Новости / Потребитель

Директор барановичского магазина «Усход» рассказала, как изменилась торговля за последние 50 лет

27.07.2018, 12:10 / remove_red_eye 2637 / chat_bubble

Накануне дня торговли Intex-press поговорила с Зинаидой Филимоновой, которая больше полувека проработала в торговле и более тридцати лет возглавляет магазин «Усход», чтобы узнать, как изменились взаимоотношения между покупателями и продавцами.  

Директор барановичского магазина «Усход» рассказала, как изменилась торговля за последние 50 лет

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

– В сферу торговли я попала, можно сказать, случайно. Росла в многодетной семье: у меня четыре сестры и брат. Зарплаты папы, который работал сельским учителем, на жизнь едва хватало.

Поступление давало возможность получать стипендию и жить в общежитии. Новогрудский техникум советской торговли считался престижным учебным заведением: учащиеся обеспечивались общежитием, стипендией и получали распределение товароведом или заместителем заведующего в магазины областных центров. Я получила направление в Гомель на должность замзаведующего магазином, где работала с 1965 по 1978 год, – вспоминает Зинаида Филимонова. – В конце 70-х годов по семейным обстоятельствам переехала в Барановичи и заняла должность директора магазина «Усход». Здесь я работаю до сих пор. Вот уже тридцать лет.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

«Помню, как осетров топорами рубили»

В начале моей трудовой деятельности дефицита в торговле не было, но не потому что было много продуктов: покупательская способность людей была низкой. В магазинах продавали осетров и красную икру, а техническая оснащенность — деревянные счеты и топоры, которыми полутораметровых осетров рубили на части. Единственным плюсом, пожалуй, были качественные и исключительно натуральные продукты, чего не скажешь о сегодняшнем дне.

РЕКЛАМА

Все же остальное было каким-то мрачным и безрадостным. Не было тогда такого понятия, как культура обслуживания покупателей. Многие, наверняка, помнят неприветливых продавцов, грязные затоптанные полы в магазинах: уборщицы просто не успевали справляться в грязью, которую заносили с улиц. Теперь же во многих магазинах у входа кладут специальные ковры, которые как губка впитывают воду и грязь. Уборщицам легче работать, а покупателям приятнее зайти в магазин.

Сегодня продавцам не нужно часами стоять и приклеивать ценники на сотни упаковок с продуктами: достаточно поставить только один на прилавок, а для кассира на каждой кассе установлены системы считывания штрих-кодов. Если ценник на витрину поставить вдруг забыли, для покупателей есть «прайс-чеккеры». У людей поубавилось вопросов к продавцам, а у тех стало больше времени и меньше раздражения.

Дружный коллектив магазина «Усход», который более 
30 лет возглавляет Зинаида  Филимонова. 
Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Дружный коллектив магазина «Усход», который более 30 лет возглавляет Зинаида Филимонова. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

«Малообразованные и пьющие»

Совсем другой тогда была не только сама сфера торговли, но и люди, которые в ней трудились. Это сейчас практически все продавцы имеют высшее образование. Раньше, к сожалению, это были малообразованные люди. Как следствие – употребление алкоголя на работе, обсчеты и некорректное обращение с покупателями. Сегодня в нашем магазине работает 16 человек с высшим образованием и столько же со средним. В начале моей трудовой деятельности в магазине «Усход» мне было сложно создать коллектив единомышленников. С добросовестными профессионалами старалась обращаться бережно, но были и моменты, когда увольняла по четыре человека одновременно.

«Униженные и оскорбленные»

Потом наступило время тотального дефицита, пустых полок и длинных очередей в магазинах. Сфера торговли из бизнеса превратилась в распределение товаров между покупателями и продавцами. И те, и другие чувствовали себя униженными и оскорбленными. Куда девались товары с молочных и консервных заводов, мясокомбинатов, до сих пор понять не могу.

Как бы я ни старалась, невозможно было сделать так, чтобы хватило всем. Все равно большинство покупателей всегда уходили из магазина обиженными на меня. Выхода не было никакого. Сами мы решить эту проблему не могли. Оставалось только смириться и пережить то время.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

«Не бояться, что назовут ворами»

В начале 2000-х ситуация начала меняться. Развивалась страна, совершенствовалась и торговля, появлялось новое оборудование в магазинах. Чтобы оставаться в сфере, нужно было соответствовать новым требованиям. Я хотела, чтобы мои работники получали высшее образование. Это, конечно, не гарантировало продвижения вверх: в торговле проще передвигаться по горизонтали нежели строить карьеру в одном магазине. Но отсутствие высшего образования делает это невозможным вообще. Поэтому учиться важно и нужно.

Я всегда хотела, чтобы мои продавцы хорошо выглядели, приходили на работу в нарядных платьях, с прическами, макияжем, носили украшения. Многие отказывались, мол, если будем наряжаться, нас покупатели ворами считать будут. Я отвечала, что бояться нужно только тем, кто действительно ворует.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

«Покупатели имеют право требовать внимания»

Торговля – зеркало, в котором отражается состояние страны и условия, в которых живут люди. Как только в государстве кризис или резкие перемены, люди становятся нервными, дергаными, учащаются случаи воровства. Когда в стране – стабильность, покупатели успокаиваются, меньше скандалят из-за мелочей и реже «забывают» оплачивать свои покупки.

Сегодня часто можно услышать, что покупатели избалованы изобилием: товаров, магазинов, внимания продавцов. Я не люблю, когда так говорят. Люди имеют право требовать к себе внимания: они приносят нам свои деньги – кровные, заработанные. Сегодня редко можно услышать, чтобы на вопрос покупателя продавец ответил какой-нибудь дежурной фразой. И покупатели, в свою очередь, перестали скупиться на благодарность в адрес работников торговли за хорошее обслуживание. В нашей сфере наступило время, когда покупатели воспитывают продавцов, а продавцы – покупателей.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up