11:59, 2 марта 2018

Технологии

remove_red_eye 3209

Как на Барановичском авиазаводе совершили научный прорыв в обработке металлов. «Нечаянно внесли новое в мировую науку»

Все фото: Евгений ТИХОНОВИЧ

Коллектив авиазавода совершил революцию в обработке деталей из цветных металлов, за что получил премию Госвоенпрома по итогам 2017 года. Научная разработка барановичских специалистов может оказаться полезной не только для предприятий военной промышленности.

О том, что подтолкнуло совершить научный прорыв, в чем именно он заключается и кому еще может быть полезен, Intex-press рассказал Сергей Юркевич, начальник технологического бюро изготовления и ремонта деталей авиационной техники ОАО «558 Авиационный ремонтный завод».

Решали проблему – сделали открытие

Сергей Юркевич и команда – инженеры-технологи его бюро Кристина Юркевич-Потоцкая и Андрей Люцкевич, начальник технологического отдела авиазавода Иосиф Лапич и начальник отдела физико-технического института Академии наук Александр Алифанов – получили премию Госвоенпрома за работу «Применение магнитно-импульсной обработки для улучшения технологических, эксплуатационных и функциональных свойств деталей авиатехники из сплавов цветных металлов».

Кристина Юркевич-Потоцкая, инженер-технолог технологического бюро изготовления и ремонта деталей авиатехники ОАО "558 АРЗ", также принимала участие в создании научного проекта, отмеченного премией Госвоенпрома.

Кристина Юркевич-Потоцкая, инженер-технолог технологического бюро изготовления и ремонта деталей авиатехники ОАО «558 АРЗ», также принимала участие в создании научного проекта, отмеченного премией Госвоенпрома.

Это девятая награда Сергея Юркевича за его почти 20-летнюю карьеру на заводе.

РЕКЛАМА

– У нас много достижений, дипломы, патенты, но мы не ставим перед собой задачи по исследованию, так как не являемся научной организацией. Мы – завод, и все наши достижения получены благодаря решению наших насущных проблем, – говорит Сергей Юркевич.

Одна из таких проблем, которая и привела впоследствии к получению премии, возникла в 2015 году. Завод получил заказ из России на изготовление авиадеталей из титановых сплавов. Их выточили и стали покрывать хромом, но покрытие отказывалось ложиться.

– Детали из титановых сплавов покрывают хромом или никелем, чтобы сделать их более прочными и износостойкими. Но покрытие хорошо ложится на металл с мелкозернистой поверхностью. На бирже же около 40% титановых сплавов продают с крупным зерном. Такая, крупнозернистая, партия попалась и нам, – рассказывает Сергей Юркевич.

Перед авиазаводом было два пути: либо выбрасывать детали из металла, который стоит больше 100 долларов за кило, либо думать, как их спасти. Сергей Юркевич пошел по второму. И вспомнил, что несколько лет назад знакомый-ученый Александр Алифанов показывал ему инструмент, поверхность которого упрочили с помощью магнитного импульса. И решил попробовать тот же метод со своей деталью, тем более что магнитно-импульсная установка с индуктором подходящего диаметра была в БарГУ. Но был один нюанс: титан – «немагнитный» металл, воздействовать на него магнитным импульсом до этого никто не пробовал. Поэтому и в БарГУ к предложению Сергея Юркевича отнеслись скептически. Но решили попробовать.

Рабочий-гальваник гальванического участка механического цеха № 5 ОАО «558 АРЗ» Артур Прозоров осматривает деталь из титанового сплава.

Рабочий-гальваник гальванического участка механического цеха № 5 ОАО «558 АРЗ» Артур Прозоров осматривает деталь из титанового сплава.

Результат стал сенсацией. После воздействия магнитным импульсом на титан хромовое покрытие стало ложиться без проблем. Стали выяснять, что же произошло. Оказалось, магнитно-импульсное воздействие изменило структуру верхнего слоя детали, сделало крупное зерно более мелким, и за счет этого хром легко и прочно лег на поверхность. Это стало первым, но не единственным открытием.

Перспективы на производительность

Новый метод обработки стали пробовать на различных цветных металлах и сплавах – алюминии, бронзе, латуни. Воздействовали на деталь изнутри и снаружи, с покрытием и без него. На всех металлах структура верхнего слоя менялась. Он не просто становился мелкозернистым, он уплотнялся и упрочнялся, уменьшались микротрещины, а это значит, что металл стал меньше подвержен коррозии, увеличивался ресурс детали. Поверхность детали также становилась менее шероховатой.

– Уменьшение шероховатости тоже дает очень интересные перспективы. Деталь ведь как изготавливают? Сначала ее вытачивают, потом шлифуют, потом, если нужно, полируют. Так вот магнитно-импульсная обработка фактически позволяет в перспективе полностью отказаться от шлифования, а это и снижение трудозатрат, и решение проблем со шлифованием металлов, которые не так хорошо переносят эту процедуру, – говорит Сергей Юркевич.

По словам Сергея Юркевича, открытый метод можно использовать не только на военном производстве. Его можно внедрять и на другие предприятия, которые работают с цветными металлами. Несмотря на то, что магнитно-импульсная установка довольно дорогая – порядка 40 тысяч долларов, ее использование в массовом производстве с теми возможностями, которые открыли барановичские специалисты, окупит эту стоимость.

– Никто не применял магнитный импульс на цветных металлах, видимо, потому что не было в этом острой необходимости. А у нас она была. Вот так, можно сказать, нечаянно, мы внесли новое в мировую науку, – резюмирует Сергей Юркевич.

Сейчас он готовит документы для получения патента на это изобретение и работает над новыми проектами, которые, возможно, снова откроют что-то новое в уже известном.

12 тысяч столько наименований деталей общим количеством более 300 тысяч штук выпустил авиазавод в 2017 году. В начале 2000-х завод выпускал около 2000 наименований.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up