9:54, 22 мая 2018

Образование

remove_red_eye 9025

Барановичская мама рассказала, почему разрешает своей дочке прогуливать школу. «Детям сейчас нужно давать выбор»

Фото: news.images.itv.com

Жительница города Барановичи Татьяна* – редкая мама. В отличие от большинства родителей, убежденных, что прогуливать школу нельзя, она уверена, что можно. И позволяет дочери это делать, несмотря на выговоры учителей и осуждение родственников.

Татьяна выросла в СССР, когда выделяться было не принято. Вспоминая свое детство, женщина говорит, что росла в строгости.

– Родители хотели воспитать достойного по советским меркам человека: дисциплинированного и ответственного, который сделает все, что ему скажут. Право на ошибку мне не давали, – рассказывает Татьяна.

Женщина вспоминает, как-то лет в 12 она долго болела, а когда выздоровела, ее одноклассники писали контрольную по математике. Чтобы не получить плохую оценку, Татьяна прогуляла школу: спряталась в кустах сирени за домом и читала книгу. Через пару часов такого прогула за ней пришел папа с ремнем: «Взял за руку и потянул домой. Я боялась, что меня будут бить: мои ноги так сильно тряслись от страха, что с них постоянно слетали незастегнутые сандалии».

РЕКЛАМА

По словам женщины, ее не били, но после этого родители ее просто игнорировали: не замечали, не разговаривали и не откликались на «мама» и «папа». Тогда Татьяна пообещала себе, что ее ребенок будет для нее другом.

«Увидев меня, дочка заплакала»

В 2003 году у Татьяны родилась дочь Маша*. О своем детском обещании женщина уже не вспоминала.

– Ребенок – это ответственность, и я боялась, что не справлюсь с ней. Начала понимать родителей: как можно позволить дочке делать то, из-за чего она может пострадать? – говорит женщина.

Когда Маша пошла в школу, женщина заставляла ее учить уроки, ставила в угол за неаккуратный почерк и ругала за неправильно решенные примеры. Заступиться за девочку было некому: с мужем Татьяна развелась, и он жизнью дочери не интересовался.

Четыре года женщине удавалось полностью контролировать Машу. Все изменилось в пятом классе.

– Однажды мне позвонила соседка и сказала, что дочка с портфелем ходит по двору. Я поехала домой и застала Машу там. Увидев меня, дочка заплакала и начала извиняться, – вспоминает Татьяна. – Я поняла, что это не Маша ошиблась в тот день, а я допускала ошибки все 11 лет в ее воспитании.

Женщина вспомнила обещание, которое дала себе будучи ребенком. Татьяна не ругала дочку: сделала чай и предложила рассказать, почему девочка не пошла в школу.

Прогуливать раз в две недели

В начальной школе Маша училась слабо – на 4–6. Татьяна говорит, что дочка объясняла это тем, что не успевала перестроиться с одного предмета на другой: когда в голове вертелись цифры, шел урок литературы, а на уроке русского она в уме пыталась дорешать пример. Девочка всегда терялась у доски, поэтому ее дразнили одноклассники.

Тогда Татьяна предложила Маше альтернативу: вместо посещения уроков в школе раз в две недели заниматься дома теми предметами, которые выберет сама.

– Оставив ее дома впервые, я очень боялась, что дочка просто пойдет гулять на улицу. Но когда вернулась домой, она показала мне исписанную примерами тетрадь. После этого я начала ей доверять, – рассказывает Татьяна. – Маша отдала предпочтение точным наукам, но, когда ей не хочется ничего решать, она читает учебники по географии, биологии и истории.

К концу учебного года оценки девочки стали лучше: если в первой четверти средний балл был 5,3, то к концу учебного года он превысил 6.

«Из прогульщиков вырастают забулдыги»

Женщина три года разрешала дочери несколько раз в месяц прогуливать школу. В восьмом классе Татьяна разрешила девочке не ходить в школу столько, сколько ей хочется.

– Многим это покажется безумием, но я знаю, что Маше проще усваивать информацию дома: она может остановиться на интересных ей моментах, – говорит
Татьяна. – Сейчас дочка может пропустить целую неделю, а может месяц ходить в школу без прогулов: все зависит от того, насколько ей комфортно в школе.

Татьяна считает, что наша система образования воспитывает роботов, а не личностей: у детей нет возможности выйти за рамки, где им это интересно. Она такую возможность своей дочери предоставила: «Подарила свободу, чтобы не ограничивать ее развитие».

Семья женщины такое решение не поддерживает:

– Мама говорит, что я сошла с ума, а страдает из-за этого ребенок. Старшему поколению сложно объяснить, что детям сейчас нужно давать выбор, – рассказывает Татьяна.

Скептически к прогулам Маши относятся и педагоги. Татьяна пишет расписки, что девочке нездоровится или что она не может прийти из-за семейных обстоятельств.

РЕКЛАМА

– Меня несколько раз вызывали к социальному педагогу. В школе пытаются запугать: говорят, что оставят Машу на второй год из-за пропусков, что из прогульщиков вырастают забулдыги. Доказать что-то учителям невозможно. Но никаких проблем я не боюсь, ведь дочка усваивает школьную программу, – говорит женщина.

Что думают специалисты?

Наталья, преподает математику более 20 лет:

– Прогулы ни к чему хорошему не приведут. Школа не только дает знания ребенку, но и учит его общаться со сверстниками, привыкать к дисциплине. Я не понимаю родителей, которые позволяют детям пропускать школу. На моей памяти нет ни одного случая, когда из прогульщиков вырастали хорошие специалисты. Зато примеров, когда они еще в молодости спивались, достаточно.
Родители не могут без причин не пойти на работу. Так на каких основаниях они позволяют ребенку оставаться дома? Это вопрос отношений. Я думаю, так делают родители, которые любой ценой хотят быть хорошими для детей. Но позволяя детям все, родители забывают, что их чада просто забудут слово «обязанность».

Татьяна Можейко, психолог:

– Прогуливать школу – это не выход. Ситуации бывают разными: ребенок может не находить общий язык с коллективом или учителями, ему может не подходить программа. Необходимо искать причину, почему ребенок не хочет идти в школу. И делать это нужно срочно.
Девочка сейчас в таком возрасте, когда нужно бережно относиться к ее мнению. Конечно, просто заставлять ходить ребенка в школу нельзя. Но можно рассмотреть несколько вариантов: может, ребенка нужно перевести в класс другого профиля или в другую школу, а возможно, стоит рассмотреть вариант домашнего обучения.

Евгений Ливянт, соучредитель образовательного центра «100 баллов»:

– Каждая семья решает проблемы по-своему. Может быть, мама выбрала наилучший из худших вариантов. Нужно знать слишком много нюансов, чтобы давать оценку такому решению. В последнее время есть тенденция переводить детей на домашнее обучение, когда в школу нужно приходить только на экзамены, контрольные и самостоятельные работы. Я уважаю такое решение родителей, но не уверен, что оно правильное, поэтому к домашнему обучению не призываю.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up