14:05, 11 апреля 2018

Новости компаний

remove_red_eye 18240

Как организованы и сколько стоят похороны «под ключ» в Барановичах*

Ольга Рошицкая за десятилетия работы в похоронном бизнесе научилась относиться к смерти философски, а гробы и кресты воспринимать лишь как часть своей работы. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Существует ли в Барановичах похоронная мода? Хватит ли суммы, которую выделяет государство на погребение, на все необходимое? Как часто заказывают похороны «под ключ»? Об этом накануне Радоницы Intex-press рассказала Ольга Рощицкая, владелица магазина ритуальных услуг.

Ольга Рощицкая по образованию экономист, но десятки лет работает в похоронном бизнесе. Сначала помогала вести финансы отцу, который торговал ритуальными товарами, а в начале 2000-х вместе с мужем открыла собственный ритуальный магазин. Долгое время они занимались исключительно продажами. Но однажды Ольге пришлось подменить продавца, и, общаясь с покупателями, она поняла: многим людям нужен совет не только в выборе гроба или венка, но и помощь в организации похорон.

Уместно оставить визитку в морге, но не в больнице

За границей уже давно организацией похорон занимаются специально обученные люди. Не успеет человек умереть, похоронные агенты звонят родственникам с предложением своих услуг. У нас, по словам Ольги, такое пока не практикуется. Да и сама она считает, что оставлять свои визитки, к примеру, в больницах, как это нередко бывает в других странах, неуместно.

– Все-таки медицинские учреждения должны лечить, а человек, попадая в больницу, рассчитывает на благоприятный исход, – поясняет Ольга. – Недавно предлагали разместить нашу рекламу на жировках, но я тоже отказалась: представьте, бабушка спускается за жировкой, а там – здравствуйте, 24 часа, ждем вас… Реклама хоть и двигатель прогресса, но и она должна быть к месту. Можно оставить визитку, к примеру, в морге.

Конкуренция в похоронном бизнесе довольно высокая, поэтому приходится искать варианты привлечения клиентов. К примеру, организовать оформление документов за символическую цену.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

– Существует стереотип, что раз мы сами оформляем документы и организуем похороны, то и пособие на погребение забираем себе. А когда узнают, что это не так и что я за оформление документов беру символическую плату, удивляются – зачем мне эти хлопоты? Но ведь в нашем бизнесе нет постоянных клиентов, работает только репутация, – говорит Ольга.

А репутация складывается не столько из конкурентоспособных ценников, сколько из уступок, на которые готов пойти работник похоронного бюро.

– Случается, что ритуальные товары нужны срочно, а денег у родственников нет. Отпускаем товар без оплаты с оговоркой, что люди рассчитаются, как только получат пособие на погребение. Или, к примеру, понадобилось что-то, а магазин уже закрыт. Организовывать круглосуточную работу постоянно нецелесообразно, но вот быть готовым в любое время дня и ночи по звонку открыть магазин и отпустить товар – обязательно.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

«Деревня постарела, копать могилы некому»

Потребности клиентов с годами изменились. Раньше, по словам Ольги, люди ограничивались покупкой ритуальных товаров, сейчас почти 80% тех, кто обращается в ее похоронную контору, хотят похороны «под ключ»:

– Конечно, люди разные. Кому-то в скорбный час не лень объехать весь город в поисках более выгодных ценников. Но когда случается горе, большинство людей не желает бегать по магазинам и заниматься оформлением документов, им важно провести эти последние часы с умершим.

Похороны «под ключ» – не дань моде, а, скорее, необходимость. Раньше, рассказывает Ольга, если не было показаний к вскрытию, умершего мыли и одевали соседи. Сейчас многие даже не знают, кто живет с ними на одной площадке, соответственно, и помощь в подобных ситуациях нужно перекладывать на кого-то другого. Или взять копку могил. Сегодня эту функцию тоже чаще выполняют наемные работники.

– Раньше, особенно в деревнях, могилы копали соседи или знакомые. Сейчас деревня сильно постарела, копать могилы просто некому.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Пособия хватает на все необходимое

По словам Ольги, люди стали подходить к похоронам более рационально: например, сейчас могут купить один венок на семью, а не от каждого родственника, как раньше. Стараются вписаться в ту сумму, которую государство выделяет на похороны – одну среднюю зарплату по стране (850,4 рубля на апрель).

– Пособия хватает на все необходимое, причем не на самые бюджетные похороны. И люди стремятся вложиться в эту сумму. Я считаю, это правильный подход, ведь главное, чтобы ритуал был соблюден. Человек может лежать в дорогом гробу, но скорбить о нем будет некому, – считает Ольга.

Тем не менее в ритуальном магазине, говорит она, должен быть выбор на любой кошелек. Например, в ее магазине можно найти гроб и за 70 рублей, и за 400.

– Как правило, самые дорогие ритуальные товары покупают родители, которые хоронят детей. Они никогда не скупятся, выбирают самые хорошие гробы, одежду покупают не нашу ритуальную, а специально едут за ней в магазины одежды. Оно, может, и лишнее, и ребенка это не вернет, но это их последний дар.

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

«Забежал и купил жене на 8 марта гвоздики»

В похоронном бизнесе нужно быть готовым к нестандартным запросам.

– Баптисты ставят на могилу не крест, а что-то типа тумбы. За 2,5 года, что я занимаюсь организацией похорон, у меня спросили ее всего два раза, но этот товар все равно есть в магазине, а если нет, я знаю, у кого мой клиент его сможет купить. Или, к примеру, гробы для людей с нестандартной фигурой. У нас есть и для очень высоких людей, и для грузных, – говорит Ольга.

К нестандартным просьбам можно подготовиться, но человеческие странности иногда поражают. Однажды у Ольги интересовались возможностью организации похорон ночью. А один из клиентов магазина попросил «померить» гроб: разулся и прилег на глазах у изумленных продавцов.

– А как-то 8 марта мужчина шел домой, все магазины уже были закрыты, так он зашел к нам и купил жене гвоздички, – со смехом вспоминает Ольга.

Такие моменты, говорит она, помогают среди чужой скорби и негатива не терять оптимизма. Что же касается смерти, то к ней женщина давно привыкла и думает о ней исключительно как о работе.

– К смерти я отношусь философски. Считаю, нужно думать о том, на что ты можешь повлиять и что можешь изменить. Смерть необратима. Это природа, так зачем о ней думать и ее бояться? – резюмирует она.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up