Автор: Карина БАРАБАШ, Евгений ТИХАНОВИЧ

14:36, 9 сентября 2018

Люди

remove_red_eye 2576

Исчезнувшие профессии. Барановичский фоторетушер: «Мы были художниками, которые рисовали пальцами»

Нина Чайковская была одной из девяти ретушеров, которые в советское время оказывали услуги жителям Барановичского региона. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Есть профессии, которые исчезли или сменились новыми. Среди них – фоторетушер. В чем заключалась работа ретушера, какие необычные «краски» он использовал, зачем и каким образом удалял с портрета веснушки и родинки, рассказала Intex-press Нина Чайковская, которая в 80-е годы прошлого века занималась ретушью фотопортретов в Барановичах.

В 1980 году я окончила школу и устроилась на работу помощником воспитателя в детский сад. Но по состоянию здоровья (я инвалид 2-й группы с детства) пришлось искать себе другое место. В комбинате надомного труда, куда я обратилась, у меня спросили, что я умею делать. «Могу рисовать», – ответила я, и мне предложили попробовать себя в качестве фоторетушера в Барановичском фотопортретном цеху.

До сих пор помню, как тряслись у меня коленки, когда я шла туда. Я же совсем молодая была – 18 лет! Мои волнения были напрасными: коллектив, состоящий из 13 человек, принял меня тепло и добродушно.

Работали мы пять дней в неделю. В то время наш цех был единственным местом, где изготавливали портреты. Стоили они недешево. Один портрет – от 5 до 8 рублей. Но заказы были всегда. На изготовление портрета уходило около двух недель. Если просили срочно, могли сделать и за день.

РЕКЛАМА
Первой работой Нины Чайковской как ретушера  был портрет ее младшей сестры. 
Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Первой работой Нины Чайковской как ретушера был портрет ее младшей сестры. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Разукрасить и дорисовать детали

Работа ретушера заключалась в том, чтобы из черно-белой фотографии сделать красивый цветной портрет. Это сегодня все делают на компьютере. А тогда вручную.

Фотографию сначала увеличивали до нужного размера, а затем печатали. Из-за этого она теряла свой первоначальный вид: растягивалась, покрывалась пятнами, расплывался контур. Ретушерам надо было привести ее в порядок: создать красивый тон лица, выделить глаза, губы, нанести тени, прорисовать прическу. Сложность заключалась в том, чтобы сделать портрет похожим на фото. И здесь все зависело от качества фото и мастерства ретушера.

Экзаменационная работа Нины Чайковской. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Экзаменационная работа Нины Чайковской. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Мне, как неопытной, первое время давали портреты полегче: где меньше деталей или те, что были пересняты с более качественных фото. Надо было набить руку. Если и попадалось что-то сложное, на помощь приходили более опытные коллеги.

Вместо кистей – пальцы рук

Мы были своего рода художниками, которые рисовали не кистями, а пальцами рук. Как художники, использовали мольберты: на них цепляли фотографию и начинали рисовать. Кроме разведенной краски использовали сажу и простые карандаши.

Сложнее всего было добиться естественного цвета лица. Брови и ресницы рисовали сажей, скрученным листом бумаги. А прическу оформляли безымянными пальцами также с помощью сажи. Из-за того, что рисовать приходилось пальцами, подушечки стирались. Иногда до такой степени, что трескались. Первое время пальцы сильно болели, но со временем кожа грубела и рисовать становилось проще.

Если что-то с первого раза не получалось, то всегда можно было стереть и нарисовать заново. Или повторно распечатать фото и рисовать сначала.

Когда портрет был раскрашен, его оставляли сушиться. Потом на обратной стороне ретушер ставил свой автограф и вставлял работу в рамку.

1982 год. Нина Чайковская на рабочем месте в фотопортретном цеху. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

1982 год. Нина Чайковская на рабочем месте в фотопортретном цеху. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Заказы приносили агенты

Люди, желающие заказать портрет, в наш цех самостоятельно не приходили. У нас работали специальные люди – их называли агентами, которые ездили по домам с образцами портретов и предлагали сделать заказ. Человеку просто надо было передать фотографию, с которой требовалось сделать портрет.

Агенты обычно ездили целую неделю, собирали заказы, а потом с большой стопкой фотографий возвращались в наш цех. Затем каждому ретушеру распределяли по 10 портретов, и начиналась работа. Готовые портреты заказчикам также отвозили агенты.

Одна из работ Нины Чайковской. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Одна из работ Нины Чайковской. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Старались сделать людей красивее

Свои портреты люди заказывали очень редко. В основном просили сделать портреты родственников или друзей. Иногда из группового фото заказывали портрет одного человека. С таким заказом нужно было повозиться: распечатать только одно лицо, увеличить его и самому дорисовывать одежду.

Мне очень нравилось работать с портретами детей, девушек и парней. Рисуешь и любуешься. Мы вообще всегда старались сделать людей красивее, чем на фото. Ведь во все времена женщины и мужчины хотели выглядеть молодо и красиво. Некоторые даже просили сделать их чуть моложе, убрать веснушки, бородавки, пятна на коже. И мы все это убирали с помощью лезвия.

Но бывали заказчики, которые хотели, чтобы все было так, как на фото. И стоило что-то приукрасить, высказывали недовольство, просили переделать, а иногда даже отказывались от портретов. Но такое случалось редко.

Ретушер тетя Зина всегда была го ова помочь Нине Чайковской со сложными портретами. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Ретушер тетя Зина всегда была готова помочь Нине Чайковской со сложными портретами. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Всегда была при деньгах

Моя работа считалась престижной. И зарабатывала я хорошо. Больше, чем те, кто работал в торговле, например. В месяц выходило около 120 рублей, иногда больше. Я всегда была при деньгах и могла позволить себе целую неделю ходить обедать в ресторан «Гай». Обед стоил 1 рубль 4 копейки. Часто ездила на такси, несмотря на то, что тогда это было дорогое удовольствие: одна поездка обходилась примерно в 3 рубля.

А еще я нередко делала подарки своим родственникам. Например, покупала сестре билеты на концерты. В те годы в Барановичи приезжали ансамбль «Балтийские чайки», Алла Пугачева, Валерий Леонтьев. Мы вместе с сестрой ходили на их выступления. Билет стоил где-то 5 рублей. И мне не жалко было на это денег.

Я с теплотой и грустью вспоминаю работу в портретном цеху. Сегодня профессии фоторетушера в том виде, что была у меня, уже нет. На помощь фотографам пришли компьютеры и фотошоп. И это, на мой взгляд, здорово! Теперь фотографии получаются качественнее и красивее.

1982 год. Нина Чайковская с коллегами. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

1982 год. Нина Чайковская с коллегами. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

РЕКЛАМА

Читать также
Люди videocam

Умер Иосиф Кобзон

30.08.2018 remove_red_eye 3569
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up