Автор: TJournal

10:08, 24 ноября 2017

Общество

remove_red_eye 2006

«Черная пятница»: Самые страшные и нелепые случаи во время распродаж

Фото: flickr.com

В конце ноября наступает «Черная пятница» (Black Friday) — время, когда в магазинах стоит гвалт, а продавцы не успевают обслуживать клиентов на кассе. Ежегодная акция длится несколько дней и славится большими скидками: они могут достигать 90%. Масштабные распродажи привлекают толпы людей. Неудивительно, что порой неконтролируемая страсть к шопингу приводит к печальным инцидентам, о которых и пойдет речь в этом материале.

Как появился термин «Черная пятница»

В августе 1869 года двое американских финансистов Джей Гулд и Джеймс Фиск, управляющие железной дорогой Erie Railroad, решили подзаработать, спровоцировав рост цен на рынках. Предприимчивые американцы скупали золото и ждали, что от этого подскочат цены на зерно. Поскольку зерно ожидаемо подорожало, за его перевозку тоже стали брать больше денег — так выросли железнодорожные тарифы, сообщает TJournal.

Затем Гулд инвестировал в аферу семь миллионов долларов. После этого курс доллара подскочил на 40%. В следующие несколько дней цены на золото стремительно росли. Тогда в ситуацию решило вмешаться государство. Так как на рынке появился дополнительный запас золота, его курс снизился на 30%. Гулду удалось заработать на рыночном ажиотаже 3 миллиона долларов, однако те, кто в панике приобрел золото по завышенным ценам, прогорели и засыпали зачинателей аферы судебными исками и угрозами расправы.

Хитроумная махинация ощутимо ударила по фондовой бирже Нью-Йорка и акциям многих железнодорожных компаний: они фактически обесценились и превратились в инструмент спекуляции. День падения курса золота на американском рынке вошел в историю как «Черная пятница».

РЕКЛАМА

Существует альтернативная версия происхождения термина «Черная пятница». Он появился в Филадельфии в пятидесятые годы прошлого столетия: так называли сильные заторы на дорогах в пятницу после празднования Дня Благодарения. В речи «Черная пятница» (Black Friday) появилась благодаря дорожной службе штата.

В любом случае термин прижился: сейчас торговые сети называют так ежегодный сезон распродаж, когда покупатели могут сэкономить на покупках. Правда, иногда последствия шопинга сложно предугадать.

Что случилось в 2008 году

Во время старта «Черной пятницы» в ноябре 2008 года обезумевшая толпа покупателей насмерть затоптала 34-летнего сотрудника торгового центра Walmart Джимитая Дамура на Лонг-Айленде.

По словам коллеги погибшего, 43-летнего Джимми Оверби, на мужчину ринулись сотни покупателей. В тот день в давке пострадали еще несколько человек, в том числе 28-летняя беременная женщина. Ее госпитализировали в больницу с травмами разной степени тяжести.

Фотография погибшего Джимитая Дамура в новостях. Фото: tjournal.ru

Фотография погибшего Джимитая Дамура в новостях. Фото: tjournal.ru

Что случилось в 2009 году

В декабре 2009 года подготовка к Рождеству в немецком городе Ахен довела повздоривших покупателей до больницы. По словам очевидцев, пожилой мужчина попытался вырвать из рук женщины, приехавшей в магазин вместе с братом и матерью, свободную тележку для продуктов. Однако к ней на помощь поспешил младший брат, который отобрал тележку и толкнул пенсионера на пол. На этом инцидент не закончился.

Разозленный мужчина нагнал семью в отделе сыров и колбас, где покупатели подрались. Они использовали самое разное оружие — например, палку салями и двухкилограммовые куски пармезана. Чтобы утихомирить озверевших покупателей, владельцы магазина вызвали на место происшествия полицию и скорую помощь: зачинщики драки оказались в больнице.

Страсть к шопингу во время распродаж сгубила 77-летнюю пенсионерку Джоан Каннейн. В январе 2009 года ее соседи заподозрили неладное: женщина несколько дней не появлялась на улице, хотя ее автомобиль стоял во дворе. Прибывшие по вызову полицейские не нашли пропавшую женщину. Только с помощью специального поискового отряда труп пенсионерки обнаружили под грудой неразобранных коробок и пакетов с покупками. По словам соседей мисс Каннейн, шопинг был ее единственным увлечением. За неимением семьи пенсионерка уделяла покупкам все свободное время.

Что случилось в 2012 году

В ноябре житель округа Санта-Клара штата Калифорния 48-летний Арвинд Тандел отправился с женой и четырьмя дочерьми на ночную распродажу в один из магазинов. На обратном пути автомобиль семьи попал в аварию, столкнувшись с полицейской машиной. Две из четырех дочерей Тандела погибли на месте от полученных травм.

По словам полицейских, причиной смерти стало отсутствие ремня безопасности. Позже выяснилось, что девушки были не пристегнуты из-за большого количества покупок, разложенных в салоне автомобиля. Кроме того, из-за распродаж отец дочерей не спал больше 20 часов. Вероятно, поэтому он невнимательно управлял машиной.

Погибшие дочери Арвинда Тандела. Фото из личного архива девушек

Погибшие дочери Арвинда Тандела. Фото из личного архива девушек

Что случилось в 2013 году

Житель Лас-Вегаса приобрел в магазине торговой сети Target телевизор. Мужчина решил самостоятельно донести покупку до автомобиля, припаркованного на Кембридж-стрит. Однако его остановил вооруженный пистолетом злоумышленник, потребовавший отдать коробку с покупкой. Между ними завязалась потасовка, в ходе которой уже бывший владелец телевизора получил несколько огнестрельных ранений в живот. Покупатель выжил, а вот судьба телевизора остается неизвестной.

Что случилось в 2015 году

В ноябре в Китае тоже проходят распродажи. Они относятся не к «Черной пятнице», а ко Дню холостяка, который мир отмечает 11 ноября.

В 2015 году скидки в честь Дня холостяка на севере Китая вынудили курьеров магазинов развозить покупки клиентам верхом на лошадях. Это произошло из-за того, что муниципальные власти запретили использовать трехколесные электрические велосипеды, популярные среди курьерских служб. По словам представителей одной из них, чтобы доставить покупки в срок, пришлось просто «взять десяток лошадей с местных пастбищ».

Как не купить ненужное в «Черную пятницу»

По словам психолога Елены Лавровой, во многих случаях все начинается с осознанного желания сэкономить, но дальше можно выделить три фактора — ситуативный, эволюционный и «эффект толпы».

— Атмосфера распродажи часто создает особое эмоциональное состояние. Это и музыка, которая играет в магазинах (слишком быстрая по ритму, настраивающая на быстрые действия), и завлекательные надписи (например, «Успей купить» или «Последний размер»), создающие ощущение конкуренции.

Покупка вещей на распродаже напоминает охоту. Нужно проявить себя самым сильным, ловким, умелым. Подключаются древние механизмы, подкрепляющие такое поведение: уровень адреналина в крови повышается, появляется азарт охотника.

В толпе человек ведет себя менее рационально, чем обычно: заражается эмоциями других, а думать уже не успевает. «Все побежали и я побежал». Особенно когда вон тех кофточек осталось всего две — некогда думать, надо бежать, — рассказала психолог Елена Лаврова.

Психолог утверждает, что даже в период распродаж есть время, когда в магазинах меньше людей — например, в понедельник утром (конечно, если работа позволяет). Лучше оказаться там в это время, поскольку это уменьшит эффект эмоционального заражения.

РЕКЛАМА

Покупателю стоит помнить о своих целях. Они могут быть не очень конкретными, ведь тогда есть риск ничего не купить, но стоит помнить хотя бы о том, что вы не любите розовый цвет. Иногда цена на распродаже не соответствует действительности: она снижена после искусственно задранной. Поэтому нужно чаще задавать себе вопрос «Купили бы вы ее за эти деньги не на распродаже?».

Ходить по магазинам в наушниках со своей музыкой — тоже спасение. Во-первых, это поможет избежать навязчивого внимания со стороны продавцов. Во-вторых, позволит быть на своей волне и не поддаваться ритмизации окружающих.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up