Новости / Образование

«Иллюзия, которая маскирует бездействие». Нужны ли предложенные реформы системе образования

23.08.2017, 16:10 / remove_red_eye 1318 / chat_bubble

Республиканский педсовет, на котором педагоги обсудят задачи на учебный год и подходы к развитию системы образования, проходит 23-24 августа в Минске. Вопросы реформирования образования до этого неоднократно поднимал президент, его поддерживал министр образования и заместитель премьер-министра.

«Иллюзия, которая маскирует бездействие». Нужны ли предложенные реформы системе образования

Урок в гимназии №1. Фото: Александр Короб

Intex-press пообщалась с экспертами и узнала, почему предложения вернуться к пятибалльной системе оценки знаний, ввести обязательное среднее образование и одеть школьников в одинаковую форму не улучшат систему образования и с чего на самом деле нужно начинать ее реформирование.

Всеобщее среднее образование

О том, что Беларуси следует перейти на всеобщее среднее образование, заявил Игорь Карпенко, министр образования. При этом среднее образование можно получить не только в школах и гимназиях, но и в профессиональных лицеях и колледжах. Если это предложение будет принято, понятие «базовое образование» исчезнет, а из школы смогут уйти только те девятиклассники, которые будут поступать в школу или лицей. По словам министра, это выступит гарантом успешной социализации беларусов.

Евгений Ливянт, преподаватель математики и физики с 30-летним стажем, репетитор:

РЕКЛАМА

– Нация должна быть образованной. Но, если ребенок не хочет идти учиться, он получать знания не будет, ему просто нарисуют диплом. Государство должно создавать возможности выбора, чтобы ребенок мог выбрать то, что интересно именно ему. Не нужно загонять учиться железной рукой, нужно дать возможность захотеть учиться самому.

Тамара Мацкевич, заместитель председателя Товарищества белорусской школы:

Белорусы без общего среднего образования – это единицы. Поэтому такое предложение – это только косметический штрих, а не проблема, которую нужно решать в первую очередь.

Одинаковая школьная форма

Для того, чтобы дети из малообеспеченных семей чувствовали себя комфортно со сверстниками, которые ничем не обделены, президент предложил одеть школьников одинаково. «Не в том плане, что они должны быть одеты в черно-белые переднички, гольфы или платьица. А чтобы не выделялись дети из семей, которые не так богаты сегодня», – сказал Александр Лукашенко.

Владимир Разумович, бывший директор гимназии №3:

Ребенок выбирает одежду по своему вкусу. Если ему в одежде комфортно, значит не нужно напрягаться и думать о том, что ему неудобно в определенной форме. Когда дети одеты в любимую одежду, у них на одну проблему меньше, и они готовы вникать в то, что им объясняют на уроках. Чем произвольнее форма, тем свободнее чувствует себя ученик.

Евгений Ливянт:

Предложение, согласно которому дети не должны выделяться из-за финансового положения родителей, правильное. Но поможет ли в этом только введение одинаковой формы – еще вопрос. На Западе в школах есть уставы, в которых прописаны пункты, которые позволяют детям не выделяться. Поэтому у нас тоже есть что обсудить, чтобы решить эту проблему.

Возврат к пятибалльной системе оценки знаний

Вернуться к пятибалльной системе оценки знаний предложил президенту и министру образования Василий Жарко, заместитель премьер-министра Беларуси. По его мнению, десятибалльная система слишком субъективна.

Тамара Мацкевич:

Это бессмысленный шаг, который ничего не меняет, а оттягивает внимание общества от более важных проблем. Десятибалльная система дает учителю и ученику более качественный инструмент оценки знаний. Возврат к пятибалльной – это только иллюзия движения, которая лишь маскирует бездействие. Все системы одинаково субъективны, а проблема оценки знаний лишь в том, что чиновники и администрация школ не дают пользоваться десятибалльной так, как она задумана: учителя в школах вынуждены завышать оценки.

Евгений Ливянт:

– Я думаю, что это предложение пообсуждают и все оставят как есть. Десятибалльная система наиболее удобна для учителя, у него больше возможностей дифференциации знаний. А если говорить о том, что эта система субъективна, то субъективна любая, даже двухбалльная система.

«Так и будем топтаться на месте»

Александр Лукашенко не раз отмечал, что белорусскую систему образования необходимо не ломать, а совершенствовать. «Как мы доработаем, изменим или вернемся где-то, может, к старому?» – вновь спросил президент у министра образования.

Тамара Мацкевич:

– Предложения по реформированию системы образования – это имитация изменений, которая требует финансовых и человеческих ресурсов. Их можно было бы направить на улучшение системы. Вместо издания новых учебников, можно просто повысить зарплату учителям. Так как качество школы не может быть лучше качества ее учителей.

Система образования прогнила со всех сторон. Поэтому реформирование ее нужно начинать одновременно в двух направлениях. Во-первых, дать свободу учреждениям образования: снять с них административный пресс и позволить планировать свой бюджет самостоятельно. Во-вторых, обновить содержание и методики образования, так как ныне существующие уже устарели. Если этого не сделать, мы так и будем топтаться на месте.

РЕКЛАМА

Как реформировали образование последние 20 лет

1998 год – переход на 12-летнее обучение.

2002 год – переход от пятибалльной к десятибалльной системе оценок знаний.

2004 год – на смену вступительным экзаменам в университеты пришло централизованное тестирование.

2008 год – переход к 11-летней системе обучения; отмена профильного обучения.

2012 – в школы введен выпускной экзамен по иностранному языку.

2013 год – в школы вернули профильные классы.

2016 год – физику в школе начали изучать не с шестого, а с седьмого класса.

 

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up