобы сделать субботу и воскресенье выходным — пусть, мол, в эти дни монополист отдыхает, а остальные ритейлеры добирают, пишет tut.by.

«Пока документ — это даже не проект, это концепция, и она обсуждается. Не стоит задача сделать хуже. Задача, чтобы условия и подходы на рынке были равными и отношения с производителями соответствовали законодательству», — заявил министр.

Представитель бизнес-союзов Виктор Маргелов подчеркнул, что крупные сети разрушают рынок и нынешняя попытка — «это сталинградская битва бизнес-сообщества — наш последний шанс».

РЕКЛАМА

В нынешнем варианте проекта указа доминантом становится ритейлер, занимающий минимум 15% в Беларуси, но Маргелов уточнил, что речь должна идти о доле в торговли района, а не на товарном рынке всей страны. «Пока проект относится к одной организации (имеется в виду «Евроторг». — Ред.). Это значительное сужение того, что обсуждалось», — считает Маргелов.

Участники дискуссии отметили, что сеть объемом 15% уже оказывает серьезное давление — до 35%, сейчас прописанных в законе, нет возможности. «В итоге только одно предприятие в стране получает по эксклюзивной цене продукт. У всех надбавка 60%, а эта сеть может позволить 100% и все равно получить конечную цену ниже. Нужно регулировать не всю страну, а монополиста», — подчеркнул Владимир Колтович.

Колтович настаивал, что при установлении порога для доминанта речь должна идти именно о стране — «чтобы не бить из пушки по воробьям».

Маргелов требовал обязать монополистов торговать всем ассортиментом товаров, в том числе молоком и хлебом.

— Вы за рынок или хотите вернуться? Как мы можем обязать торговать тем, чем субъект не хочет торговать? Речь идет о том, что, если субъект хочет торговать хлебом, он должен обеспечить ассортимент (количество позиций товара, в том числе отечественного производства. — Ред.). Но если он решил торговать хлебом, как мы можем обязать его торговать еще молоком и водкой? А где свобода торговли, — недоумевал Колтович.

РЕКЛАМА

— Свобода должна быть для малого бизнеса. У монополистов должна быть обязанность кормить людей, — парировал Маргелов.

Много дискуссий вызвало требование к сети-доминанту ограничить расходы на рекламу 0,5% выручки от реализации.

— Жестокое ограничение, ничего не скажешь, — иронично заметил Маргелов. — «Евроторг» в 2017 году на рекламу и представительские расходы потратил 1% выручки. А тут 0,5% на рекламу. Вы ничего не меняете!

— Что предлагаете?

— Раза в два уменьшить! — потребовал Маргелов.

Колтович уточнил, что речь более корректно было бы вести об ограничении рекламы, к примеру, телевизионной, по времени, но радикально перекраивать рынок ритейла такими мерами и запретами точно не следует.

— Если мы опять скатываемся в митинги, то я пошел на работу! — остановил он попытку Маргелова продолжить тему.

Колтович подчеркнул, что он категорический противник количественных ограничений — не надо ограничивать объем рекламы, надо ограничить время.

Не следует ограничивать рекламные бюджеты, подчеркнули представители МАРТа — «это доходы множества других предприятий, это их рабочие места, это доходы тех же телеканалов, СМИ и т.д.».

Самая бурная дискуссия была вокруг рекламных игр торговых сетей.

— Надо посмотреть, какие ограничения можно ввести — малые сети не могут позволить себе крупные призы и следует ограничить такие возможности и для крупного ритейлера, возможно, приравняв эти игры к лотерейной деятельности, — предложил Колтович.

Проект указа предлагает ограничить потолок бюджета рекламной игры суммой в 100 тысяч базовых величин (1,25 млн долларов). Маргелов потребовал этот потолок в 10 раз снизить.

— А если у них лишние деньги, надо колхоз им дать. Или два, — потребовал представитель бизнес-союза.

Колтович отметил, что проблема есть и монополист, используя свое положение, может отвлекать средства, в том числе это ведет к сокращению поступлений от лотерей, недополучению денег бюджетом, и требуется уточнять понятия «лотереи» и «рекламной игры» в рамках уже другого документа.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

8
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
3 Цепочка комментария
5 Ответы по цепочке
3 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
777zhene4kaPatrickДедСаша Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Patrick
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Глаз как у орла
Логин на сайт

«… крупные сети разрушают рынок» — чушь полная. Правильно, задушите Евроопт, и пускай магазины Коопторга продают всё втридорога и блещут широчайшим ассортиментом.

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

Если бы Евроопт был в равном положении с другими участниками рынка, он вряд ли добился бы такой монополии.
А так ему все преференции и льготы, о многих из которых мы даже не догадываемся. Чего же не быть первым под таким прикрытием.

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

Поздно пить боржоми, когда печень отвалилась. Мелкая торговля уже убита Еврооптом, Короной и прочими. Пример Барановичей очень показателен. Магазины загибаются и еле выживают. Вот, например, вместо ДДМа будет очередной Еврооптик. Вместо Омы на поселке тоже Евроопт. Они диктуют правила и могут не платить поставщику чуть ли не пол года, прокручивая его деньги… Да что говорить. Разговор пустой.

Patrick
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Глаз как у орла
Логин на сайт

Как думаете — сколько налогов в бюджет платит ДДМ и сколько Евроопт в целом? Так кому зелёный свет? Я только рад, что на Парковой будет Еврик. Возле меня магазин Усход, так цены выше чем где на районе, что в этом хорошего. Должна быть здоровая конкуренция, и это огромный плюс для рядового потребителя. А мелкая торговля вообще не должна продавать продукты питания.

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

Ключевые слова — здоровая конкуренция. Не буду критиковать Евроопт — я туда просто почти не хожу.

ДедСаша
Участник
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Логин на сайт

После гибели Д.Д. Матуса, наверно его детищем заниматься некому, потому ДДМ и загнулся, что касается «Евроопта» знаю район в Гродненской области, куда не допустили «Евроопт». Цены в магазинах значительно выше чем в Барановичах, а люди ездят в «Евроопт» в соседний район за 20 км. Это я пишу несмотря на то, что «Евроопт» самому мне не очень нравится. А МАРТ уже год назад возбуждал дело о росте цен на продукцию птицефабрик — дело кончилось ничем, хотя на проверку задействованы были люди и деньги. Цены растут еще круче

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта
Доверие
Логин на сайт

Сейчас директор ДДМ — его жена. Но таланта у нее к этому явно нет. А вот амбиции есть. На пустом месте.
Она уже показала себя не с лучшей стороны, когда не платит за взятые и проданные товары многим фирмам.
Я бы назвал это мошенничеством со всеми вытекающими последствиями…
Короче говоря, сама довела ДДМ до ручки.

zhene4ka
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта
Глаз как у орла
Логин на сайт

Видимо кому-то откаты Евроопта стали маловаты…

Scroll Up