Новости / Общество

Животные на дороге: сколько стоит жизнь белоруса?

9.01.2019, 10:18 / remove_red_eye 1133 / chat_bubble11

Как учесть интересы людей и зверей, а также стоит ли в автошколах вводить экзамен «объезд лося»?

Животные на дороге: сколько стоит жизнь белоруса?

Фото: zautra.by

Столкновение с автомобилем, пытавшимся объехать выбежавшее на дорогу животное (предположительно лося), стало причиной гибели 7 января бизнесмена Евгения Новоселецкого. Каждый год в Беларуси происходит больше 150 аварий из-за столкновения с дикими животными, погибает до 5 человек, около 40 — получают травмы, пишет «Завтра Твоей Страны».

Рисков для водителей и животных на дороге много

— Сейчас вся вина за подобные столкновения ложится на водителя. Проще поставить знак, который предупреждает о возможном выходе на дорогу животных. И, если на этом участке случается авария, ответственность несет водитель, — говорит директор консалтинговой компании в сфере экологии и транспорта ЭТС Консалт Павел Астапеня.

Такой подход он считает неверным. В развитых странах изучают миграцию животных, огораживают трассы и строят специальные подземные и наземные переходы для животных.

РЕКЛАМА

Желание сэкономить – основная причина плохо организованной дорожной инфраструктуры с точки зрения взаимодействия животных и автомобилей, считает заведующий сектором экологической оценки преобразований окружающей среды Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Руслан Новицкий.

Элементов, усложняющих ситуацию на загородных дорогах, по его словам, достаточно много. К примеру, жесткие разделительные полосы – бетонные конструкции и натяжные канаты, препятствующие сквозному проходу копытных на неогороженных участках автодорог.

— В случае аварии и повреждения натяжных канатов, ремонтировать приходится участок разделительной полосы в несколько километров. А зверь выходит на дорогу, доходит до натянутого каната, не может пройти дальше, начинает метаться на дороге и может спровоцировать ДТП, — объясняет Руслан Новицкий.

В странах Европы и Америки используется множество приемов и технологий для обеспечения безопасного движения на скоростных дорогах и сохранения путей миграции животных. Если все делать правильно, то по опыту Западной Европы риски ДТП снижаются в десятки раз, подчеркивает ученый.

Павел Астапеня тоже предлагает не изобретать велосипед, а изучить уже годами наработанный опыт других стран.

— В Швеции, например, во время экзамена по вождению сдают элемент, который называется «объезд лося», — говорит он.

Самый популярный в мире вариант защиты от аварий из-за выхода диких животных на дорогу — специальные ограждения вдоль трасс и специальные коридоры для миграции животных.

РЕКЛАМА

— Сейчас в Беларуси обустроено 13 коридоров для земноводных и около 10 для земнокопытных. Если для земноводных обустроенные проходы в значительной степени выполняют свои функции, то для копытных − не выдерживает никакой критики, — считает Руслан Новицкий.

Насколько это экономически целесообразно в Беларуси?

— Если жизнь шведа или американца стоит условно 1 миллион долларов, то в стране будут прилагать максимум усилий, чтобы сохранить ее. А в Беларуси нет ни нормативной, ни социологической базы, которая бы давала оценку жизни каждого человека (за исключением расчетов отдельных экспертов), — отмечает Павел Астапеня.

Важной преградой для создания специальной защитной инфраструктуры служит экономическая ситуация, убежден глава ЭТС Консалт. Из-за недостатка средств не регулируются и не подсвечиваются даже пешеходные переходы на загородных трассах.

Полная изоляция скоростной дороги от лесных массивов и прилегающих территорий с созданием экодуков или подземных проходов — это стоит недешево. Но что дороже − вложенные средства или жизни людей и животных?

— Заказчикам и исполнителям хочется сэкономить. А эта экономия впоследствии выливается в трагедию, — говорит Руслан Новицкий.

Кстати, в прошлом году бюджет республиканского дорожного фонда составил 594 миллиона рублей. 130 миллионов из них потратили на содержание дорог, почти 72 миллиона − на текущий ремонт, 31 миллион − на капитальный ремонт, 42 миллиона − на строительство и реконструкцию дорог, 168 миллионов ушли на погашение кредитов и 143 миллиона передали в местные бюджеты.

В НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам еще в 2013 году предложили технологии строительства, а в 2016 году разработали схему основных коридоров миграции животных. Опираясь на нее, строители новых дорог и ответственные за реконструкцию старых участков могли бы учитывать в своих проектах природные процессы.

— Это дополнительные затраты в несколько процентов от стоимости дороги, — объясняет Руслан Новицкий.

Даже если проектировщики продумывают элементы для миграции животных, чаще всего размещают их в неподходящих местах, а ограждающие от леса дорого сетки делают так, что звери вообще не могут попасть в другую часть леса. В итоге средства на инфраструктуру тратятся, а уровень проектирования и строительства, с точки зрения соблюдения определенных биологических требований, оказывается очень низким.

— Не учитываются интересы животных и местных жителей, у которых тоже есть привычные места сбора ягод, грибов. Они ежегодно по тем же дорожкам ходят в лес, и им тоже нужно из него выходить, причем так, чтобы не обходить сетку в несколько километров, − говорит ученый.

Изменить положение могут законодательно закрепленные требования к строительству дорог, чтобы их создатели с помощью ученых предусматривали миграционные коридоры для животных и правила пользования инфраструктурой для местных жителей, чтобы они не портили сетки вдоль дорог.

Читайте также: В Вилейском районе из-за выбежавшего на дорогу животного столкнулись два автомобиля, один из водителей погиб

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

11
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
9 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
7 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
7 Авторы комментариев
ВикторияПрохожийLadyElena777domashnij Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
eni.
Участник
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
Загрузка аватара
За посещение сайта

Да надо заградительные сетки вдоль дорог, специальные мосты для миграции животных, но всё это стоит денег.

zhene4ka
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта

Много текста — всё пустое.
У нас на М1 пешеходов через трассу гоняют….а вы про подземные переходы для животных пишите….

domashnij
Участник
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента

Жизнь белоруса по сравнению с дикими животными, особенно краснокнижными, ничего не стоит. Отсюда и отношение к проблеме: сами водители виноваты, что ездите на автомобилях.

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

А ГАИ потом еще и говорит — там же знак стоит, вы что не видели…..

Прохожий
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

Вчера по ящику сказали , чтобы установить заградительную сетку на М — 1 требуется несколько миллионов долларов , установка переходных мостов обойдётся в полмиллиона …На похороны водителя тратиться ещё меньше…Вот и думают ,где с экономить бюджет.

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

Так это и ежу понятно.

777
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

Денег нет, но вы держитесь. Знаки для отмазки везде понатыканы и хватит.

Прохожий
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

Ближайшая Польша , посмотрите как там решили эту проблему на скоростных трассах . Не хватает своего ума , скопируйте у соседей.

LadyElena
Участник
Загрузка аватара
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
За посещение сайта

От столкновений с дикими животными, внезапно выбежавшими на дорогу не уйти, только в самой легком случае это чревато порчей транспортного средства а в худшем — гибелью водителя авто который ни в чем не виновен… Это и неудивительно, если все дороги у нас проложены вдоль лесов…

Прохожий
Участник
Загрузка аватара
Комментатор
Первая сотня
За просмотр контента
За посещение сайта

Учат объезд лося…Круто ,у нас ещё надо учить объезд мента ,который выбежал на третью полосу дороги …

Виктория
Участник
За просмотр контента
Комментатор
Первая сотня
Загрузка аватара
За посещение сайта

Государство считает каждую копейку. Вон в каких долгах. Какие сетки?)

Scroll Up