Автор: Павел Дмитриев, gazetaby.com

12:20, 8 июня 2018

Общество

remove_red_eye 2331

«В постели с белорусом»: От «стервозности» лечили эротическим массажем

Фото: http://mirmam.pro

Откуда такое количество каменных фаллосов на нашей земле, про что умолчали наши бабушки, почему шляхтянок ВКЛ считали развратницами и где в Минске до революции крутили порнографию.

Об этом, а также о многом другом в интервью «Салідарнасці» рассказала журналист нашего издания, автор книги «В постели с белорусом: из истории национального секса» Анастасия Зеленкова.

«В постели с белорусом»: От «стервозности» лечили эротическим массажем — Intex-press. Последние новости города Барановичи, Беларуси и Мира

Анастасия Зеленкова. Фото: Семен Печанко, Все фото gazetaby.com

— Почему вдруг такое внимание к теме секса белорусов?

— Если честно, долгое время я и сама не считала белорусов сексуальной нацией. Согласитесь, ну нет у нас такой славы, как у страстных итальянцев или искусных французов. Что мы вообще знаем про нашу историю? В лучшем случае про какие-то великие сражения и кровопролитные войны: то нас кто-то бил, то мы били, то боролись за независимость, то страдали под гнетом. Но мне хотелось показать, что не все так грустно было в нашей истории. Было там место и радостям, и удовольствиям, и любви, и сексу.

РЕКЛАМА

Наши предки всегда отличались свободой нравов и по праву носили звание одного из самых сексуальных народов Европы.

— Да ладно! Один из самых сексуальных народов Европы?

— Дело в том, что сексуальную славу предков белорусов украли так же, как и часть нашей истории. Царский режим, а после и советская власть сильно поработали над образом белоруса. «Крамольные» тексты нещадно вырезались цензурой из фольклорных и литературных сборников, а многие пикантные факты истории просто замалчивались. Вот и слепили из белоруса такого пахаря за плугом с протяжной песней про тяжкую долю. Но это абсолютное заблуждение.

Мы шли в ногу с Европой, впитывая все прогрессивные идеи и в плане сексуальных свобод всегда были на передовой. Когда в Европе в 16 веке входили в моду гражданские браки, то и у нас в таком сожительстве не видели ничего дурного, о чем даже писал Франциск Скорина. Когда европейские монархи окружали себя многочисленными фаворитками и любовницами, то и те, кто правил на нашей земле, мало в чем им уступал, а на своих правителей уже равнялись и жители государства.

При этом белорусы еще очень свято чтили и сохраняли народные традиции, идущие из язычества. Не зря же в свое время поэт Рыгор Барадулин назвал белорусов «кшчоныя паганцы». А языческие традиции и народный фольклор сплошь проникнуты эротикой. Многие этнографисты 19 века отмечали необычайную эротичность именно белорусского фольклора.

Мало кто понимает, почему в песне девушка отказывает парню дать воды коню: «Я каня паіць не буду, бо я жонка не твая». Оказывается, процесс поения коня в народном фольклоре олицетворяет половой акт (кстати, в конце песни девушка-таки дала «коню воды» и без замужества).

— Про эротический фольклор книги уже выходили, но какие сексуальные традиции можно обнаружить в язычестве?

— Взять хотя бы известный всем по школьным учебникам Шкловский идол. На самом деле, это обыкновенный фаллический стод. Практически все народы в свое время переболели «культом фаллоса», и предки белорусов не стали исключением. Еще древнеиндийский Шива и древнеегипетский Осирис изображались часто в виде фаллоса, а в Александрии в III веке до н.э. устраивали целые процессии, в которых носили по городу огромный деревянный фаллос с венком и золотой звездой на кончике.

И у нас достаточно фаллических стодов: присмотритесь к ним повнимательнее, и вы поймете, что древние мастера вытесывали изваяния в виде столбов не потому, что им не удавались руки и ноги. Кстати, если вам когда-то придет в голову показать кому-нибудь «кукиш», можете тоже спокойно зачислять себя в ряды хранителей фаллического культа — это тоже символ фаллоса, оберегающий от злых духов и чар.

Или взять деревню Дорохи Городокского района, который журналисты прозвали «меккой секс-туризма». Там люди даже сейчас находят небольшие каменные фаллосы (самый крупный экспонат был около метра). Неспроста тамошний лес местные переиначили на непристойный манер, изменив прилагательное «хваёвы».

«В постели с белорусом»: От «стервозности» лечили эротическим массажем — Intex-press. Последние новости города Барановичи, Беларуси и Мира

Краевед Леонид Горовой демонстрирует находки Городокского района

— Даже страшно представить, что наши предки делали с этими атрибутами?

— Например, использовали в свадебных ритуалах. В средневековом «Слове об идолах» сообщалось, что их клали в чаши, из которых потом пили воду: «…устроивьше срамоту моужьскоую и въ ведра и в чаше, пьють и, вынемьше, осморкывают и облизывают и целують».

А чтобы понять, насколько глубоки в белорусах корни язычества, приведу в пример валун Дед, который когда-то стоял в Минске на Свислочи, где сейчас расположен ресторан «Старое русло». Считалось, что достаточно женщине посидеть на нем «голым местом», закрыв юбкой камень, и все проблемы с бесплодием будут решены. Так вот даже в начале 20 века к нему устремлялись, чтобы попросить ребенка. Сейчас камень находится в Музее валунов в Уручье. И что удивительно, даже сегодня около него можно видеть «пожертвования»: деньги и конфеты. Вот вам «кшчоныя паганцы»!

— За 10 столетий церковь так и не навела порядок?

— Надо сказать, старалась, но увы… Хотя полигамию все же искоренила.

— У нас было многоженство?

— «Ячейка общества» в понимании первобытных людей выглядела несколько иначе. Автор «Повести временных лет» писал про нравы племен, проживающих на территории Беларуси так: «имяхут и по две и по три жены». А арабский путешественник Масуди, повествуя об обычаях славян-язычников, упоминает, что если мужчина, женившись, узнавал, что его жена целомудренна, то он просто выгонял ее со словами: «Если бы ты что-то стоила, тебя бы любили мужчины».

Впрочем, вряд ли такое случалось часто. Обычаи наших предков тому явно не способствовали. Церковь очень долго боролась с языческими традициями и праздниками вроде Купалья, где происходило «отрокам осквернение, а девам растление».

РЕКЛАМА

«Мать расстраивалась, если к ее дочери не приходили спать парни»

— Ну сейчас Купалье проходит не так феерично.

— Знаете, еще в начале 20 века этнограф Александр Сержпутовский, описывая белорусское Купалье, отмечал, что в эту ночь «ни женщины, ни девушки не считают грехом связь с чужими мужчинами или парнями». Поэтому плетение венков и прыжки через костер были не единственным, чем занимались в этот праздник белорусы.

Да и в целом календарные и семейные праздники проходили ударно. Беспокоясь о высоких урожаях, наши предки качались на ниве голышом, производили разнообразные манипуляции с «бородой» (пучком колосьев, оставленных на поле), имитировали, а иногда и реально совершали половой акт, чтобы отдать плодородную силу земле.

Кстати, сеять лён без штанов в некоторых белорусских селах выходили даже в начале 20 века. Может, это потому, что мы утратили некоторые традиции, наше сельского хозяйства сегодня переживает не лучшие времена?

— Похоже, наши бабушки и дедушки чего-то не договаривали…

— Однозначно. Например, интересно было бы их расспросить про вечорки, после которых парни и девушки ложились спать вместе, «кто с кем любится». Даже если расходились по домам, то и тогда не отказывались от таких «подночевок». Девушка, когда все уснут, впускала кавалера, который перед рассветом удалялся.

Митрофан Довнар-Запольский писал, что «мать будет серьезно огорчена, если ее дочь не хочет посещать вечорок, если к ней не ходят спать хлопцы; напротив, будет польщена вниманием их». Иногда к девушке захаживал не один, а два или три кавалера.

— Ну вот, а в народных песнях все выглядит чинно и благородно. Купалінкі, кветачкі…

— Это если не быть близко знакомым с фольклором. Естественно, цензоры хорошо почистили сборники от «крамолы». Но многое осталось, потому что в самых безобидных песнях масса образов, за которыми спрятаны вовсе не безобидные вещи.

Помнится, еще в годы своей юности, слушая по радио белорусскую народную песню «Ясю коніка паіў», я недоумевала. В ней парень просит девушку напоить коня, а она ему отказывает со странной формулировкой: «Я каня паіць не буду, бо я жонка не твая». Такая строптивость мне была непонятна: неужели жалко дать воды коню, и зачем для этого выходить замуж?

Но все встает на свои места, когда узнаешь, что процесс поения коня в народном фольклоре олицетворяет половой акт (кстати, в конце песни девушка-таки дала «коню воды» и без замужества). И это самая обычная песня! Представляю, какие бы открытия меня ждали в то время, услышь я что-то вроде «Прыйшоў да яе Якаў, ставіў дзеўку ракам».

«На Трибунальских сессиях общими были не только государственные дела, но и проститутки, и венерические заболевания»

— Ну а как протекала жизнь белорусских горожан?

— Не менее насыщено. Понятно, что в разное время к вопросам секса, по крайней мере, в части семейных ценностей, относились по-разному. В зависимости от исторических эпох, ситуации в государстве, влияния церкви. Кстати, чем больше церковь закручивала гайки и более строгими становились законы, тем больше ощущалось падение нравов.

Так было, например, в 18 веке, который небезосновательно прозвали «эпохой разврата». В это время очень популярным развлечением белорусской шляхты были так называемые «редуты». Это специальные платные балы с танцами и угощениями, иногда маскарадами. Для таких развлечений специально арендовали дома. Пока одни пировали, другие могли встретиться и провести время в отдельных комнатках, ключ от которых выдавал за деньги хозяин дома. Муж не знал, что делала жена, та – чем занимается в это время муж. При дворцах также содержались кареты, на которых любовники могли уехать на время в свой собственный дворец или просто в укромное тихое место.

Можно вспомнить также Трибунальские сессии, на которых общими были не только государственные дела, но и проститутки, и венерические заболевания.

Есть документальные свидетельства и про традицию в некоторых белорусских имениях «права первой ночи». А по материалам А.Шлюбского, в деревнях на Витебщине невеста ночь после свадьбы была обязана проводить со священником!

— С женщинами, похоже, не сильно церемонились.

— Я бы сказала, что такое было скорее исключением. Российское крепостное право может дать побольше таких примеров. Женщины в ВКЛ вообще обладали довольно широкими правами, даже по сравнению с жительницами других европейских государств. И вообще в глазах многих соседей считались распутницами.

«В постели с белорусом»: От «стервозности» лечили эротическим массажем — Intex-press. Последние новости города Барановичи, Беларуси и Мира

Книга сонетов Пьетро Аретино I Modi (1524) считается первой порнографической книгой истории. Такое издание зафиксировано в библиотеках многих шляхетских родов

В литературе часто встречается такой образ «юрлівай ліцвінкі». Не зря ведь, отговаривая короля Сигизмунда от брака с Барбарой Радзивилл, польская шляхта упирала на то, что Барбара литвинка, а значит развратна. В подтверждение тому королю даже представили список ее любовников, в котором значились не только шляхтичи, но и монахи (!), мещане, крестьяне, конюхи.

Впрочем, это не остановило Сигизмунда. Наверное, еще и потому, что список его любовниц был не меньше, ведь еще с юных лет мать Сигизмунда королева Бона Сфорца баловала сына встречами с наложницами, которых держала при дворе.

«Молодые люди из числа учащихся гимназий просто собирались вместе и занимались беспорядочным сексом»

— То есть, до тех пор, пока наша страна не стала частью Российской империи, нравы здесь царили далеко не пуританские?

— Да я бы не сказала, что присоединение к России как-то сильно повлияло на сексуальную жизнь наших граждан. Даже в конце 19 века минчане имели возможность спокойно в центре города созерцать мелькающие порнографические картинки в новомодном аппарате биоскопе (он появился до изобретения кинематографа). Один из таких аппаратов стоял в доме Курлянда на Губернаторской улице, на месте нынешней парикмахерской «Мечта». Стоило это удовольствие всего 20 копеек. Представьте себе сегодня такой порнографический сеанс в современном Минске!

По известным адресам можно было также спокойно купить журналы и открытки, как тогда говорили, «во французском жанре» либо заказать их почтой. Дамы также имели возможность заказать из Европы то, что скромно именовалось «приборами». Их даже рекомендовали врачи — тогда считалось, что таким образом можно легко вылечить пациенток от «стервозности». Для этих же целей рекомендовался и эротический массаж.

«В постели с белорусом»: От «стервозности» лечили эротическим массажем — Intex-press. Последние новости города Барановичи, Беларуси и Мира

Дамам рекомендовали ходить к специальным докторам на массаж и лечиться вибратором

О свободных нравах красноречиво свидетельствует скандал, разгоревшийся в 1908 году, после того, как газеты написали про минскую «Лигу свободной любви». В уставе, который опубликовала газета «Окраин», целью данной организации провозглашалось: «внести свежую и оздоровляющую струю в ненормальную общественную атмосферу через любовь и наслаждение». Но, по сути, смысл был в том, что молодые люди из числа учащихся гимназий просто собирались вместе и занимались беспорядочным сексом, сопровождая действо некими ритуалами. Хотя у некоторых историков возникают вопросы по поводу этой истории.

В первые годы после прихода большевиков проводились голые демонстрации, лотереи на девушек-комсомолок, провозглашалось общность жен.

— Получается, что именно большевики поставили точку в сексуальном раскрепощении белорусов?

— Ну если говорить про первые годы прихода большевиков, то сексуальная жизнь стала только насыщеннее. Голые демонстрации, лотереи на девушек-комсомолок, провозглашение общности жен — про все это очень подробно было написано в недавно вышедшей книге историка Александра Гужаловского «Сэксуальная рэвалюцыя ў савецкай Беларусі. 1917—1929». Я ссылаюсь на него в своей книге, как и на многих других исследователей.

Конечно, готовя это издание, я не бегала по полям в поисках фаллических камней и не изучала древние манускрипты, я пользовалась тем, что обнаружили историки и исследователи, которые изучали разные эпохи. Опять же как журналистка я сама много писала на эту тему, общаясь со специалистами. А мое образование филолога и культуролога позволило добавить в книгу примеры из литературы и живописи.

Эта книга для широкого читателя. Мне хотелось, чтобы белорусы иначе взглянули на себя и свою историю. Чтобы наконец избавились от комплекса провинциальности, перестали оглядываться по сторонам и вновь поверили в себя. Наши предки и в бою и в постели действовали решительно.

Поделиться:
Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up