10:27, 18 апреля 2017

Образование

remove_red_eye 1638

Беларусь готовится узнать правду о собственной системе образования

Белорусскую систему образования в ближайшее время ждут перемены. Урок в гимназии №1 г. Барановичи. Фото: Александр КОРОБ

Хороша или плоха отечественная система образования, никто сказать не может. В Беларуси ни разу не было авторитетных независимых исследований качества образования. В следующем году в нашей стране впервые пройдет международная программа по оценке образовательных достижений PISA. Эксперты предсказывают, что результаты этого исследования станут неприятным шоком для страны.

5 апреля в Барановичах в гимназии №5 прошло тестирование по системе PISA. В две сессии, с 9 до 13 и с 14 до 18 часов, выбранные программой 53 ученика гимназии №5 проходили тесты. В Министерстве образования Intex-press пояснили, что в нашей гимназии тестировалось оборудование для проведения исследования в 2018 году. Будут ли барановичские ученики принимать участие в исследовании в следующем году, неизвестно.

Справка Intex-press:

 PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, анализирует эффективность системы образования. Тест был впервые проведен в 2000 году. В нем участвуют пятнадцатилетние подростки разных стран мира. Сейчас в программе участвует более 70 стран, среди которых США, Германия, Япония, Австралия, Финляндия и другие. По итогу исследования составляется рейтинг стран по качеству среднего образования. Программу проводит Организация экономического сотрудничества и развития вместе с ведущими международными научными организациями.

– PISA оценивает не усвоение знаний, полученных на уроках, а формирование современных компетенций и способностей применять эти знания на практике, – рассказывает Владимир Дунаев, член общественного Болонского комитета в Беларуси.

Он считает, что связь между результатами программы PISA и экономическими достижениями страны настолько тесная, что при повышении достижений школьников позволяет говорить об эффекте наращивания ВВП.

Нужны ли изменения белорусской системе образования?

Владимир Дунаев говорит, что положение в средней школе после реформы 2008 года, когда перешли на 11-летнее обучение, только ухудшилось. Это заметно по результатам ЦТ: на некоторые специальности в вузах принимают с 5 баллами из 100 по предмету.

По мнению Тамары Мацкевич, заместителя председателя Товарищества белорусской школы, все изменения образования в лучшую сторону сейчас принадлежат энтузиастам, которые готовы идти вопреки системе. А сама система образования настолько устарела, что не в состоянии организовать обучение в современных условиях. Тамара Мацкевич подчеркивает, что страны вокруг нас имеют ваучерную систему финансирования образования: деньги из бюджета идут за учеником, а не распределяются по школам. Это позволяет материально стимулировать лучшие учреждения и педагогов, так как их зарплата зависит от привлекательности учреждения образования для обучающихся (кстати, в 2015 году в барановичских школах начался эксперимент Министерства образования, по которому финансирование школ зависит от количества учеников. Благодаря положительным результатам эксперимент продолжается до сих пор).

Член общественного Болонского комитета в Беларуси Владимир Дунаев говорит, что с информацией о реальном положении дел в образовании у нас не очень хорошо. И дело не только в том, что у нас пытаются засекретить даже то, что по закону должно быть открытым, но и в том, что сопоставлять надо не столько цифры, сколько структуру образования.

Владимир выделяет три основных показателя, по которым можно сравнивать системы образования.

1. Финансирование. До 2011 года в законе было записано, что на образование надо тратить не менее 10% ВВП, но это требование закона мы и наполовину не выполняли, а в Кодексе об образовании в 2011 году эту норму решили просто вычеркнуть.

2. Доступность. В Беларуси чуть ли не 100% охват всеми уровнями образования. По этому показателю мы одни из первых на планете. На первый курс наши университеты ежегодно набирают больше студентов, чем выпускает средняя школа.

3. Качество. Людей с дипломами много, а компетентных специалистов мало. Кадровые агентства называют иногда цифру 8%: такая доля выпускников удовлетворяет требования работодателей.

Именно на формирование компетенций – способностей решать поставленные задачи, используя знание и опыт – должны быть направлены все уровни образования, говорит Владимир Дунаев.

Чего ждать после PISA-шока в Беларуси?

Цель программы PISA не только оценить систему образования, но и определить те ее стороны, которые требуют изменений.

– Беларусь долго уклонялась от угрозы пережить то, что в Европе получило название PISA-шока. Но трезвая и объективная оценка может стать важным шагом к реформированию средней школы, если этот процесс не будет нейтрализован очередным витком ностальгии по золотому веку советского образования, – говорит Владимир Дунаев.

Тамара Мацкевич отмечает, что наши чиновники боятся независимого исследования состояния образования. Но посмотреться в зеркало – это нормально. Ведь и Германия, и Польша, и Россия получили PISA-шок при первом исследовании. Но это и было толчком для улучшения образования.

По мнению Тамары Мацкевич, самым оптимистичным результатом было бы признание необходимости и проведение настоящей реформы образовательной системы, которая бы позволила нашему образованию соответствовать потребностям учащихся и трудовому рынку.

Урок литературы в СШ №12 г. Барановичи. Фото: Юрий ПИВОВАРЧИК

Справка Intex-press:

На модернизацию белорусской системы образования Всемирным банком в 2015 году было выделено 50 млн долларов. Из этих средств будут оплачены участие Беларуси в программе PISA (около 40 тысяч долларов в год) и работа консультантов, направленная на улучшение системы образования Беларуси после оглашения результатов исследования. Также на эти деньги отремонтируют 120 учреждений общего среднего образования и установят в них учебно-лабораторное оборудование. Как сообщили Intex-press в представительстве Всемирного банка в Республике Беларусь, реализация проекта рассчитана на пять лет, а по его окончании Всемирным банком будет произведен анализ результатов и оценка эффективности достижения показателей.

Результаты PISA – 2015

ТОП – 3 страны по естественнонаучной грамотности

Сингапур

Япония

Эстония

ТОП – 3 страны по читательской грамотности

Сингапур

Гонконг (Китай)

Канада

ТОП – 3 страны по математической грамотности

Сингапур

Китай

Япония

ТОП – 3 страны по компетенциям

Сингапур

Китай

Корея

Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Опрос

Какую зарплату вы получаете?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Анекдот дня

Раньше, когда приходили гости, им давали тапочки, а сейчас дают пароль от Wi-Fi.

Мы в социальных сетях

Scroll Up