12:05, 11 июля 2018

Потребитель

remove_red_eye 1902

Права потребителей: можно ли вернуть бракованную обувь с истекшей гарантией или обои, отличающиеся по тону

Фото: pixabay.com

Можно ли вернуть лекарства в аптеку? Обои одной партии отличаются по тону – примут ли обратно товар? На вопросы читателей Intex-press ответил Евгений Широкий, председатель правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей».

Председатель правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Евгений Широкий.  Фото: архив intex-press

Председатель правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Евгений Широкий. Фото: архив intex-press

– Имеют ли право магазины при возврате денег за товар денежным или почтовым переводом требовать с покупателя оплату процентов за этот перевод?

– Нет. Пунктом 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь от 9.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» установлено, что при расторжении договора потребителю должна быть возвращена вся сумма, которая была уплачена за товар, без каких-либо издержек и процентов. А в случае, если цена аналогичного товара выросла, то потребитель также вправе требовать разницу между уплаченной ценой и ценой товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя.

– Обои относятся к категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Но что делать, если обои из одной партии заметно отличаются по тону?

–Если выяснилось, что тон обоев не совпадает или, к примеру, со вскрытием упаковки появился резкий неприятный запах, товар считается некачественным. И потребитель вправе потребовать у продавца замены бракованного товара товаром надлежащего качества, или сделать скидку на некачественный товар, или незамедлительно и бесплатно устранить недостатки, если это возможно, либо возместить расходы по устранению этих недостатков. Если ни один из вариантов покупателю не подходит, он вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и вернуть деньги.
Кстати, если от трубки был отрезан кусок, то продавец все равно должен вернуть стоимость полной трубки. Если обои подорожали, то и сумма возврата должна быть выше.

– Можно ли вернуть лекарства в аптеку?

– Нет. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года №778 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. В него входят и лекарственные средства. Поэтому, даже если лекарство не вскрывалось и вы через несколько минут придете обратно в аптеку, вернуть его не получится.

РЕКЛАМА

Если за товар рассчитались карточкой, и его пришлось вернуть в магазин, в какой срок покупателю должны отдать деньги?

В идеале – немедленно, как только был расторгнут договор розничной купли-продажи. Но если продавец не может сразу удовлетворить требование покупателя (к примеру, товар дорогостоящий, и такой крупной суммы нет), то деньги должны быть возвращены не позже, чем через семь дней после того, как покупатель обратился с просьбой их вернуть. Как правило, деньги возвращают на карточку покупателя, поэтому нужно учитывать, что в процессе возврата помимо продавца участвует банк, а порой и не один. Следовательно, даже если продавец перевел сумму в установленный законом срок, прийти на карточку деньги могут с опозданием в несколько банковских дней. По соглашению сторон деньги могут вернуть и наличными в те же семь дней.

– Нужен ли чек, чтобы вернуть бракованный или просроченный товар в магазин?

– Нет, не нужен. Если речь идет о товаре ненадлежащего качества, то в п. 8 ст. 20 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» так и говорится: «Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

Но имейте ввиду: при отсутствии чека вы должны будете как-то доказать, что покупали товар именно у этого продавца. Например, предоставить элементы упаковки или свидетеля, который присутствовал с вами при покупке товара.

– Гарантия на обувь истекла, а подошва треснула. Есть ли шанс вернуть за нее деньги?

– Если недостаток является фабричным, а не возник вследствие неправильной носки, то шанс вернуть деньги за товар или заменить его на качественный есть. Продавец отвечает за недостатки товара в течение двух лет с момента передачи его потребителю. Поэтому даже если гарантийный срок истек, но покупатель уверен, что дефекты возникли не по его вине, он может провести независимую экспертизу товара. Естественно, платно и за свой счет. Если экспертиза подтвердит, что брак фабричный, продавец обязан будет и компенсировать затраты на проведение экспертизы, и удовлетворить требования покупателя непосредственно по самому товару – от замены на качественный до возврата денег.

 

 


Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up