Автор: Екатерина БУБЕН

12:52, 3 марта 2017

Общество

remove_red_eye 4203

«Наша цель – не штрафов больше выписать». Репортаж с рейда контролеров

Контролер Елена Саидова проверяет оплату проезда в автобусе №23. 27 февраля. Все фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Корреспондент Intex-press вышла в рейд с контролерами и узнала, как выглядит «типичный заяц», охотно ли оплачивают проезд жители Барановичей и в каких ситуациях помогает видеорегистратор.

В полдень в автобусном парке начинается вторая смена. Светлана Дерман, Наталья Саутина, Елена Саидова и Любовь Ковалевич получают наряд-задание, слушают инструктаж, заполняют документы. Но сегодня они отправляются не просто «на линию», а в рейд. Нам выдают жилетки и объясняют, в чем отличие:

– На линии работают всего два контролера, которые проверяют оплату проезда на участке. А на сегодняшний рейд выезжают сразу две бригады, каждая должна проверить несколько участков. Такой рейд проводится каждый год, его цель – изучить пассажиропоток по различным маршрутам, – рассказывает Леонид Пугач, директор КТУП «Барановичигортранс».

Контролеры заполняют наряд-задания перед выходом на рейд.

«А кому сейчас легко?»

РЕКЛАМА

Такого барановичские пассажиры, наверное, еще не видели. В рейд нас отправляется девять человек!  Четыре контролера, три работника «Барановичигортранса» и автобусного парка, корреспондент и фотограф.

Пока ждем автобус, интересуюсь, как женщины решились на такую работу. Наталья Саутина –  контролер с трехлетним стажем. 

–  Я долго искала работу, каждый день ходила на биржу, но по состоянию здоровья мне ничего не подходило.  А однажды позвонили и предложили быть контролером. Я сразу согласилась. Работа нелегкая, конечно. Но кому сейчас легко? – говорит она.

Контролеры отправляются в рейд.

В контрольно-ревизорской службе Барановичей работают всего семь мужчин. Женщины говорят, что мужчинам на этой работе сложно: пассажиры стараются контролера унизить, оговорить, – женщины к таким вещам относятся проще.

–  Эмоционально бывает очень сложно. После смены приходишь домой, и уже ни с кем разговаривать не хочется, – продолжает Светлана. – Да и физически нелегко: весь день на ногах.

При появлении автобуса №14 контролеры резко прерывают разговоры и поправляют бейджи.

Контролеры готовятся к проверке пассажиров в автобусе №14.

«Стоят в первой двери и высматривают жилетки»

Уже в первом автобусе встречаем «зайца». Молодой человек в спортивной куртке пытается убежать. Но когда стоит девять человек, это не так-то просто. «Таких пассажиров десятки: стоят в первой двери и высматривают синие жилетки», – говорит Леонид Пугач.

В служебном автобусе Барановичигортранса на первого безбилетного пассажира составляют протокол.

Парень, похоже, попал в такую ситуацию впервые: руки трясутся, глаза бегают:

–  Я другу отнес компьютер чинить, думал, и обратно пешком пойду, а тут как раз автобус по нужному маршруту – вот и решил подъехать немного, а денег с собой нет.

На него составляют протокол об административном правонарушении. Если оплатить штраф на месте, то человек в базу правонарушителей не попадает, объясняет Андрей Мастиловский, инженер по организации контроля Коммунального транспортного унитарного предприятия «Барановичигортранс». Впрочем, проблем не будет, если оплатить штраф и в первые несколько дней, до тех пор, пока постановление не рассмотрели в горисполкоме.

«Типичный заяц», говорят контролеры, –  это мужчина 20–30 лет, который нигде не работает. Бывает, что на одного и того же пассажира наталкиваются несколько дней подряд. Такие «зайцы» спокойно дают документы и все подписывают, но штрафы, как кажется контролерам, они не оплачивают.

Задерживать «зайца» можно на три часа, пока конфликт не разрешится или пока не приедет милиция.

Светлана Дерман проверяет талоны у пассажиров.

«Вы еще домой ко мне придите»

Контрольно-ревизорская служба делит Барановичи на семь зон. Когда контролеры работают на линии, они проверяют проезд в одной из этих зон. Работа идет на участке, а не на определенном маршруте.

–  За смену нужно проверить сорок автобусов. Это норма. Можно и больше, тогда будет премия, – рассказывает один из контролеров. – Мы проверяем примерно треть проходящих по участку автобусов. Выбираем их случайно, системы никой нет.

Про заработную плату женщины говорят неохотно, но и не жалуются: «сейчас многие зарабатывают меньше». Оплата труда контролеров зависит от нескольких факторов: количества отработанных смен, проверенных автобусов, пойманных безбилетных пассажиров.

РЕКЛАМА

Контрольно-ревизорская служба проверяет оплату проезда при выходе из автобуса.

За 40 минут на улице Фабричной мы успели проверить четыре автобуса. Все пассажиры были законопослушными, но, несмотря на это, без конфликтов не обошлось.

–  В салоне нужно талоны смотреть, а не в дверях. Почему автобус должен стоять, пока вы тут проверяете? Вы еще домой ко мне придите проверить, – выходя из автобуса, возмущается женщина лет пятидесяти.

После нескольких минут перепалки она все-таки достает из сумочки проездной и с видом победителя удаляется. Между тем контролеры имеют право проверять оплату проезда и при выходе из транспорта.

Светлана Дерман говорит, таких пассажиров Барановичах достаточно. Они оплачивают проезд, но проездной не показывают, идут на конфликт.

–  Люди, может, думают, что все штрафы контролеры кладут себе в карман, но они-то в городскую казну идут, а не в контролерские карманы, – говорит Светлана.

Контролеры Светлана Дерман, Любовь Ковалевич, Наталья Саутина и Елена Саидова (слева направо).

«Мы тоже люди»

В автобусе №10 на остановке «Завод санэлектрозаготовок» обнаруживаем сразу двух «зайцев». Мужчина лет 55 не скрывает, что едет без билета, объяснить, почему, не может: «Так вышло».

Второй молодой человек сразу оплачивает штраф:

– Не успел достать кошелек, чтобы купить талон сразу, а потом и вовсе забыл. Но штраф я оплатить готов, сам понимаю: нарушил, – оправдывается парень, перекладывая кошелек из руки в руку.

Елена Саидова говорит, что таких случаев у нее было всего несколько, чаще штраф оплачивать не хотят. «Простите меня» – обычно просят барановичские «зайцы», но контролеры прощают неохотно. Хотя случаи бывают разные.

–  Мы тоже люди. Бывает, очень старых пассажиров прощаем, детей стараемся не трогать. Тут многое зависит от того, как человек сам себя ведет. Хамов, конечно, не прощаем никогда, – рассказывает Елена Саидова. – Если бы мы ко всем относились слишком трепетно, то и смысла в нашей работе не было бы. Но это не значит, что мы не готовы войти в положение.

Любовь Ковалевич проверяет проездные билеты у пассажиров автобуса.

Самое «заячье» время  – вечер субботы и воскресенья, когда молодежь отдыхает. А вот по утрам безбилетников немного: в основном люди на работу едут, у них проездные.

Иногда «зайцы» хотят приобрести билеты у контролеров, но обращаются они не по адресу. Билеты можно приобрести у людей в жилетках, но внештатных распространителей в Барановичах всего двое и жилетки у них светлее. Они продают талоны на остановках и в автобусы не заходят.

«Если проверка длится больше двух минут – возник конфликт»

За 2016 год было возбуждено шесть уголовных дел в отношении пассажиров, которые распускали руки. В этом году «Барановичигортранс» приобрел видеорегистраторы. Они помогут найти правых и виноватых в конфликте. Также администрация смотрит, насколько тактично ведут себя и сами контролеры, не провоцируют ли они пассажиров, знают ли, как избегать конфликтных ситуаций.

– Я просматриваю записи ежедневно. В среднем проверка автобуса контролерами занимает около двух минут. Если запись длится дольше – скорее всего, возник конфликт, такое видео я точно не пропущу, – рассказывает Андрей Мастиловский. – Пока этих приборов у нас немного, но мы планируем обеспечить ими каждую бригаду.

Мы тем временем подъезжаем к конечной точке нашего рейда – Центральному вокзалу. По словам контролеров, возле вокзалов по непонятным причинам немало безбилетников.

Наталья Саутина в автобусе «Барановичигортранса».

И правда, в первом же из автобусов – безбилетный пассажир. Молодой парень переминается с ноги на ногу: 

–  Да, я не заплатил. Почему? Денег нет. Я работаю, а денег нет, – он убирает дорогой смартфон в карман и показывает пустой кошелек.

На парня составляют протокол.

За три часа мы успели проверить 15 автобусов, поймать пять безбилетных пассажиров.

–  Сложно сказать, много это или мало: бывает, никого за рейд не поймаешь, а бывает и 30 человек. Но мы такому результату не очень рады: наша цель – не штрафов больше выписать, а сделать так, чтобы люди начали оплачивать проезд, – делится Андрей Мастиловский.

Андрей Мастиловский просматривает записи с видеорегистраторов.

Читать также
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up