10:27, 18 апреля 2017

Образование

remove_red_eye 1749

Беларусь готовится узнать правду о собственной системе образования

Белорусскую систему образования в ближайшее время ждут перемены. Урок в гимназии №1 г. Барановичи. Фото: Александр КОРОБ

Хороша или плоха отечественная система образования, никто сказать не может. В Беларуси ни разу не было авторитетных независимых исследований качества образования. В следующем году в нашей стране впервые пройдет международная программа по оценке образовательных достижений PISA. Эксперты предсказывают, что результаты этого исследования станут неприятным шоком для страны.

5 апреля в Барановичах в гимназии №5 прошло тестирование по системе PISA. В две сессии, с 9 до 13 и с 14 до 18 часов, выбранные программой 53 ученика гимназии №5 проходили тесты. В Министерстве образования Intex-press пояснили, что в нашей гимназии тестировалось оборудование для проведения исследования в 2018 году. Будут ли барановичские ученики принимать участие в исследовании в следующем году, неизвестно.

Справка Intex-press:

 PISA – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, анализирует эффективность системы образования. Тест был впервые проведен в 2000 году. В нем участвуют пятнадцатилетние подростки разных стран мира. Сейчас в программе участвует более 70 стран, среди которых США, Германия, Япония, Австралия, Финляндия и другие. По итогу исследования составляется рейтинг стран по качеству среднего образования. Программу проводит Организация экономического сотрудничества и развития вместе с ведущими международными научными организациями.

– PISA оценивает не усвоение знаний, полученных на уроках, а формирование современных компетенций и способностей применять эти знания на практике, – рассказывает Владимир Дунаев, член общественного Болонского комитета в Беларуси.

Он считает, что связь между результатами программы PISA и экономическими достижениями страны настолько тесная, что при повышении достижений школьников позволяет говорить об эффекте наращивания ВВП.

Нужны ли изменения белорусской системе образования?

Владимир Дунаев говорит, что положение в средней школе после реформы 2008 года, когда перешли на 11-летнее обучение, только ухудшилось. Это заметно по результатам ЦТ: на некоторые специальности в вузах принимают с 5 баллами из 100 по предмету.

По мнению Тамары Мацкевич, заместителя председателя Товарищества белорусской школы, все изменения образования в лучшую сторону сейчас принадлежат энтузиастам, которые готовы идти вопреки системе. А сама система образования настолько устарела, что не в состоянии организовать обучение в современных условиях. Тамара Мацкевич подчеркивает, что страны вокруг нас имеют ваучерную систему финансирования образования: деньги из бюджета идут за учеником, а не распределяются по школам. Это позволяет материально стимулировать лучшие учреждения и педагогов, так как их зарплата зависит от привлекательности учреждения образования для обучающихся (кстати, в 2015 году в барановичских школах начался эксперимент Министерства образования, по которому финансирование школ зависит от количества учеников. Благодаря положительным результатам эксперимент продолжается до сих пор).

Член общественного Болонского комитета в Беларуси Владимир Дунаев говорит, что с информацией о реальном положении дел в образовании у нас не очень хорошо. И дело не только в том, что у нас пытаются засекретить даже то, что по закону должно быть открытым, но и в том, что сопоставлять надо не столько цифры, сколько структуру образования.

Владимир выделяет три основных показателя, по которым можно сравнивать системы образования.

1. Финансирование. До 2011 года в законе было записано, что на образование надо тратить не менее 10% ВВП, но это требование закона мы и наполовину не выполняли, а в Кодексе об образовании в 2011 году эту норму решили просто вычеркнуть.

2. Доступность. В Беларуси чуть ли не 100% охват всеми уровнями образования. По этому показателю мы одни из первых на планете. На первый курс наши университеты ежегодно набирают больше студентов, чем выпускает средняя школа.

3. Качество. Людей с дипломами много, а компетентных специалистов мало. Кадровые агентства называют иногда цифру 8%: такая доля выпускников удовлетворяет требования работодателей.

Именно на формирование компетенций – способностей решать поставленные задачи, используя знание и опыт – должны быть направлены все уровни образования, говорит Владимир Дунаев.

Чего ждать после PISA-шока в Беларуси?

Цель программы PISA не только оценить систему образования, но и определить те ее стороны, которые требуют изменений.

– Беларусь долго уклонялась от угрозы пережить то, что в Европе получило название PISA-шока. Но трезвая и объективная оценка может стать важным шагом к реформированию средней школы, если этот процесс не будет нейтрализован очередным витком ностальгии по золотому веку советского образования, – говорит Владимир Дунаев.

Тамара Мацкевич отмечает, что наши чиновники боятся независимого исследования состояния образования. Но посмотреться в зеркало – это нормально. Ведь и Германия, и Польша, и Россия получили PISA-шок при первом исследовании. Но это и было толчком для улучшения образования.

По мнению Тамары Мацкевич, самым оптимистичным результатом было бы признание необходимости и проведение настоящей реформы образовательной системы, которая бы позволила нашему образованию соответствовать потребностям учащихся и трудовому рынку.

Урок литературы в СШ №12 г. Барановичи. Фото: Юрий ПИВОВАРЧИК

Справка Intex-press:

На модернизацию белорусской системы образования Всемирным банком в 2015 году было выделено 50 млн долларов. Из этих средств будут оплачены участие Беларуси в программе PISA (около 40 тысяч долларов в год) и работа консультантов, направленная на улучшение системы образования Беларуси после оглашения результатов исследования. Также на эти деньги отремонтируют 120 учреждений общего среднего образования и установят в них учебно-лабораторное оборудование. Как сообщили Intex-press в представительстве Всемирного банка в Республике Беларусь, реализация проекта рассчитана на пять лет, а по его окончании Всемирным банком будет произведен анализ результатов и оценка эффективности достижения показателей.

Результаты PISA – 2015

ТОП – 3 страны по естественнонаучной грамотности

Сингапур

Япония

Эстония

ТОП – 3 страны по читательской грамотности

Сингапур

Гонконг (Китай)

Канада

ТОП – 3 страны по математической грамотности

Сингапур

Китай

Япония

ТОП – 3 страны по компетенциям

Сингапур

Китай

Корея

Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Опрос

Верите ли вы в обещанную Александром Лукашенко среднюю зарплату в 1500 рублей в 2018 году?

Результаты опроса

Загрузка ... Загрузка ...

Анекдот дня

Вася подходит к Манечке и говорит:

– Мань, можно использовать тебя как женщину?

– Какие-то у тебя мысли пошлые!

– Это, Мань у тебя пошлые, а у меня мячик в женский туалет закатился!

Мы в социальных сетях

Scroll Up