10:06, 4 сентября 2018

Бизнес

remove_red_eye 1986

Это моя работа. Барановичский гравер по изготовлению памятников. «Для меня это просто рисунок на камне»

На создание одного портрета Андрей Португалов тратит до 20 часов. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

18 лет назад Андрей Португалов ушел с автоагрегатного завода и стал работать художником-гравером в одной из барановичских мастерских по изготовлению памятников. Он рассказал Intex-press, что у него было по рисованию в школе, по какой причине он может отказаться от работы и какие необычные заказы были в его практике.

Андрею Португалову 48 лет. Окончив спортивную школу-интернат в Минске на тренера по греко-римской борьбе, он пошел в армию. Отслужив, устроился рабочим на автоагрегатный завод. Тренером Андрей никогда не работал – говорит, что прожить на тренерскую зарплату было бы трудно. Зарплата на заводе Андрея тоже не устраивала, поэтому он начал искать новое место работы.

– Один из знакомых предложил мне устроиться художником-гравером в фирму по изготовлению памятников. Спросил, умею ли я рисовать. Я ответил: «Да». Хотя на самом деле это было не так. В школе по рисованию у меня всегда были тройки. Но я решил попробовать, – вспоминает Андрей.

Ему показали рабочее место, дали необходимые инструменты и камень. Науку осваивал, «подсматривая за работой других художников в мастерской».

РЕКЛАМА

– Помню свой первый заказ. Это был портрет молодого человека 30-ти лет. Технически он дался мне сложно – я делал его целых десять дней. В то время, как другие художники набивали портреты за день, – говорит Андрей. – Сейчас на изготовление рисунка у меня уходит от 5 до 20 часов.

Самое сложное, по его словам, перестроиться на восприятие цвета. Рисовать нужно не на белом фоне, а на черном.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Отдых – в декабре-январе

Рабочий день у Андрея Португалова начинается в 7.00, заканчивается в 21.00. Какой день будет выходным, он решает сам – зависит от количества заказов. С февраля по декабрь у художника-гравера «горячий» сезон: в месяц Андрей изготавливает минимум 20 портретов. И зарплата тогда выше – иногда до 2000 рублей доходит. А в декабре-январе – заказов мало, два-три в месяц. Именно в этот период Андрею удается отдохнуть.

Самое главное в его работе, говорит художник-гравер, – это качество фото человека, чей портрет нужно нарисовать на памятнике. Чем лучше фото, тем лучше результат. Так как фотографию сначала увеличивают, затем под копирку переносят контур лица на камень. А после заполняют его, выбивая рисунок специальными иглами.

– С четкими фото работать легче, так как лучше видны детали, а мутные часто приходится дорабатывать. На один портрет по некачественному фото может уйти около 20 часов. Бывало, что я отказывался от работы, если приносили плохой снимок, либо предлагал другие варианты. Например, вместо портрета сделать медальон, – рассказывает Андрей.

Он говорит, что легче рисовать женщин – на их лицах меньше морщин. Правда, на портреты блондинок, отмечает он, уходит больше времени.

– Но сложнее всего рисовать портреты детей. Я проникаюсь болью родителей, потерявших малышей, и от этого очень сложно. Психологически, – говорит Андрей.

В основном художник-гревер работает с гранитом. Его рабочие инструменты – победитовые иглы и две машинки для гравировки – портретная и текстовая.

Трудится Андрей в мастерской, иногда выезжает на кладбище и работает с памятниками там: где-то подправляет портрет, где-то добивает дату смерти.

По мнению мужчины, его работа физически несложная, но требует усидчивости и повышенного внимания. Ведь простоять несколько часов в одном положении нелегко.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

В полный рост, со стихами и надписями с ошибками

Сегодня заказчики, говорит Андрей, более требовательные, чем 18 лет назад:

– Раньше не так обращали внимание на качество, а теперь все детально рассматривают.

Прежде, чем заказать памятник, люди, по словам художника-гравера, посещают кладбище, рассматривают памятники на чужих могилах, фотографируют то, что нравится, и тогда приходят к нему.

Обращаются с разными запросами: кто-то просит изобразить родственника в полный рост, кто-то добавить к портрету стихи, рисунки. Нередко люди хотят отобразить на памятнике и профессию умершего. Например, если умерший – водитель, то его портрет просят нарисовать на фоне машины, а если учитель – с книгами в руках.

– Один из необычных заказов – рисовал мужчину-рыбака вместе с уловом. Надписи бывают тоже нестандартные. Как-то мужчина заказывал памятник маме и принес записку, которую она когда-то написала. Ее он хотел увековечить на памятнике. В записке были ошибки, но мужчина попросил, чтобы я повторил запись точь-в-точь, – вспоминает Андрей.

По словам мужчины, люди нередко заказывают памятники и портреты на них еще при жизни.

– В основном так делают одинокие пенсионеры. Они переживают, что после смерти на их могиле останется только деревянный крест, – говорит Андрей. – Я же стараюсь отговаривать людей от такой затеи. Считаю, что если памятник заказан, то человек уже готов к смерти и на жизнь ему наплевать.

РЕКЛАМА
Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

«Многие сравнивают мою работу с работой в морге»

Андрей пережил смерть обоих родителей. И на их памятниках он также сам рисовал портреты.

– Тогда я сразу решил, что сделаю сам. Качественно, своими руками. В тот момент я не до конца верил, что они умерли. И только сейчас это осознал. За это время я еще ни разу не был у них на могиле, для меня это очень тяжело, – говорит он.

Друзья и знакомые знают, кем работает Андрей, и относятся к этому по-разному.

– Многие сравнивают мою работу с работой в морге и считают, что резать умерших и рисовать их – это одно и то же. Я не согласен с таким мнением: я не работаю с покойниками, я их не вижу. Для меня портрет на памятнике – это просто рисунок на камне, – делится он. – Я не думаю о смерти. Я просто делаю свою работу и стараюсь выполнять ее хорошо.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up