Новости Интекс-пресс / Экономика

Эксперт: Государство заманило себя в ловушку, а платят за это граждане

2.10.2018, 14:23 / remove_red_eye 1076 / chat_bubble
Эксперт: Государство заманило себя в ловушку, а платят за это граждане

Фото: Ян ЯКОВЧИК

В 2015 году на бюджет повесили 1,4 миллиарда долларов долгов госпредприятий, в 2016 году — 400 миллионов, в 2017 году — 2 миллиона. Казалось бы, тенденция наметилась приятная — с каждым годом государство берет на себя все меньше обязательств неплатежеспособных госкомпаний.

Долги госсектора перед бюджетом близки к 30 миллиардам рублей

Суммы на погашение долгов госпредприятий действительно снизились. Но произошло это за счет того, что во многих случаях государство напрямую взяло долги госкомпаний на себя, отмечает эксперт Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук, сообщает «Завтра Твоей Страны».

— По сути государство выкупило эти долги у банков. Теперь предприятия должны государству. А оно уже предоставляет отсрочки, рассрочки и тому подобное, — объясняет эксперт.

По такой же схеме значительную часть долгов переоформили на местные органы власти. В итоге, цифры о задолженности компаний перед банками больше не пугают. Но проблема трансформировалась в то, что консолидированный бюджет недополучает доходы в виде погашения этих долгов.

РЕКЛАМА
Дмитрий Крук Фото: zautra.by

Дмитрий Крук Фото: zautra.by

— Суммы, озвученные в открытых источниках о долге госпредприятий в целом перед консолидированным бюджетом чуть меньше 30 миллиардов рублей. Сроки погашения обозначены разные, вплоть до 10-15 лет. Но это весьма серьезная сумма, которая уже сегодня представляет собой явную нагрузку на бюджет, — считает экономист.

Причем в ближайшие годы проблема с доходной частью бюджета будет становиться все более актуальной, потому что внешнеэкономическая конъюнктура вряд ли будет такой же удачной, как сейчас.

— В этом году поступления от внешнеэкономической деятельности позволяют немного нейтрализовать проблему. А когда доходов будет становиться все меньше, эти средства очень пригодились бы. Они могли бы стать важным источником фискальной стабильности, — подчеркивает Дмитрий Крук.

Если внешняя торговля не будет приносить удачных доходов, а долги госпредприятий останутся прежними, встанет вопрос урезания расходов бюджета, несмотря на то, что экономические власти уже по максимуму сократили эти расходы.

Верным и логичным решением в сложившейся ситуации эксперт видит перестать, наконец, оказывать регулярную поддержку убыточным компаниям за счет государственных средств и распространить на госсектор те условия, которые предусмотрены законом для всех компаний. Те, что не справятся с долговой нагрузкой, по законам рынка, будут подвержены процедуре санации или банкротства.

— Проблема в том, что негласно крупные госпредприятия от инициации этой процедуры защищены. Вот и получается, что они существуют в такой замороженной ситуации, — очерчивает ситуацию эксперт.

Экономист признает, что ликвидация убыточных госкомпаний приведет к неприятным социальным последствиям. Но средства, которые бюджет теряет сейчас на подпитку полумертвого состояния предприятий, государство сможет напрямую направить на поддержку граждан. Это лучше, чем бесконечное откладывание проблемы на завтра, которое, во-первых, продолжает практику накапливания долгов и убытков в госсекторе, во-вторых, держит людей в состоянии заложников административного регулирования, в ожидании очередной реструктуризации, регулярных увольнений, низких зарплат и временами вынужденных неоплачиваемый отпусков.

Почему за 25 лет ничего не изменилось

Теоретически госпредприятия можно было бы поставить в равные условия с частными, чтобы отфильтровать те, что способны выжить от «ходячих мертвецов». Но этого не произойдет еще долго, убежден старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб, потому что это противоречит «уникальной белорусской экономической модели, доказавшей свою эффективность».

— То, что мы это все сохраним, ничего не обанкротим и будем развивать, это взгляд нашей высшей политической власти на экономику. Этот взгляд последние 25 лет не менялся. И пока никому не удалось высшую политическую власть заставить поменять свой взгляд на то, как должна работать экономика. Я не вижу причин для изменения ситуации в будущем, — аргументирует эксперт.

Вадим Иосуб Фото: svaboda.org

Вадим Иосуб Фото: svaboda.org

Те долги, которые власти уже позволили накопить неэффективным госкомпаниям, отдавать придется, традиционно, из бюджета. «Списать» их не удастся никакими способами.

— Как в физике есть закон сохранения энергии, так в экономике есть закон сохранения денег. Если есть невозвращенный долг, это должно стать чьим-то убытком. Деньги выделены, потрачены, по сути, уничтожены. И теперь из чьего-то кармана этот долг должен вернуться. В нашей практике это карман налогоплательщика, — отмечает эксперт.

Так как большинство проблемных — директивных — кредитов получить предприятиям помогло как раз государство, то и обязательство их возвращать висит, в том числе и на нем.

— Складывается такая ситуация, что возвращать кредиты для бюджета тяжело, а не возвращать — не выход, — отмечает Вадим Иосуб. — Если такие кредиты перестанут обслуживаться, а государство откажется помогать их возмещать, они попадут в категорию «плохих» и банкам надо будет создавать под них резервы. А если речь идет о госбанках, которые чаще всего такие кредиты выдают, то опять же государству необходимо будет где-то изыскивать деньги, чтобы направить их в капитал банков на создание резервов.

Фактически власти сейчас расплачиваются за принятые когда-то неэффективные решения. Но риски за их действия снова бьют по карману всех налогоплательщиков.

— Судя по тому, что нам обещали индустриализацию, есть риск, что практика государственных инвестиций будет продолжаться. Оптимистичных сценариев развития я не вижу, — отмечает эксперт. — До тех пор, пока государство будет принимать инвестиционные решения, проку от этого никакого не будет, разве что в исключительных случаях. А это било, бьет и будет продолжать бить по карману всех граждан.

Легкого выхода из этого замкнутого круга нет, заключает Вадим Иосуб. Кроме как налогоплательщикам за подобные решения государства расплачиваться некому, поэтому из тех денег, на которые можно было бы строить школы и больницы или повышать пенсии, белорусы продолжат оплачивать решения экономических властей об инвестициях и выплатах из бюджета на экономически успешные и провальные проекты.

РЕКЛАМА

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up