1:03, 11 февраля 2017

Люди

remove_red_eye 1253

Барановичский художник Иосиф Голяк: «Отдел культуры идет по пути наименьшего сопротивления»

Иосиф Голяк считает, что талантливый художник, перед тем как вставить работу в раму, долго сомневается, достойно ли это публики. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

О равнодушии людей к искусству, о влиянии лавочек и фонтанов на эстетическое развитие детей, о состоянии барановичской культуры рассказал Intex-press барановичский художник  Иосиф Голяк, которому в прошлом году исполнилось 80 лет.

О пути от деревообработки к живописи

Огромное желание рисовать было у меня с детства. Но даже такая простая радость, как рисование на листе обычным карандашом, была недоступна: после войны все было в дефиците: карандаши, чернила, перья. Поэтому иногда я рисовал обычной палкой на земле. После семи классов пришлось поступать на плотника. Я понимал, что этим занятием смогу заработать на хлеб, а уже после отучиться на художника.

В квартире Иосифа Адамовича хранится несколько сотен его картин.

Поработал преподавателем строительных профессий, потом учителем труда в школе. Дважды пробовал поступить в театрально-художественный институт, но оба раза не получилось. Узнал, что можно заочно выучиться на живописца в институте имени Крупской в Москве. Главное – плати деньги. Поступил и буквально вырывал знания у своих педагогов. Начал рисовать. Оказалось, пустой лист бумаги и какая-то черточка на ней – это уже начало большого пути. Было бы желание.

Этюд

Этюд

Об академическом образовании и разочарованиях

За годы обучения я понял одну вещь: академическое образование не развивает художника, но дает много знаний. Хотя не каждый студент после академии становится художником. Прежде всего нужно иметь талант, затем освоить ремесло и развить свое мастерство. Только тогда начинается творчество. Но надо помнить, что разочарования в себе и своих работах неизбежны – через это должен пройти любой художник.
У меня тоже были моменты, когда я не знал, как закончить работу, и хотел все забросить. Выходил на природу или ходил на выставки. И снова брался за краски.

РЕКЛАМА
Автопортрет Иосифа Адамовича, вдохновленный работами Винсента Ван Гога.

Автопортрет Иосифа Адамовича, вдохновленный работами Винсента Ван Гога.

О заработке на искусстве

Сегодня многие молодые люди поступают в художественную академию, но в итоге бросают учебу, потому что понимают: искусством не прокормишься. Чтобы что-то продать широкой публике, которая не разбирается в искусстве, нужно придерживаться ее вкуса. А вкус у современной публики, как правило, низкий. И тот, кто заранее решил зарабатывать на своем творчестве, обречен на гибель.

Талантливый художник, прежде чем вставить свою работу в раму и показать ее, страдает, потому что сомневается, достойно ли это публики.
Сейчас сложно быть художником, все изменилось. В последнее время я даже перестал ездить на выставки и не посещаю галереи в Минске. Галерея – это место, где что-то можно продать. Мне там делать нечего.

О провокационности и развитии

Каждый человек, который приобщается к искусству, должен привнести в него что-то новое. И это новое должно быть провокационным. Тогда будет развитие. Казимир Малевич, который нарисовал черный квадрат, изменил искусство – благодаря ему появилась абстракция.
И так должно быть во всем. Только у нас нет этого. Если спросить у любого белоруса, знает ли он хоть одну современную белорусскую песню, он задумается. У нас будут годами петь про «канюшыну». Зачем придумывать что-то новое, если уже есть проверенное?..

О компьютерах и мусорных бачках

Недавно у меня была персональная выставка, и я не получил никакого отклика у нашей публики. Мои выставки посещали в основном мои знакомые и друзья. Иногда приходили школьники и учащиеся художественной школы.
Людей невозможно оторвать от диванов и компьютеров. Электроника вытеснила все виды искусства. Картины стали чем-то второстепенным. Сегодня Моцарта используют как туалетную бумагу. Его произведения играют в телефоне – будто это шарманка. Это ж надо додуматься до такого абсурда!
Раньше детей приучали к искусству. Сегодня это стало никому не нужно. А посмотрите на город! Расставили безобразные скамейки, мусорные бачки и фонтаны, которые напоминают неразорвавшуюся бомбу. У детей, которые видят это, нарушается эстетическое чувство.

О барановичской культуре

Развитие культуры в городе зависит от людей, которые им управляют. Но тот же отдел культуры идет по пути наименьшего сопротивления. В нашем городе есть коллективы, которые поют и танцуют одно и то же из года в год. Это не творчество, а самая настоящая рутина – как старые шнурки на ботинках. Они давно износились, но их все равно используют, потому что это проверено. И проблема в том, что даже если заменить эти шнурки на новые – ничего не изменится, нужно менять ботинки.
Я глубоко убежден, что у нас напрочь отсутствует развитие школ – музыкальных, театральных, живописных, а потому и нет развития учеников. Вроде дети посещают занятия и чему-то учатся, но это рутина без перспектив на развитие.

Иосиф Адамович считает, что самой сложной работай для художника является автопортрет.

Иосиф Адамович считает, что самой сложной работай для художника является автопортрет.

О «синдроме альпиниста»

Сейчас я ни над чем не работаю – просто отдыхаю. Я считаю, что еще не достиг того, чего хотел, но пришел к своей личной вершине, и сейчас у меня так называемый «синдром альпиниста». Зато теперь наступила пора, когда я ни о чем не беспокоюсь.
Я бы многое еще хотел освоить: акварель, пастель, но уже возраст не тот. Я все свободное время провожу в гараже и в своем «бункере» (квартире. – Авт.), там я прячусь от бесконечного мата и безобразия на улицах. Меня уже ничего не вдохновляет, да и как в этом городе можно вдохновиться?
Главное то, что я многое успел за свою жизнь. Я успел обеспечить себе безбедную старость, и теперь можно отдохнуть.

 

 

Читать также
Люди videocam

Умер Иосиф Кобзон

30.08.2018 remove_red_eye 3593
Комментарии

Правила комментирования

comments powered by Disqus
Scroll Up